Решение по иску Прокурора Октябрського района г.Уфы в интересах Юрищевой А.С. к Администрации ГО г.Уфа о признании бездействия незаконными



Дело № 2- 1496/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 июля 2011 года         г. Уфа

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Кадыровой Э.Р.

помощника прокурора      Даутовой Л.Р.

при секретаре                                                               Булатовой Р.Р..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и возложении на ответчика обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действуя в интересах Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не предоставлении с ноября 2007 года вне очереди жилого помещения Юрищевой А.С. и обязать ответчика предоставить Юрищевой А.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи 2 человека, мотивируя тем, что проведена проверка по заявлению Литвиновой Т.Ф. в интересах инвалида, по результатам которого установлено, что Юрищева А.С., ДД.ММ.ГГГГ.-инвалид, страдающей тяжелой формой хронического заболевания- симптоматической эпилепсией, распоряжением главы муниципального образования Октябрьский район г. Уфы от 22.11.2007г. №733 принята на учет граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, и имеет право на предоставление жилых помещений по договору социального найма вне очереди. В соответствии со справкой МСЭ -2006 от 15.11.2008г. №0001232602 Юрищевой А.С., ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена инвалидность. Согласно заключению КЭК №10 Республиканской психиатрической больницы №1 МЗ РБ от 10.02.2007г. Юрищева А.С. по состоянию здоровья имеет право на внеочередное и отдельное получение жилья в соответствии с ч.1 ст. 51, ч.2 п.3 ст. 57 ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от 16.06.2006г. №378 и право на пользование дополнительной жилой площадью на основании Постановления Правительства РФ от 21.12.2004г. №817.

Проверкой установлено, что до настоящего времени семья заявителя, имеющая ребенка-инвалида, отдельным жильем, предоставляемым по договору социального найма не обеспечена.

В последующем исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнены, где     и.о. прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ просит признать незаконным бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ, выразившееся в длительном не предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика предоставить Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи 2 человека общей площадью жилья 14-18 кв.м. на одного человека. Основания, по которым предъявлен иск, оставлены неизменными.

В последствии в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования уточнены, где     и.о. прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С.,1983г.р., просит признать незаконным бездействие Администрации ГО г. Уфа РБ, выразившееся в длительном не предоставлении жилого помещения по договору социального найма и обязать ответчика предоставить Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи 2 человека общей площадью жилья 14-18 кв.м. на одного человека с учетом дополнительной площади. Основания, по которым предъявлен иск, оставлены неизменными.

    В судебном заседании представитель прокуратуры Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан по доверенности Даутова Л.Р. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении и просила обязать ответчика устранить нарушения прав Юрищевой А.С. и обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Юрищевой А.С. согласно п. 3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по норме предоставления жилья с учетом права на дополнительную жилую площадь.

     Представитель Юрищевой А.С. по доверенности от 15.12.20101г. Литвинова Т.Ф. исковые требования прокурора поддержала, просила удовлетворить.

       Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики БашкортостанФилатов М.С. действующий на основании доверенности, иск прокурора г.Уфы Республики Башкортостан, заявленный в интересах Юрищевой А.С. не признал, заявив, что не представлены доказательства обоснованности заявленных требований. При предоставлении вне очереди Юрищевой А.С. жилого помещения по договору социального найма нарушаются права других очередников, состоящих в очереди ранее.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и возложении на ответчика обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

    В соответствии с п.4 ч.1 ст. 51 названного Кодекса гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.1.12 постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 1077 от 10 марта 2006 года« О полномочиях администраций районов городского округагород Уфа Республики Башкортостан и МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Создавать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа от 22 ноября 2007 года № 733 Юрищева А.С. с составом семьи 2 человека, включена во внеочередной список для предоставления жилых помещений, что не оспаривается сторонами.

В связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, что подтверждается заключением КЭК № 10 от 01 февраля 2007года и не оспаривается ответчиком, Юрищева А.С. 29.10.2007г. года обратилась в администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, о включении ее в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке в соответствии с ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, о чем свидетельствует копия ее заявления и материалов учетного дела очередника.

    Между тем, до настоящего времени Юрищева А.С. не обеспечена жилым помещением, что суд считает нарушением прав Юрищевой А.С., которая в соответствии с ч.1 ст.51, п.3 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской и постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 имеют право на получение жилого помещения по норме предоставления жилья, с учетом права на дополнительную жилую площадь в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 и ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

    Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Материалами дела установлено, что Юрищева А.С. зарегистрирована по адресу: г. Уфа, ул. <адрес> что подтверждается справкой о регистрации от 21.06.20101г. №8052. Актом проверки жилищных условий от 29.10.2007г. установлено, что Юрищева А.С. проживает по адресу: Уфа, ул. <адрес> в комнате площадью 17,3 кв.м., квартира коммунальная, благоустроенная.

Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в пункте 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма указанным лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом приведенных положений части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".

Из статьи 31Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Предусмотренный в субъекте Российской Федерации порядок реализации права на обеспечение инвалидов жилой площадью не препятствует названной категории граждан требовать предоставления жилого помещения на основании вышеназванных положений Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

При таких обстоятельствах суд считает, что исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и возложении на ответчика обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма подлежат удовлетворению в части предоставления жилого помещения во внеочередном порядке только на Юрищеву А.С., поскольку последняя имеет льготу на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в интересах Юрищевой А.С.,ДД.ММ.ГГГГ к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и возложении на ответчика обязанности вне очереди предоставить жилое помещение по договору социального найма -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в не предоставлении с ноября 2007года во внеочередном порядке жилого помещения Юрищевой А.С.ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Юрищевой А.С.ДД.ММ.ГГГГ рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, с учетом права Юрищевой А.С.,1983г.р на пользование дополнительной жилой площадью, но не менее 28кв.м. общей площади.

         Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий судья        подпись                      Э.Р.Кадырова

Копия верна: судья Э.Р.Кадырова

Секретарь Р.Р.Булатова