№ 2-3108/11 Р Е Ш Е Н И Е 11 августа 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Идрисовой А.В., при секретаре Вильдановой А.С., с участием представителей истца Кузьминой И.М., действующей по доверенности от 28 июля 2011 года, Суворовой Е.Б. старшего помощника прокурора города Уфы, представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Верещагиной Е.А., действующей по доверенности от 06 декабря 2010 года № 1/3618-13, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании пунктов 1,3 Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 6785 от 29 ноября 2010 года противоречащими закону и недействующими, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Уфы Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №6785 от 29 ноября 2010 года недействующим, указав в обоснование заявления, что Постановлением главы администрации ГО г. Уфа от 29.11.2010г. № 6785 установлена плата за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.Постановление опубликовано 30.11.2010 года в газете «Вечерняя Уфа» № 228.Однако, данный нормативный акт противоречит требованиям закона. Пунктом 1 постановления установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно Приложению № 1 к постановлению.Согласно позиции Минрегиона РФ, выраженной в письме от 06.03.2009г. № 6175-АД/14, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей также должен быть установлен дифференцированно для каждого многоквартирного дома соразмерно плате собственников помещений в таком доме и не может превышать ее.Между тем, администрацией ГО г. Уфа в нарушение ч. 1 ст. 156, ч. 4 ст. 158 и ч. ч. 2 и 3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в среднем по муниципальному образованию для большой группы домов без учета работ и услуг по каждому многоквартирному дому.Только собственники помещений уполномочены принимать решение о проведении в доме капитального ремонта и установления в связи с этим размера платы за капитальный ремонт. Орган местного самоуправления вправе устанавливать плату за капитальный ремонт только по результатам конкурса для собственников конкретного дома в случае, если дом нуждается в капитальном ремонте и собственники помещений не выбрали способ управления либо не реализовали его.Указанная позиция отражена в письме Минрегиона РФ от 05.03.2009 № 6091-АД/14 «Об установлении размера платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме».В результате установления платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за капитальный ремонт без учета конкретного объема работ по каждому дому население города вынуждено оплачивать жилищные услуги по завышенным ставкам, либо оплачивает услуги, которые им фактически не оказываются. Просит признать Постановление главы администрации ГО г. Уфа от 29.11.2010 г. № 6785 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением» противоречащим ч. 1 ст. 156, ч. 4 ст. 158 и ч. ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ, п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от13 августа 2006 года №491 и недействующим. В судебном заседании представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Верещагина Е.А. заявление не признала по основаниям, указанным в отзыве, дополнительно пояснила, что положения оспариваемого постановления не нарушают права и интересы собственников квартир в многоквартирном доме. Исследовав и оценив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу, что заявление удовлетворению не подлежит. Как усматривается из материалов дела, 29 ноября 2010 года Главой администрации ГО г. Уфа было вынесено постановление № 6785 об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей и собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Пунктом 1 названного постановления предусмотрено, что с 01 января 2011 года устанавливается плата за содержание и текущий ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения согласно приложению № 1. В приложении № 1 содержится перечень домов с определенными видами благоустройства и предоставляемых услуг, ставки оплаты за содержание и ремонт жилья для населения в месяц с 01 января 2011 года, разграниченными по типу жилья( отдельные квартиры и общежития квартирного типа или коммунальные квартиры и общежития коридорного типа). В соответствии с частями 1,2,3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Согласно ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). В силу пункта 36 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. В заявлении прокурор указывает, что оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству, а именно пункту 34 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491. Однако данный довод является необоснованным, так как пунктом 34 названных правил предусмотрен порядок установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, в то время как в постановлении Главы администрации ГО г. Уфа указано об установлении размера платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, а не в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом. Из выше сказанного следует, что оспариваемое постановление принято во исполнение части 4 ст. 158 Жилищного кодекса, поэтому порядок установления размера платы, предусмотренный пунктом 34 названных выше правил в данном случае не применяется. Также прокурором указано в заявлении, что в оспариваемом постановлении размер платы установлен без учета перечня, объемов и качества услуг в каждом многоквартирном доме. В соответствии с пунктом 29 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Пунктом 35 названных выше правил предусмотрено, что размеры платы за содержание и ремонт жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ. Из оспариваемого постановления и приложения к нему следует, что при установлении размера платы за содержание и ремонт жилья для населения в месяц с 01 января 2011 года установлено дифференцированно в зависимости от перечня, объема и качества услуг. Так из приложения № 1 к оспариваемому постановлению следует, что размер ставок платы за содержание и ремонт жилья установлен отдельно по квартирам и общежитиям квартирного типа и отдельно по коммунальным квартирам и общежитиям коридорного типа. Также установлены различные размеры ставок платы за содержание и ремонт жилья в зависимости от перечня услуг, предоставляемого жильцам домов (наличие (отсутствие) водопровода, канализации, лифта, ВДГО, услуг по уборке лестничных клеток). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что при издании оспариваемого постановления Главой Администрации ГО город Уфа были учтены перечень, объем и качество услуг и работ. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что указанные ставки являются несоразмерными перечню, объемам и качеству услуг и работ. Также заявитель не оспаривает в заявлении факт соразмерности ставок и предоставляемых услуг. Доводы прокурора о том, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен устанавливаться дифференцированно для каждого многоквартирного дома, не основаны на законе, так как в указанных выше нормах права не содержится требования об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения отдельно по каждому многоквартирному дому. Довод прокурора о том, что в письме Министерства регионального развития РФ от 06 марта 2009 года № 6175-АД/14 разъяснено о необходимости устанавливать размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений дифференцированно для каждого многоквартирного дома, не является основанием для признания оспариваемого постановления противоречащим закону и недействующим, так как в силу ст. 13 ГК РФ может быть признан недействительным нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Согласно ст. 5 Жилищного кодекса РФ в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. Поскольку указанное письмо дало разъяснение о порядке применения требований законодательства РФ, то указанное письмо не является нормативным правовым актом. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что не имеется оснований для признания пункта 1 оспариваемого постановления противоречащим закону и не подлежащим применению. Пунктом 3 оспариваемого постановления рекомендована с 01 января 2011 года плата за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решения об установлении размера платы за капитальный ремонт в размере 2,80 руб. за 1 кв. метр. Размер платы за капитальный ремонт многоквартирного дома в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 и частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) может устанавливаться по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В письме Министерства регионального развития РФ от 5 марта 2009 г. N 6091-АД/14 разъяснено, что установление размера платы за капитальный ремонт органами местного самоуправления законодательством Российской Федерации допускается в соответствии с пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила) по результатам открытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 г. N 75. В этом случае плата за капитальный ремонт устанавливается в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации для многоквартирного дома. В случаях неправомерного установления органами местного самоуправления указанной платы муниципальными правовыми актами такие акты подлежат отмене. Однако из оспариваемого постановления следует, что органом местного самоуправления не была установлена плата за капитальный ремонт. В оспариваемом пункте постановления указано, что размер платы за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений в размере 2,80 руб. за квадратный метр общей площади носит рекомендательный характер, поэтому оснований для признания данного пункта противоречащим действующему законодательству и недействующим не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Отказать в удовлетворении заявления Прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании пунктов 1,3 Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 6785 от 29 ноября 2010 года противоречащими закону и недействующими. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Октябрьский районный суд г. Уфы. Судья подпись А.В. ИдрисоваВпоследствии, прокурором было подано заявление об изменении предмета требований, в котором прокурор просил признать пункты 1,3 Постановления главы администрации ГО г. Уфа от 29.11.2010 г. № 6785 «Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за пользование жилым помещением» противоречащими ч. 1 ст. 156, ч. 4 ст. 158 и ч. ч. 2 и 3 ст. 162 ЖК РФ, п. 34 и 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 и недействующими.
В судебном заседании представители заявителя Кузьмина И.М. и Суворова Е.Б. заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.