Решение по иску Ромазановой И.С., Ромазанова А.С. к Администрации ГО г.Уфа о признании действий незаконными



Дело № 2-2150/11

ЗАОЧНОЕ     Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2011 года     город Уфа

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи         Кадырова Э.Р.

при секретаре                                                             Булатовой Р.Р.

с участием истцов Рамазанова А.С. и Ромазановой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромазановой И.С. и Ромазанова А.С. о признании незаконными действий Администрации Октябрьского района г.Уфы, обязании включить в список на предоставление социальной выплаты сертификата государственной поддержки для улучшения жилищных условий как вынужденных переселенцев,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Ромазанова И.С. и Рамазанов А.С. обратились в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным действий Администрации Октябрьского района г. Уфа в отказе включении в список на предоставление социальной выплаты государственной поддержки для улучшения жилищных условий как вынужденных переселенцев, мотивируя тем, что в июле 1997 г. в связи с гражданской войной в Таджикистане истцы, несовершеннолетние на тот момент, Ромазановой И.С. и Ромазанова А.С. вместе с мамой Рамазановой Н.С. (Гибадуллина Н.С.) вынуждены были переехать на историческую Родину г. Уфа, на постоянное место жительство. Им было выдано удостоверения вынужденных переселенцев 1180/55-001268-02 Ромазановой И.С. и 1180/55-001268-03 Ромазанова А.С..

Рамазановой Н.С. была принята вместе с нами детьми на учет как вынужденные переселенцы, нуждающиеся в жилом помещении, как в Администрации Октябрьского р-на г. Уфа, так и в территориальном органе Федеральной миграционной службы и были включены в сводные списки вынужденных переселенцев с июля 1997 года по настоящее время. Каждый год, статус вынужденного переселенца всех членов семьи продлевался. При своевременном очередном обращения в Миграционную службу о переучете и продлении статуса вынужденного переселенца в июне 2009 г. и предоставлении запрашиваемых справок в УФМС по РБ, а именно, справки об отсутствии жилья из УФРС по РБ, ЖЭУ и т.д. специалистами Миграционной службы г. Уфа, детям статус продлевается по настоящее время, а в отношении мамы статус не продлили, в связи с тем, что ею был заключен договор долевого участия на квартиру с кооперативом «Своими руками», с рассрочкой платежа на 10 лет, но право собственности не возникло в связи с неполной выплатой паевого взноса. По этой причине не было оснований для государственной регистрации права собственности квартиры. До настоящего времени семья истцов никакие выплаты и субсидии не получали.

Истцы Ромазанова И.С. и Рамазанов А.С. в судебном заседании поддержали исковое заявление и просили удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостанна судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поэтому суд, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из этих конституционных норм следует, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, осуществляет свое право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства по своему усмотрению, и это право может быть ограничено только Федеральным законом в той мере, в какой это необходимо для достижения перечисленных выше целей.

Законом РФ от 19 февраля 1993 года N 4530-I "О вынужденных переселенцах" (в ред. Федеральных законов от 20.12.1995 N 202-ФЗ, от 07.08.2000 N 122-ФЗ) определен статус вынужденных переселенцев, установлены экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В ст. 1 данного Закона содержится определение понятия "вынужденный переселенец": "Вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных нормах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушениях общественного порядка".

Судом установлено, что в 1997 году истцы Ромазанова И.С. и Рамазанов А.С. с членами своей семьи - матерью Ромазановой Н.С. приехали в Республику Башкортостан из Таджикистана в связи гражданской войной.

Согласно удостоверениям АД № 0001724, АД № 0001723 Рамазанов А.С. и Ромазанова И.С. являются вынужденными переселенцами.

Как следует из постановления главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа № 1107 от 22.06.1998 года Рамазанова Н.С. с составом семьи из трех человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Справкой УФМС России по РБ №1/9-14678 от 10.08.2010 года подтверждено, что Ромазанова И.С. и Рамазанов А.С. состоят на учете в УФМС России по РБ как вынужденные переселенцы. Истцы не получали жилья для постоянного проживания ссуды и субсидий на строительство (приобретение) жилья, компенсации за утраченное жилье.

Согласно справке о регистрации от 07.07.2010 года № 5429 Ромазанова И.С. и Рамазанов А.С. зарегистрированы по адресу: <адрес>

Письмом Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа от 03.11.2010 года № 75-03-3823 Рамазановой И.С. и Ромазанову А.С. было отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, поскольку указанные лица с заявлением о постановке на учет нуждающихся в получении жилых помещений в Администрацию района не обращались. С указанным заявлением обращалась их мать.

Подпунктами 2 и 4 пункта 1 статьи 7 названного Закона установлено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    

Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, постановлением от 8 ноября 2000 г. N 845 утвердило Положение, которое определяет порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами.

Согласно подпунктам «б», «в», «г» пункта 3 названного Положения федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:

- осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим

Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания;

- оказывают вынужденным переселенцам помощь при вступлении в жилищный кооператив и в индивидуальном жилищном строительстве, включая предоставление (приобретение) земельного участка и приобретение строительных материалов;

- предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 "О предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья".

Учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения осуществляется комиссией территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации по распределению жилья по месту нахождения этих лиц на учете в качестве вынужденных переселенцев, действующей на основании положения, утверждаемого Министерством (п.14 Положения).

В соответствии с пунктом 16 названного Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения вынужденный переселенец лично подает в комиссию заявление по форме, утверждаемой Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации...

В силу п.19 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации принятие вынужденных переселенцев на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения не лишает их права состоять на учете нуждающихся в жилье для постоянного проживания, на получение безвозмездной субсидии или долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья, на использование иных видов государственной помощи на строительство (приобретение) жилья. На вынужденного переселенца (семью вынужденного переселенца), принятого на учет нуждающихся в жилых помещениях для временного поселения, формируется одно учетное дело (п.20 Положения).

Закон Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" предусматривает для вынужденных переселенцев такие виды государственной помощи, как получение безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья; участие территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в финансировании строительства (приобретения) и распределения жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев (статья 7). При этом вынужденный переселенец самостоятельно выбирает способ жилищного обустройства, используя тот или иной вид государственной помощи.

На основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 регламентируются некоторые вопросы реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы". Данным постановлением установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации вышеуказанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Утвержденными указанным Постановлением Правительства РФ Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации вышеназванной подпрограммы (далее - Правила) предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета субсидии (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения. Сертификат не является ценной бумагой. Предоставление субсидии является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения. Участие в подпрограмме добровольное.

В силу пп. "ж" п. 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами ФМС в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.

Согласно п. 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, изъявившие такое желание.

Материалами дела установлено, что истцы с 1998 года как вынужденные переселенцы с составом семьи три человека состоят в едином списке граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма а также включены в список граждан на получение государственного жилищного сертификата на приобретение жилья.

Письмом Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа №75-03-3823 от 03.11.20101г. истцам было сообщено, что последние не значатся в списке граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд считает, что исключение ответчиком истцов с учета списка граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий является незаконным, поскольку истцы не утратили данное право, ответчиком обратное не доказано, следовательно Администрация Октябрьского района г. Уфы обязана поставить Ромазанову И.С. и Рамазанова А.С. в список на предоставление социальной выплаты в 2010г-2011г. (сертификата) государственной поддержки для улучшения жилищных условий как вынужденные переселенцы.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

       Исковые требования Ромазановой И.С. и Ромазанова А.С. о признании незаконными действий Администрации Октябрьского района г.Уфы, обязании включить в список на предоставление социальной выплаты сертификата государственной поддержки для улучшения жилищных условий как вынужденных переселенцев - удовлетворить.

          Признать действия Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об исключении из списка очередников Ромазанова А.С. и Ромазановой И.С. на предоставление социальной выплаты 2010 года государственной поддержки для улучшения жилищных условий незаконным и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан включить Ромазанова А.С. и Ромазановой И.С. в список на предоставление социальной выплаты в 2010-2011 гг. государственной поддержки для улучшения жилищных условий как вынужденных переселенцев.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд г. Уфы заявление об отмене решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии решения.

Заочное решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд РБ в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение 10 дней со дня вынесения определения об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова

Копия верна: судья               Э.Р.Кадырова

                    секретарь                                  Р.Р.Булатова