по иску Гайсиной Г.Х. к Администрации Октябрьского района ГО г.Уфа РБ о признании незаконным отказа в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий



Дело № 2- 3795\11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи                                                                        Файзрахмановой Г.Р.

при секретаре                                                          Валетдиновой Р.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гайсиной Г.Х. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета,

установил:

    Гайсина Г.Х. обратилась в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июля 2011 года в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем и обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять ее ( т.е. Гайсину Г.Х.) на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях и включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

    В обоснование иска Гайсина Г.Х. указала на то, что вдовой ветерана Великой Отечественной войны - ФИО15 и нуждается в постороннем уходе.

Она (истец) проживает в двухкомнатной квартире, общей площадью 53,9 кв.м., в том числе жилой площадью 29,3 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, в которой кроме нее (истца), зарегистрированы еще четыре человека. Таким образом, на каждого члена семьи приходится по 10,78 кв.м. общей площади квартиры, что является основанием для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

    Она обратилась к ответчику с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», однако ответчик 01 июля 2011 года незаконно отказал ей в этом, сославшись на пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Считает данный отказ незаконным.

    В судебном заседании представители истца Гайсиной Г.Х. - Габдулахатова З.Х., действующая на основании доверенности (доверенность в деле, л.д.17), она - же третье лицо, настаивала на удовлетворении иска Гайсиной Г.Х. по основаниям, указанным в исковом заявлении.

    Истец Гайсина Г.Х., третьи лица Габдулахатов Ф.Р., Габдулахатов Р.Ф. в судебное заседание не явились, представив в суд письменные заявления, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Третье лицо Габдулахатов Р.Ф. в судебное заседание так же не явился по телефону просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики БашкортостанАлимова И.Р.,действующая на основании доверенности № 75-04-1093 от 17 мая 2011 года, иск Гайсиной Г.Х. не признала, пояснив, что Гайсина Г.Х. обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако ей было отказано по тем основаниям, что из представленных Гайсиной Г.Х. документов следует, что последняя с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, состоящем из двух комнат, общей площадью 53,9 кв.м., находящемся в муниципальном жилищном фонде, совместно с дочерью, зятем и двумя внуками.

    Ранее до ДД.ММ.ГГГГ года Гайсина Г.Х. проживала в частном доме, площадью 51,4 кв.м. в <данные изъяты>, принадлежащем ей на праве собственности и который она 15 апреля 2011 года подарила ФИО19

    Таким образом, Гайсина Г.Х. зарегистрировалась в городе Уфе по месту жительства после внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Считает, что истец Гайсина Г.Х. совершила действия, в результате которых обрела нуждаемость в жилых помещениях, она в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

    В связи с изложенным распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 700 от 01 июля 2011 года Гайсиной Г.Х. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

    Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает иск Гайсиной Г.Х. подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно статье 5 названного Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 714 от 07 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010 года), государственная поддержка по обеспечению жильем предоставляется нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

    Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

    Ограничение названной статьи Федерального закона в той части, что жильем могут быть обеспечены ветераны и члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной Войны, нуждающихся в улучшении жилищный условий, вставшие на учет до 01 марта 2005 года, исключено Федеральными Законами «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах» от 29.06.2009 года № 135-ФЗ, от 21.12.2009 года № 327-ФЗ, от 06.05.2010 года № 79-ФЗ.

Установлено и не оспаривается сторонами, что истец Гайсина Г.Х. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны - ФИО15, с ДД.ММ.ГГГГ проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, состоящем из двух комнат, общей площадью 53,9 кв.м., в том числе жилой площадью - 29,3 кв.м.

На основании договора социального найма жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, заключенного 29 марта 2004 года между муниципальным унитарным предприятием Управление жилищного хозяйства г.Уфы, с одной стороны, и Габдулахатовой З.Х. - с другой, последняя является нанимателем спорного жилого помещения

Кроме истца Гайсиной Г.Х., в указанной квартире также зарегистрированы и проживают ее дочь - Габдулахатова З.Х., зять - Габдулахатов Ф.Р., и двое внуков Габдулахатов Р.Ф. и Габдулахатов Р.Ф., о чем свидетельствует справка о регистрации № 6700, выданная филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Сипайлово-3» 07 июля 2011 года (л.д.12).

     

03 июня 2011 года Гайсина Г.Х. обратилась в Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с приложением всех необходимых документов, предусмотренных действующим законодательством (л.д.8).

    Однако Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом за № 75-03-2323 от 01 июля 2011 года необоснованно отказала принять Гайсину Г.Х. на учет нуждающихся в жилых помещениях согласно пункту 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (л.д.9).

      Кроме того, представитель ответчика в судебном заседании пояснила, что на основании договора дарения, заключенного 15 апреля 2011 года между Гайсиной Г.Х., с одной стороны, и ФИО19 - с другой, жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие ранее истцу Гайсиной Г.Х. перешло в собственность сына последней - ФИО19 то есть Гайсина Г.М. намеренно ухудшила свои жилищные условия, и, она в силу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации может быть поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении не ранее чем, через пять лет, после совершения такой сделки

     

    Суд считает данный отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в постановке истца Гайсиной Г.Х. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным.

Так, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 54 названного Кодекса отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Между тем, ответчиком не представлены доказательства обоснованности своих доводов о том, что истец Гайсина Г.Х. после внесения изменений в Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» совершила действия с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Из представленных в суд документов установлено, что ранее истец Гайсина Г.Х. проживала в доме <адрес>, в котором не имеется холодной и горячей воды, канализации, находясь в преклонном возрасте и нуждаясь в постороннем уходе, Гайсина Г.Х. вынуждена была вселиться в двухкомнатную квартиру из муниципального жилищного фонда, общей площадью 53,9 кв.м., где кроме нее, зарегистрированы и проживают еще четыре человека, и на каждого приходится по 10,78 кв.м. общей площади жилого помещения. Действия Гайсиной Г.Х. не связаны с ее намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Представитель ответчика - Алимова И.Р., которой суд, определив юридически значимые обстоятельства, разъяснил статью 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании не оспаривала изложенные обстоятельства и своевременно не представила в суд доказательства в их опровержение.

Других доказательств отсутствия оснований для принятия истца на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, включения истца в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, ответчик так же не представил в суд.

    Между тем быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, а так же определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Перечень оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях установлен статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.12 Постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 1077 от 10 марта 2006 года«О полномочиях администраций районов городского округагород Уфа Республики Башкортостан и МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Создать комиссии по признанию граждан малоимущими при администрациях районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Вносить предложения и осуществлять подготовку документов по выделению жилой площади гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах истец Гайсина Г.Х. должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Изложенное влечет удовлетворение иска Гайсиной Г.Х. в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

    иск Гайсиной Г.Х. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 01 июля 2011 года в принятии     Гайсину Г.Х. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Гайсину Г.Х. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включить ее в список ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

судья                              Файзрахманова Г.Р.