Дело № РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 мая 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Динекеевой Э.Р., при секретаре Курбановой А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амирова Я.А., Шинкаревой Н.В., Ефремова С.Н. к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в признании частного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, УСТАНОВИЛ: Амиров Я.А., Шинкарева Н.В., Ефремов С.Н. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным отказа в признании частного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Свои требования мотивировали тем, что они являются законными собственниками долей в домовладении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 148,7 кв.м., на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010567:95, площадью 444 кв.м., предназначенного для индивидуальной одноэтажной застройки. Согласно справки ГУП БТИ № от ДД.ММ.ГГГГ Амиров Я.А. имеет на праве собственности 12/100 доли, Шинкарева Н.В. - 13/100, Ефремов С.Н.. - 13/100. Домовладение состоит из двух домов, условно обозначенных литерами А и Б. Квартиры истцов расположены в ддоме под литером Б, что указано в техническом паспорте на индивидуальный жилой дом. При пожаре в ночь с 19 по ДД.ММ.ГГГГ дом получил повреждения и пришел в негодность для проживания, согласно справке о пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ огнем уничтожена кровля дома, повреждены потолочные перекрытия и стен квартир № и №, <адрес> № закопчены продуктами горения и залиты водой в ходе тушения пожара. В Госжилинспекцию истцом Амировым Я.А. было направлено заявление о создании межведомственной комиссии для признании жилого помещения непригодным для проживания, входящий № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое был получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о направлении их обращения в Администрацию ГО <адрес>, главе Администрации ГО <адрес> ФИО6 Ответа на данное обращение получено не было. Истцами Шинкаревой Н.В., Амировым Я.А. ДД.ММ.ГГГГ было направлено заявление на имя главы Администрации ГО <адрес> ФИО6 для разрешения восстановления сгоревшего дома, на основании которого была создана комиссия по землепользованию и застройке в главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации ГО <адрес>. Получен отказ №/и от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении дома в связи с запретом строительства индивидуальных жилых домов на данном земельном участке, так как он расположен в зоне красных линий. В приемную Администрации Президента РБ истцы направили заявление о создании межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которое было перенаправлено в Госжилинспекцию ДД.ММ.ГГГГ. Письмом № обращение было перенаправлено в Администрацию ГО г. Уфа. Амировым Я.А. получен ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о создании межведомственной комиссии для оценки пригодности для проживания жилого дома, согласно которому отказано в признании частного жилого дома аварийным и подлежащим сносу на основании того, что: 1) дом находиться у истцов на правах частной собственности и все бремя содержания несет собственник данного имущества, что противоречит постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; 2) строение не соответствует требованиям закона № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает критерии для предоставления финансовой поддержки при расселении аварийных многоквартирных домов, поставленных на учет до ДД.ММ.ГГГГ, а так же регулирует работу фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, но не устанавливает никаких дополнительных критериев для признания жилого помещения аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», жилые помещения расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, земелетрясений, неравномерной усадки грунтов, а так же в результате других сложных геологических явлений следует признать непригодным для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу. Согласно постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», по результатам работы комиссия может принять не только решение о непригодности и сносе строения, но и решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В связи с чем истцы просят признать незаконным отказ в признании частного дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Обязать Администрацию ГО г. Уфа провести повторную межведомственную комиссию, по результатам которой жилой дом признать аварийным и подлежащим сносу, или аварийным и подлежащим реконструкции. В судебном заседании истцы Шинкарева Н.В., представитель истца Ефремова С.Н. - Привалова Л.И., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, на иске настояли по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснили, что литер А снесен. Просят провести повторную межведомственную комиссию, где либо признать их дом литер Б аварийным и подлежащим сносу, для предоставления нового жилья; либо признать аварийным и подлежащим реконструкции. До пожара их дом аварийным признан не был. Земельный участок, на котором расположен дом, находится в государственной собственности. В настоящее время разрешения на снос дома не имеется, но также и не имеется разрешения на реконструкцию жилого дома, поскольку земельный участок расположен в границах красных линий. Представитель ответчика Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа - Махмутова Р.М., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, с иском не согласна и пояснила, что спорный дом находится с частной собственности. В соответствии в ГК РФ собственник сам несет бремя содержания своего имущества. Межведомственная комиссия вправе признать дом аварийным, но это не является их обязанностью. При этом сослалась на определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О. Истец Амиров Я.А., истец Ефремов С.Н., будучи надлежащим образом извещенными о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Суд, выслушав мнение сторон, находит возможным рассмотреть дело в отсутствии истов Амирова Я.А., Ефремова С.Н, на основании ст.167 ГПК РФ, с участием представителя Ефремова С.Н. - Приваловой Л.И.. Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации - 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Амиров Я.А. (12/100 долей), Шинкарева Н.В.( 13/100 долей ), Ефремов С.Н. ( 13/100 долей) являются сособственниками многоквартирного домовладения, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 148,7 кв.м., расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, предназначенного для индивидуальной одноэтажной застройки. Домовладение состоит из двух домов, условно обозначенных литерами А и Б. Сособственник 6/100 долей ФИО10 умерла. Истцы и умершая ФИО10 проживали ранее в квартирах <данные изъяты> Также установлено, что в домовладении по вышеуказанному адресу ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ в 2-этажном 4-квартирном доме по <адрес> в результате пожара уничтожена кровля дома, значительно повреждены потолочные перекрытия и конструкции стен квартир №, №, а также домашнее имущество: помещения квартир №, №, закопчены продуктами горения и залиты водой в ходе тушения пожара. ДД.ММ.ГГГГ Амировым Я.А. направлено заявление в Госжилинспекцию РБ (вх.№ 6139 от ДД.ММ.ГГГГ), в котором истец просил признать дом аварийным и подлежащим сносу. Согласно письма № от ДД.ММ.ГГГГ заявление Амирова Я.А. направлено Главе Администрации ГО <адрес> для рассмотрения и принятия мер в соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ обращение Амирова Я.А. рассмотрено и направлено в Государственную жилищную инспекцию РБ. Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Госжилинспекция РБ обращается к Главе Администрации ГО г Уфа о создании межведомственной комиссии для обследования <адрес>. Согласно письма Администрации ГО г Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ была создана межведомственная комиссия, которая, как указано в письме, вправе принимать решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В случае признания дома аварийным и подлежащим сносу Администрация ГО г. Уфа предъявляет собственникам жилых помещений требование о его реконструкции либо о сносе в установленные сроки, далее осуществляет процедуру изъятия земельных участков и жилых помещений путем выкупа. Расселение ветхих жилых домов в городском округе г.Уфа осуществляется по муниципальной адресной программе «Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007-2015 годы», утвержденной решением Совета городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции № от ДД.ММ.ГГГГ). В первую очередь расселение должно осуществляться из жилых домов, находящихся в муниципальной собственности. Перечень ветхих жилых домов, подлежащих сносу, утверждается муниципальной адресной программой. В региональную адресную программу на получение средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда включаются многоквартирные жилые дома, в отношении которых решение о признании аварийными либо непригодными для проживания было принято до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке. Жилой дом по <адрес> года постройки, принадлежит гражданам на правах частной собственности, не соответствует требованиям ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ « О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в связи с чем оснований для включения его в программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда не имеется. Дом находится в нежилом состоянии. Согласно письма Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа № /и от ДД.ММ.ГГГГ истцу Шинкаревой Н.В. отказано также и в восстановлении дома в связи с запретом строительства индивидуальных жилых домов на земельном участке по <адрес>, расположенном в границах красных линий. В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту - Положение) - признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан (п.8). Жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, следует признавать непригодными для проживания, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу (п.38). По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: - о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; - о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки ( при необходимости с технико-экономическим обоснованием) см целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; - о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; - о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; - о признании много квартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции ( п.47). По окончании работы комиссия составляет в 3-х экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению № (п.48). Положением в разделе II предусмотрены требования, которым должно отвечать жилое помещение, в разделе III положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Из выписки из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания Межведомственной комиссии ГО г.Уфа РБ по признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - вопрос рассмотрен по представлению прокуратуры г.Уфы об устранении нарушений жилищного законодательства в связи с письменным отказом Администрации ГО г.Уфы в рассмотрении обращения Амирова А.Я. о признании жилого дома непригодным для проживания в связи с наличием частной собственности на дом. Решением МВК Го г.Уфы «отказано в рассмотрении вопроса о признании частного жилого дома по <адрес> ГО г.Уфы РБ аварийным и подлежащим сносу». Однако, из текста указанной выписки не усматривается наличия оснований, предусмотренных разделом II Положения, согласно которому жилое помещение отвечало бы необходимым требованиям. Между тем, как видно из ответа Государственной жилищной инспекции РБ от ДД.ММ.ГГГГ № - Госжилинспекцией РБ проведена инспекционная проверка с выходом на место, в ходе которой установлено: после пожара, произошедшего в 2008 году, отсутствует кровля дома, местами отсутствуют межкомнатные деревянные перекрытия, оконные блоки, коммуникации к дому не подведены. На момент инспектирования в доме никто не проживает, так как дом для проживания не пригоден. В связи с чем инспекцией рекомендовано Администрации ГО г.Уфы создать межведомственную комиссию для обследования названного дома. О том, что дом находится в нежилом состоянии видно также и из оспариваемого истцами ответа Администрации ГО г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. Суд находит, что при рассмотрении обращения истца Амирова Я.А. на заседании МВК ГО г.Уфы не выполнены требования п.47 Положения, поскольку принято решение об отказе в признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, в то время как принятие решения в указанной формулировке не предусмотрено данной нормой. Согласно положений п.47 Положения комиссия должна принять одно из вышеуказанных в данном пункте решений. Из текста решения МВК ГО г.Уфы не усматривается наличие оснований для признания его соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению и его пригодности для проживания, либо о несоответствии помещения указанным требованиям с указанием оснований, по которым оно признается непригодным для проживания, а также не усматривается наличие либо отсутствие оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции. В то же время аварийность указанного дома после пожара в суде ответчиком не оспаривалась. Доводы представителя ответчика о том, что Администрация ГО г.Уфы не обязана, а только лишь вправе признавать многоквартирный дом, находящийся в частной собственности, непригодным для проживания являются необоснованными. В силу п.2 Положения - его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации. Согласно Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО12, на нарушение его конституционных прав статьями 1,247 и 263 ГПК РФ и пунктом 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - оспариваемая в жалобе норма пункта 8 Положения…, устанавливающая право органа местного самоуправления принимать решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, не предусматривает возможность произвольного принятия решения и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе. Учитывая, что судьба непригодного для проживания жилого <адрес> литер Б на день рассмотрения дела в суде не разрешена в соответствии с разделом IV Положения (снос либо его реконструкция), оспариваемый истцами отказ ответчика следует признать незаконным. Таким образом, исходя из вышеизложенных обстоятельств, исковые требования об обязании ответчика провести повторную межведомственную комиссии, по результатам которой признать вышеуказанный дом или аварийным и подлежащим сносу, или аварийным и подлежащим реконструкции - подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Амирова Я.А., Шинкаревой Н.В., Ефремова С.Н. к Администрации городского округа <адрес> о признании незаконным отказа в признании частного дома аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, удовлетворить. Признать отказ Администрации ГО г.Уфы, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в признании частного жилого дома по <адрес> аварийным и подлежащим сносу незаконным. Обязать Администрацию ГО г.Уфы провести повторное заседание Межведомственной комиссии ГО г.Уфы для принятия решения в отношении частного жилого дома по <адрес> в соответствии с разделом IV Положения опризнании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. На решение может быть подана кассационная жалоба в течение 10 дней в Верховный Суд РБ. Судья: Э.Р. Динекеева