Дело № 2- 3722/2011 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации г. Уфа 06 сентября 2011 года Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.; при секретаре Ризвановой Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамсутдинова Д.М. к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа об оспаривании решения органа местного самоуправления и признании права собственности на земельный участок, установил: Шамсутдинов Д.М. обратился в суд с иском к Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа (далее- УЗР) с требованием признать отказ УЗР незаконными и обязать комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа (далее- Комитет) расторгнуть договор аренды и признать за ним право собственности на спорный земельный участок. В обоснование требований истец указал о том, что ему на праве собственности принадлежит индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес>, который принадлежит ему на основании договора купли-продажи № от 09 октября 1987 года, удостоверенного государственным нотариусом седьмой Уфимской государственной нотариальной конторы БАССР ФИО11 Указанный жилой дом расположен на земельном участке, площадью 780 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование- для обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек и завершения строительства пристроя, категория земель- земли населенных пунктов, адрес: <адрес>. В порядке досудебного урегулирования спора, истец обращался в Администрацию городского округа город Уфа с письмом от 26 мая 2011 года с просьбой о расторжении существующего договора аренды и предоставлении ему в собственность бесплатно в порядке приватизации спорного земельного участка, основываясь на положениях ст. 2 ФЗ N 137- ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 36 Земельного Кодекса РФ. На обращение истца им получен ответ УЗР №ф от 09 июня 2011 года, содержащий отказ в расторжении договора аренды, в связи с отсутствием оснований для расторжения и отказ в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность в связи с нахождением спорного земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Отказ УЗР послужил поводом для обращения в суд с вышеуказанным иском. В судебное заседание истец не явился, извещен надлежаще, в суд представлено заявление о рассмотрении дела без его участия. Представитель истца- Галлямов Ф.Ф., действующий на основании доверенности № от 27 апреля 2011 года, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в объеме, изложенном в исковом заявлении. Представитель ответчика- Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в судебное заседание не явился, возражения на иск не представил, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Представители третьих лиц- Администрации городского округа город Уфа, комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом. Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц. Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд. Других оснований для отказа в приватизации земельных участков законом не предусмотрено. В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (Постановление от 03.11.1998 года N 25-П, Определение от 12.05.2005 г. N 187-О). Из п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов- подготовить Решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и направить его заинтересованному лицу- собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. Как видно из представленной истцом справки ГУП БТИ по РБ № от 28 июня 2011 года, домовладение по адресу: <адрес> различные периоды принадлежало: - ФИО1, (доля 1/1) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании договора о праве застройки № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО2, (доля 1/4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО3, (доля 1/16) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО3, (доля 1/2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО3, (доля 1/4) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО4, (доля 1/16) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО5, (доля 1/16) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО6, (доля 1/16) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО7, (доля 13/16) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ; - ФИО8, (доля 13/16) на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от ДД.ММ.ГГГГ На основании ст. 25.2 ФЗ № 122 от 21.07.1998 г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» граждане, которым до введения в действие Земельного Кодекса РФ предоставлен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, вправе зарегистрировать на такой земельный участок право собственности. При этом основанием для государственной регистрации являются документы, перечисленные в указанной статье, среди которых указан и иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельный участок. Истцом предоставлена нотариально удостоверенная копия договора о праве застройки № от ДД.ММ.ГГГГ. Анализ указанного договора наряду с указанной справкой БТИ даёт законное основание отнести его к документам, устанавливающим право на спорный земельный участок. При этом указанным договором застройки не установлен вид права, на котором спорный земельный участок был предоставлен, что на основании п.п. 9.1 ст. 3 ФЗ № 137 от 25 октября 2001 года «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» означает, что спорный земельный участок был первоначально предоставлен ФИО2 на праве собственности. В соответствии со ст. 273 ГК РФ Гражданского Кодекса РФ- при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом. Из совокупности вышеуказанного, суд приходит к мнению, что вместе в правом собственности на приобретенный истцом жилой дом, к нему перешло и право собственности на спорный земельный участок. На основании п. 4 ст. 56 Земельного Кодекса РФ отнесение земельных участков к участкам, которые расположены в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, является одним из видов ограничений прав на земельные участки. В соответствии с п. 3 ст. 27 Земельного Кодекса РФ- содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами. В соответствии с п. 3 ст. 56 Земельного Кодекса РФ- ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Как следует из п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ же УЗР в предоставлении земельного участка в собственность истца со ссылкой на нахождение спорного земельного участка в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения суд находит несостоятельным, он не содержит ссылки на номер, дату и другие реквизиты акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или решения суда об отнесении спорного земельного участка к землям, расположенным в первом или втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, к нему не приложены документы территориального планирования, на основе которых наложено ограничение в виде отнесения спорного земельного участка к землям, расположенным в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, содержащих конкретные направления развития территории и перечень тех земельных участков, которые должны быть ограничены в использовании. Необходимость наличия указанных документов установлена п.п. п. 9 ст. 10 Градостроительного Кодекса РФ. Не соблюдена процедура обязательной государственной регистрации ограничения на спорный земельный участок в виде отнесения его к вышеуказанным землям. Напротив, судом установлено, что по адресу: <адрес>, находится жилой дом с надворными постройками, принадлежащий истцу, а не является зоной санитарной охраны водных объектов. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о зарегистрированных ограничениях отсутствуют. В его графе 9 «разрешенное использование» указано- для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. В имеющейся в деле Выписке из Единого Государственного Реестра Прав за № от 21.06.2011 г., кроме ограничения в виде права аренды самого истца иных ограничений, обременений или других правопритязаний нет. Из вышеуказанного суд приходит к мнению, что ответ УЗР в части отказа в предоставлении в собственность является формальным, им не соблюден надлежащий порядок отнесения испрашиваемого земельного участка к землям, ограниченным в обороте. Требование истца о расторжении существующего договора аренды, суд так же считает обоснованными по следующим основаниям. В соответствии с п. 6.5 договора аренды, у Арендодателя есть право в одностороннем порядке расторгнуть договор аренды, но аналогичное право Арендатора не указано. Однако п. 5.5 договора аренды предусмотрены иные права арендатора и арендодателя, что по мнению суда, с учетом отсутствия прямого указания на то в договоре аренды, даёт право арендатору на одностороннее расторжение договора. При этом требование о досудебном обращении с просьбой о расторжении истцами выполнено, соответствующее письмо в материалах дела имеется. Кроме того, первоначальное предоставление спорного земельного участка в собственность ФИО2, которое не было известно сторонам договора аренды при его заключении и было установлено в ходе судебного разбирательства, суд находит существенным изменением обстоятельств, что в соответствии со ст. 451 Гражданского Кодекса РФ является бесспорным основанием для его одностороннего расторжения истцом. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены суду доказательства того, что спорный земельный участок находится во второй зоне санитарной охраны водных объектов, равно как и не приведены законные основания, по которым расторжение договора аренды невозможно. Доводы же истца суд считает основанными на действующем законодательстве, представленные доказательства- допустимыми и относимыми. При таких обстоятельствах иск Шамсутдинова Д.М. подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст. 36 Конституции РФ, статьями 27, 36, 56 Земельного кодекса РФ, ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст. 41, 42 Градостроительного кодекса РФ, ст. 173, 451 Гражданского Кодекса РФ, ст. 3, 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, Постановления от 03.11.1998 года N 25-П и Определения от 12.05.2005 г. N 187-О Конституционного суда РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шамсутдинова Д.М. - удовлетворить. Обязать Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округу город Уфа расторгнуть договор аренды № от 29 мая 2009 года в отношении земельного участка, площадью 780 кв.м., кадастровый №, разрешенное использование- для обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек и завершения строительства пристроя, категория земель- земли населенных пунктов, адрес: <адрес>. Признать за Шамсутдиновым Д.М. право собственности на земельный участок площадью 780 кв.м., кадастровый номер 02:55:020521:55, разрешенное использование- для обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек и завершения строительства пристроя, категория земель- земли населенных пунктов, адрес: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Октябрьский районный суд г. Уфы в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Председательствующий: Нурисламова Р.Р.