Решение по иску Администрации ГО г.Уфа к Глимнуровым о выселении из жилого помещения, встрченому иску Глимнуровых к Админстрации ГО г.Уфа об обязании предоставлении жилого помещения



дело №24172/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2011 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи: Кадыровой Э.Р.

при секретаре:     Байбуриной Л.И.

с участием прокурора:      Нурушева И.Р.,

представителя истца (ответчика по встречному иску) - Курцикидзе А.В., действующей по доверенности №1/2170-13 от 28 июля 2010г., ответчика (истца по встречному иску) Глимнуровой Г.М. представителя ответчиков - Гладких А.В., действующего по доверенности №1986 от 04.05.2010г, № 1985 от 04.05.2010г., 1599 от 13.04.2010г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., Глимнуровой В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма,

и по встречному иску Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Глимнуровой Г.М., Глимнурову В.Р., действующих также в интересах несовершеннолетней Глимнуровой В.В. и просит выселить ответчиков из комнаты площадью 14,2 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 68,2 кв.м., в том числе жилой площадью 49,0 кв.м. по адресу: <адрес> с предоставлением по договору социального найма жилого помещения - комнаты площадью 14,0 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 76,0 кв.м., в том числе жилой площадью 44,8 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>. В обоснование исковых требований указывает, что согласно акту межведомственной комиссии от 16 января 1990 года, утвержденному Решением Октябрьского районного Совета народных депутатов Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики №12-317 от 04 июля 1990 года, жилые помещения, расположенные в доме по адресу: <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы» №435 от 06 декабря 2008 года, указанный выше жилой дом включен в перечень домов, признанных в установленном порядке непригодными для проживания и подлежащих сносу.

Квартира №6, расположенная в указанном выше доме, состоит из трех комнат, общая площадь квартиры составляет 68,2 кв.м., в том числе жилая площадь 49,0 кв.м.

В комнате указанной квартиры площадью 14,2 кв.м. на основании договора социального найма зарегистрированы и проживают ответчики: Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., Глимнуровой В.В..

В связи с расселением по программе сноса ветхого и аварийного жилья, указанным гражданам было предложено предоставление другого жилого помещения - комнаты площадью 14,0 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 76,0 кв.м., в том числе жилой площадью 44,8 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>.

Впоследствии Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан в порядке ст.39 ГПК РФ по указанным выше основаниям предъявила исковые требования, и просила выселить ответчиков из комнаты площадью 14,2 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 68,2 кв.м., в том числе жилой площадью 49,0 кв.м. по адресу: <адрес>, с предоставлением по договору социального найма жилого помещения - комнаты площадью 14,3 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 78,5 кв.м., в том числе жилой площадью 51,0 кв.м., находящейся по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.78).

В свою очередь, ответчики Глимнурова Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнурова В.В., предъявили встречное исковое заявление к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения в связи с выселением и на основании ст.ст.57,58,89 ЖК РФ просили обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить им благоустроенное жилое помещение в городе Уфа, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 54 кв.м., жилой площадью не менее 36 кв.м.

В обоснование встречного иска указано, что граждане, выселяемые из жилых помещений, признанных в соответствии с законодательством непригодными для проживания (ст.89 ЖК РФ), имеют право требовать предоставление им жилых помещений с учетом норм предоставления, установленной ст.57 ЖК РФ. Семья Глимнуровых более 18 лет занимает трехкомнатную <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> следовательно, переселение их в другое жилое помещение меньшей площадью нарушает их жилищные права, предусмотренные ст.40 Конституции Российской Федерации.

Предоставляемая комната не может являться предметом договора социального найма, так как не соответствует требованиям, предъявляемым законодательством, в данной комнате не могут разместиться три человека, а также мебель и функциональное оборудование. Постановлением Правительства РФ от 29.08.2005 года №541 установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв.м. общей площади жилья на одного человека, который должен быть учтен при определении возможности жилого помещения быть, предметом социального найма, и решен специальной комиссией, создаваемой органами местного самоуправления, при признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (л.д.41-42).

Решением суда от 31.05.2010г. Глимнурова Г.М., Глимнуров В.Р., Глимнурова В.В. выселены из комнаты площадью 14,2 кв.м. трехкомнатной <адрес> с предоставлением по договору социального найма жилого помещения-комнаты площадью 14,3 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 78,5 кв.м. в т.ч. жилой площадью 51,0 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>. В удовлетворении встречных исковых требований Глимнуровой Г.М., Глимнурова В.Р., действующих также в интересах несовершеннолетней Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении в связи с выселением жилого помещения отказано.

Кассационным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 14.09.2010г. решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 31.05.2010г. оставлено без изменения, а кассационная жалоба Глимнуровой Г.М., Глимнурова В.Р., Глимнуровой В.В.-Гладких А.В. -без удовлетворения.

Определением суда от 16.08.2011г. отменено решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 31 мая 2010гг. и кассационное определение Верховного суда РБ от 14.09.2010г. по делу по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., действующей также в интересах несовершеннолетней Глимнуровой В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма и по встречному иску Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения в связи с выселением по вновь открывшимся обстоятельствам.

03.02.2011г. Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма общей площадью не менее 54 кв.м., жилой не менее 36 кв.м., мотивируя тем, что в 1990 году им была предоставлена комната площадью 14,2 кв.м. по адресу: <адрес>,кв. и заключен договор социального найма. Согласно акту межведомственной комиссии от 16.01.1990г., утв. Решением Октябрьского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР №12-317 от 04.07.1990г., жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> признаны не пригодными для проживания. В июне 2010г. истцы встали на учет на получения жилья, были признаны малоимущими администрацией Октябрьского района г. Уфы. В силу ст. 57 ГПК РФ считают, что истцы имеют право на внеочередное представление жилья по договору социального найма.

Определением суда от 16.08.2011г. соединено в одно производство дело 2-4172/11 по иску Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., действующих также в интересах несовершеннолетней Глимнуровой В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма и по встречному иску Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения в связи с выселением, с делом № 2-1189/11 по иску Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

Определением суда от 29.08.2011г. установлено, что исковые требования от 03.02.2011г., предъявленные Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма, считать встречными исковыми требованиями, предъявленные 08.02.2010г. Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., действующих также в интересах несовершеннолетней Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения в связи с выселением.

В судебном заседании представитель истца (ответчика по встречному иску)- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Курцикидзе А.В. поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в иске, в удовлетворении встречного иска просит отказать в связи с необоснованностью. Суду пояснила, что Глимнуровы распоряжением Администрации Октябрьского района ГО г. Уфа, исключены из списка, следовательно, право на внеочередное предоставление жилья утратили.

Ответчик Глимнурова Г.М. и представитель ответчиков по доверенности Гладких А.В. (истцов по встречному иску) исковые требования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не признали, просили в иске отказать. Встречный иск просят удовлетворить, по указанным в нем основаниям.

Ответчики (истцы по встречному иску) Глимнуров В.Р. и Глимнурова В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела без их участия.С учетом мнения участников процесса, суд в соответствии со ст.ст.48, 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствии указанных выше лиц с участием их представителя.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежащим отклонению, а встречный иск - удовлетворению, приходит к следующему.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

Установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии от 16 января 1990 года, назначенной решением Октябрьского райсовета г.Уфы №2/24 от 24.01.1990 года, жилой <адрес>, находящийся в пользовании Спичечной фабрики им 1 Мая, составляет износ 78% и признан непригодным для проживания (л.д.8-9).

Решением Исполнительного комитета Октябрьского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР №12-317 от 04 июля 1990 года утвержден акт межведомственной комиссии от 16 января 1990 года об отнесении <адрес>, находящегося на балансе Уфимской спичечной фабрики имени 1 Мая, к категории непригодных для постоянного проживания (л.д.7).

Согласно постановлению Правительства Республики Башкортостан №312 от 30 декабря 2005 года, договора передачи государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность №1739 от 31.01.2006 года, акту приема-передачи от 31.01.2006 года и выписки из реестра муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан <адрес>, в том числе <адрес>, переданы в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д.84-87).

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы» №435 от 06 декабря 2008 года, в целях финансового и организационного обеспечения переселения граждан из аварийных многоквартирных домов муниципальными образованиями Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан утверждена адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы.

Согласно разработанной Программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, Администрации городских округов города Уфа, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Стерлитамак, городского поселения город Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан организуют работу межведомственных комиссий, принимают решения и проводят мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Приложение №1 к адресной Программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы, содержит перечень домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу. В указанном перечне под номером 28 значится жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>, принадлежащий к муниципальной собственности городского округа <адрес> Башкортостан.

Установлено, что комнату площадью 14,2 кв.м. <адрес> после передачи указанного дома в муниципальную собственность, на основании договора социального найма занимают Глимнурова Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнурова В.В. (л.д.11).

Во исполнение указанного выше Постановления Правительства Республики Башкортостан «Об адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья на 2008 - 2009 годы» за №435 от 06 декабря 2008 года, Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан предложила ответчикам переселиться по договору социального найма жилого помещения в благоустроенную, применительно к условиям города Уфа, комнату площадью 14,3 кв.м., расположенной в трехкомнатной квартире общей площадью 78,5 кв.м., в том числе жилой площадью 51,0 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, из муниципального жилищного фонда, что подтверждается техническим формуляром на квартиру и свидетельством о государственной регистрации права на объект (л.д.79-80).

Согласно данным ЕРКЦ МУП УЖХ г.Уфы от 03.06.2011г. в <адрес> зарегистрированы : Палтусова Н.А., Палтусов В.В., Палтусов А.В., Палтусова Е.В..

Договором социального найма №24 от 03.02.2010г подтверждается, что квартира по адресу: <адрес>, ул. <адрес>,кв. предоставлена Палтусовой Н.А. с составом семьи четыре человека.

Таким образом, Администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан просит выселить ответчиков в жилое помещение - комнату площадью 14,3 кв.м. по адресу: <адрес>, ул. <адрес>,кв., которая обременена правами третьих лиц, семьей Палтусовых, что подтверждается вышеуказанными документами (справкой о регистрации, копией лицевого счета, договором социального найма).

При таких обстоятельствах, суд считает, что исковые требования Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не подлежат удовлетворению.

По встречному иску Глимнуровой Г.М., Глимнурова В.Р. и Глимнуровой В.В., о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма, отвечающее санитарно-техническим требования, общей площадью не менее 54 кв.м. и жилой площадью не менее 36 кв.м., в связи с признанием занимаемого жилого помещения непригодным для проживания и аварийным, суд приходит к следующему.

Установлено, что из представленного договора социального найма, установлено, что ответчики по договору социального найма занимают комнату площадью 14,2 кв.м. трехкомнатной <адрес> (л.д.43-54).

Распоряжением Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфы Республики Башкортостан №867 от 09.07.2010г. истцы приняты на внеочередной список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, что подтверждается выпиской из распоряжения.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.

Поскольку жилое помещение, в котором проживали и были зарегистрированы истцы, признано непригодным для проживания в установленном законом порядке и не подлежит ремонту или реконструкции, другого жилого помещения они не имеют, следовательно, истцы имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке.

Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что жилищное законодательство является составной частью гражданского права и на него в силу ст. 6ГК РФ распространяется положение по аналогии закона.

Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Доводы представителя Администрации городского округа г. Уфы о том, что распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфы №295 от 01.04.2011г. Глимнуровы исключены из списка граждан, имеющих право на обеспечение жильем вне очереди, следовательно, Глимнуровыми право на внеочередное предоставление жилья утрачены, судом не принимается, поскольку Глимнуров В.Р. исключен из данного списка на основании решения Октябрьского районного суда от 31.05.2010г., которое, определением Октябрьского районного суда от 16 августа 2011г. отменено.

Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

При таких обстоятельствах, исковые требования о предоставлении истцам вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека из расчета 14 кв.м. на одного человека подлежат удовлетворению.

Таким образом, Администрация городского округа г. Уфа РБ обязана предоставить истцам благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека 14 кв.м., общей площадью не менее 42 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р., Глимнуровой В.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма - ОТКАЗАТЬ.

Исковые требования Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Глимнуровой Г.М., Глимнуров В.Р. и Глимнуровой В.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения на человека 14 кв.м., общей площадью, не менее 42 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: подпись Э.Р.Кадырова

Копия верна: судья      Э.Р.Кадырова

Секретарь Л.И.Байбурина