решение по иску Чан Зуй Хань к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации



             дело № 2-2195/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2011 года

    

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи                                                                                Файзрахмановой Г.Р.

при секретаре                                                                  Верига И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чан Зуй Хань к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

установил:

    Чан Зуй Хань обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать за ним право собственности на жилое помещение, расположенное в общежитии по адресу: <адрес>, общей площадью 11,7 кв.м., в порядке приватизации жилья в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

    В обоснование иска истец указал на то, что он зарегистрирован в указанном общежитии.

    На основании дополнительного соглашения от 04 декабря 2006 года к Договору № 1739 от 31 января 2006 года передачи государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность здание общежития по указанному ранее адресу передано в муниципальную собственность.

    Распоряжением главы Администрации городского округа город Уфа № 2 от 11 января 2007 года утвержден перечень жилых помещений использовавшихся в качестве общежитий и не подлежащих приватизации, в которое в том числе вошло здание общежития по указанному адресу.

    С ним (истцом) 02 июля 2010 года заключен договор социального найма № 127.

    Согласно обзору законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, в соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из смысла указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

    При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, так же, как и несвоевременное оформление передачи жилого помещения в муниципальную собственность ответчиками, не препятствует осуществлению истцом прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления ответчиками указанных документов.

    Реализуя свое право на приватизацию, он (т.е.Чан Зуй Хань) обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой заключить с ним договор о передаче занимаемого им жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако им получен отказ.

    Считает, что данным отказом нарушены его права, так как занимаемая им спорная комната является изолированным жилым помещением и в соответствии с Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) подлежит приватизации.

В судебном заседании представитель истца Чан Зуй Хань - Садыков М.Р., действующий на основании доверенности (доверенность в деле, л.д.9), просил удовлетворить иск Чан Зуй Хань по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец Чан Зуй Хань в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.42).

    Представитель ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гибадуллина Л.Р. просила отказать в удовлетворении иска Чан Зуй Хань.

     Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что в удовлетворении иска Чан Зуй Хань следует отказать по следующим основаниям:

      в соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного кодекса.

    С 01 марта 2005 года Федеральным Законом Российской Федерации № 188-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» введен в действие Жилищный Кодекс Российской Федерации.

    Согласно статье 4 названного Кодекса жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;…

      Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

    Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

    В соответствии со статьей 11 Жилищного Кодекса Российской Федерации защита нарушенных жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;…

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

    Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV настоящего Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 92 названного Кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (статья 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    В силу статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно статье 100 названного Кодекса по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

    К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса.

    В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.

     Судом установлено, что ранее здание общежития, расположенное по адресу: <адрес>, являлось государственной собственностью Республики Башкортостан и находилось в доверительном управлении <данные изъяты> использовалась в качестве общежития, что подтверждается контрактом № д89/130 о передаче государственного имущества в доверительное управлению, заключенным последней 22 марта 1999 года с Государственным комитетом Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью.

    На основании дополнительного соглашения от 04 декабря 2006 года к договору № 1739 передачи государственного имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан от 31 января 2006 года общежитие, расположенное по адресу: <адрес>, передано Министерством имущественных отношений Республики Башкортостан в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город Уфа Республики Башкортостан.

     Как следует из выписки из реестра муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 10 мая 2011 года, выданной Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан комната , расположенная по адресу: <адрес>, значится в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 301210 с примечанием «Казна.Общежитие»

Из пояснений представителя истца и выписки из Вида на жительство иностранного гражданина установлено, что Чан Зуй Хань, гражданин <данные изъяты>, 23 апреля 2004 года был зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно требованиям Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», а так же пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Чан Зуй Хань ДД.ММ.ГГГГ года, а в последствии - ДД.ММ.ГГГГ года в ОУФМС России по Республике Башкортостан в <данные изъяты> районе города Уфы прошел перерегистрацию по этому адресу, последний раз на срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Фактически он проживал в названном общежитии, занимая жилые комнаты , в которых так же были зарегистрированы граждане <данные изъяты> -ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.

Как следует из справки отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан в Октябрьском районе г.Уфы № б\н от 10 июня 2010 года, гражданин Чан Зуй Хань, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Российской Федерации на основании пункта А части 1 статьи 14 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» № 62-ФЗ от 31 мая 2002 года. Решение УФМС России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ года. Чан Зуй Хань ДД.ММ.ГГГГ года выдан паспорт гражданина Российской Федерации.

    24 апреля 2009 года муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан (Наймодатель), заключило с Чан Зуй Хань (Наниматель) типовой договор найма жилого помещения в общежитии № 3003, по условиям которого Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнат , общей площадью 28,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> для временного проживания в нем.

В названный договор в качестве членов семьи нанимателя жилья ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13.

    На основании этого типового договора найма жилого помещения в общежитии Чан Зуй Хань был зарегистрирован 30 апреля 2009 года в названных жилых помещениях, что также подтверждается справкой № 2389, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «<данные изъяты> район отделение «<данные изъяты>» 29 марта 2011 года.

02 июля 2010 года муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан, действующее от имени собственника жилого помещения - ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Наймодатель), заключило с Чан Зуй Хань (Наниматель) договор социального найма № 127, по условиям которого Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты , общей площадью 11,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> для проживания в нем (л.д.10).

Истец Чан Зуй Хань обратился в Комитет по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой передать ему названное жилое помещение в собственность в порядке бесплатной приватизации, в чем ему было отказано со ссылкой на то, что по сведениям ЕРКЦ МУП «УЖХ г.Уфы» договор социального найма на занимаемое им жилое помещение заключен на основании протокола ЖБК. При вселении не соблюден установленный законом порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, а именно отсутствует распорядительный акт главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения. Чан Зуй Хань сообщено, что приватизация занимаемого им жилого помещения будет возможна в случае устранения препятствий в виде отсутствия необходимых документов, что подтверждается письмом № Ч-6663 от 24 сентября 2010 года Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (л.д.12).

     Обращаясь в суд с настоящим иском Чан Зуй Хань, ссылаясь на статью 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) как основание своего иска указал, что с ним заключен договор социального найма, занимаемая им комната является изолированным жилым помещением, и в соответствии с названными нормами закона подлежит приватизации.

    Суд находит отказ ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в передаче истцу Чан Зуй Хань названного жилого помещения в собственность в порядке бесплатной приватизации правомерным.

    Так, согласно статье 7 Федерального закона «О введении в действие жилищного Кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.

    Статья 7 названного Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2011 N 4-П признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в ней норма - по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, - не допускает возможность применения норм Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Однако в данном истец Чан Зуй Хань вселен в спорное жилое помещение в 2004 году <данные изъяты>, в доверительном управлении которого ранее находилось спорное жилое помещение, как иностранный гражданин по месту его временного пребывания, он не состоял в трудовых отношениях с названным обществом, вселяясь в спорное жилое помещение в общежитии в 2004 году по месту временного пребывания знал о правовом статусе этого жилья, гражданином Российской Федерации признан решением Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан лишь 23 марта 2009 года.

Приняв российское гражданство, после передачи здания общежития в муниципальную собственность, 24 апреля 2009 года он заключил уполномоченным собственником жилищного фонда лицом типовой договор найма жилого помещения в общежитии. Однако он не состоял в трудовых отношениях и с новым собственником спорного жилого помещения. Между тем жилые помещения специализированного жилищного фонда имеют специальное назначение и предоставляются гражданам при наступлении обстоятельств, корреспондирующих назначению отдельных видов жилых помещений специализированного жилищного фонда (на период учебы, работы и т.д.).

Суд так же считает, что сам по себе факт заключения 02 июля 2010 года муниципальным унитарным предприятием Управление жилищного хозяйства города Уфы Республики Башкортостан, действуя от имени собственника жилого помещения - ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (Наймодатель), договора социального найма № 127 с Чан Зуй Хань (Наниматель), по условиям которого Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из комнаты , общей площадью 11,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> для проживания в нем, не влечет юридических последствий, ибо он заключен с нарушением требований действующего законодательства.

Так, согласно статье 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

    Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства

     В соответствии со статьей 57 названного Кодекса жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

      Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

     Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

     Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

    Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом ( ст.ст.60, 63 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Истец Чан Зуй Хань, которому суд, определив юридически значимые обстоятельства, разъяснил ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представил в суд доказательства о том, что он в установленном законом порядке обратился в орган местного самоуправления ( в орган, осуществляющий принятие на учет) по месту своего жительства с заявлением о принятии его на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Он (Чан Зуй Хань) не состоял и не состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, решение органа местного самоуправления о предоставлении ему спорного жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, которое являлось бы основанием для заключения представленного истцом в суд договора социального найма за № 127 от 02 июля 2010 года, отсутствует (не принималось).

При таких обстоятельствах у суда нет оснований для удовлетворения иска Чан Зуй Хань.

     Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

     в удовлетворении иска Чан Зуй Хань к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.

    Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

судья                                          Файзрахманова Г.Р.