по иску Сиуховой к Администрации ГО г. УФа о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка



дело № 2- 4296/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 октября 2011 года                                                        город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием представителя истца Абдуллиной С.Р. /доверенность от 04 мая 2011 года № 3-1639, удостоверенная нотариусом Мезенцевой М.И./,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сиуховой А.Т. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в передаче земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности заключить договор выкупа земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Сиухова А.Т. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в передаче земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности заключить договор выкупа земельного участка, указав в обоснование иска, что на основании Постановления от 23 апреля 1998 года ей был предоставлен в пользование земельный участок по адресу: <адрес> для строительства индивидуального жилого дома, о чем был заключен договор аренды. В 2005 году на данном земельном участке ею был построен жилой дом. Впоследствии, она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей права выкупа земельного участка, на что она получила отказ. Просит признать отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 мая 2011 года незаконным, возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор выкупа земельного участка.

Представитель истца Абдуллина С.Р. в судебном заседании исковые требования Сиуховой А.Т. поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Истец Сиухова А.Т., представитель ответчика Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности,приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской. федерации (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П, Определение от 12 мая 2005 г. N 187-0).

Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.

Как следует из п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ произвольный отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности не допускается.

Статья 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте.

В соответствии со статьей 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

      В силу пункта 5 части 1 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Судом установлено, что Постановлением главы Администрации городского округа города Уфа от 23 апреля 1998 года Сиуховой А.Т. предоставлен земельный участок в <адрес> в аренду сроком на десять лет для строительства индивидуального жилого дома.

По договору аренды земельного участка от 09 декабря 2008 года, заключенному между комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО г.Уфа и Сиуховой А.Т., «Арендодатель» передает, а «Арендатор» принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>. Срок аренды установлен с 27.08.2008 года по 27.08.2013 года. Размер годовой арендной платы составляет 1769,4 рублей /пункт 4.1 договора/.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 09 октября 2008 года земельному участку расположенному по адресу: <адрес>, в <адрес> присвоен кадастровый номер 02:55:020528:3, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, вид права - государственная собственность.

Кроме того, как усматривается из технического паспорта, представленного в суд по состоянию на 15 сентября 2006 года, на спорном земельном участке был построен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер , что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии от 15 декабря 2006 года.

Доводы заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа, изложенные в письменном отказе в предоставлении земельного участка за плату за исходящим номером от 26.05.2011 г., о том, что спорный земельный участок расположен в границах территории зарезервированной для муниципальных нужд, а потому не может быть передан в собственность истца, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Суд приходит к выводу, что данный отказ является отказом ответчика, так как названное письмо было направлено в ответ на обращение истца в Администрацию ГО город Уфа.

Согласно пункта 4 ст. 28 Земельного кодекса не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Однако данная статья регулирует вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не занятых объектами недвижимости, и допускает отказ в предоставлении в собственность граждан таких земельных участков в случае их резервирования для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, отказ в предоставлении истцу в собственность земельного участка подлежит признанию не соответствующим закону, а на Администрацию ГО город Уфа РБ необходимо возложить обязанность заключить договор купли-продажи спорного земельного участка с истцом в порядке и на условиях, предусмотренных Земельным кодексом РФ.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд.

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Сиуховой А.Т. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в передаче земельного участка в собственность незаконным, возложении обязанности заключить договор выкупа земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 26 мая 2011 года в передаче в собственность Сиуховой А.Т. земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Обязать Администрацию городского округа города Уфа заключить с Сиуховой А.Т. договор выкупа земельного участка с кадастровым номером 02:55:020528:3 площадью 802 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья подпись А.В. Идрисова