решение по гражданскому делу №2-3831/11



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2011 года                                                                                            г.Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Динекеевой Э.Р.,

с участием представителя истца Селиной О.В., действующей на основании доверенности № <адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Хахалиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зинатуллина Р.Ф. к Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,

установил:

Зинатуллин Р.Ф. (далее по тексту - заявитель) обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее по тексту - Администрация) с последующим уточнением исковых требований, о признании права на приобретение земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> в собственность за плату.

В обоснование заявления истец утверждает, что ему принадлежит на праве собственности объект незавершенного строительства- недостроенный жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ответчиком был заключен договор аренды земельного участка на срок 5 лет.

По результатам рассмотрения обращения заявителя в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность спорного земельного участка письмом Администрации городского округа <адрес> по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ ф истцу отказано в удовлетворении изложенной в заявлении просьбы с мотивировкой о нахождении частично спорного земельного участка в границах красных линий.

В судебном заседании представитель истца Селина О.В., действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец Зинатуллин Р.Ф., третье лицо Зинатуллина О.Ю. и представитель ответчика - Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, представитель ответчика об уважительных причинах неявки суду не сообщили. От истца и третьего лица имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности и удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского Кодекса Российской Федерации - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Частью 1 статьи 258 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Судом установлено что, истец владеет на праве собственности объектом незавершенного строительства, расположенным на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> квартал 15 участок 176, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, зарегистрированного в УФСГРК и К по РБ ДД.ММ.ГГГГ за , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ответа Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации ГО <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ указанному объекту возможно присвоение почтового адреса- <адрес>. Согласно договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок предоставлен истцу на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды зарегистрирован в УФРС по РБ ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации истец обратился в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ ф истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность на основании частичного расположения данного земельного участка в границах красных линий.

Суд находит данный отказ не соответствующим действующему законодательству и нарушающим исключительное право истца на приобретение спорного земельного участка в собственность по следующим основаниям.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах, определенных данной правовой нормой, в том числе принципы:

единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому - все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков;

сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому - регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации

- предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

По смыслу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», статьи 25.3. Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ -з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан», Устава городского округа город Уфа органом, обладающим право распоряжаться спорным земельным участком, является Администрация.

Статьей 36 Земельного кодекса Российской установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приобретение земельных участков в собственность.

Основания и порядок приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и на которых расположены здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской.

Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации

- для приобретения прав на земельный участок граждане, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

В силу пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного заявления, орган исполнительной власти или местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, принимает решение о предоставлении земельного участка.

Земельный кодекс Российской Федерации, в частности статья 36 данного кодекса, не содержат положений, ограничивающих право гражданина на приобретение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть, отнесения его к земельным участкам общего пользования.

Ссылка Администрации в письме Управления по земельным ресурсам от ДД.ММ.ГГГГ ф на пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации является несостоятельной, ввиду неправильного толкования данной правовой нормы. Названная норма закона не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Между тем, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» - сведения о земельных участках содержатся в государственном кадастре недвижимости. Согласно статье 14 данного закона подобные сведения предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта об объекте недвижимости.

Согласно Кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ - сведения о наличии каких-либо объектов общего пользования на указанном земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.

Таким образом, Администрацией ГО г.Уфы допущено существенное нарушение норм материального права, выразившееся в неправильном толковании норм пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и неприменении статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Аналогичная позиция изложена в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -В09-19.

Администрацией не представлены доказательства расположения спорного земельного участка в границах красных линий.

В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

На основании положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии отображаются на чертежах планировки территории, составляющих основную часть проекта планировки территории. Доказательства подготовки и утверждения в соответствии с действующим законодательством проекта планировки территории, в границах которой расположен спорный земельный участок с отображением красных линий, отсутствуют.

По смыслу пункта 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в случаях: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Доказательства наличия указанных условий Администрацией ГО г.Уфы также не представлены.

При указанных обстоятельствах, отсутствуют препятствия в предоставлении Администрацией ГО г.Уфы в собственность заявителя спорного земельного участка.

Отказ Администрации ГО г.Уфы в предоставлении земельного участка является не обоснованным и не соответствующим закону. Органом местного самоуправления не соблюдены требования пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и как следствие, нарушено исключительное право заявителя на приобретение земельного участка в собственность, определенное статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Обязанность Администрации ГО г.Уфы заключить договор купли-продажи земельного участка по заявлению заинтересованного лица в приобретении такого земельного участка в собственность установлена пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

С учетом того, что истец является собственником расположенного на спорном земельном участке объекта незавершенного строительства, у него возникло право требовать заключения договора купли-продажи, а у Администрации городского округа город Уфа- обязанность заключить указанный договор в соответствии с требованиями действующего законодательства. Поскольку Администрацией городского округа город Уфа в адрес истца проект договора купли-продажи спорного земельного участка не направлялся, суд полагает, что Администрация городского округа город Уфа уклоняется от заключения данного договора.

В связи с уклонением Администрации городского округа город Уфа от заключения договора купли- продажи испрашиваемого земельного участка у истца возникло право на обращение в суд с требованием о понуждении заключить такой договор.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 257, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 36 Земельного кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении в собственность Зинатуллину Р.Ф. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, выраженный в письме Управления по Земельным ресурсам Администрации городского округа город от ДД.ММ.ГГГГ ф.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить гражданину Российской Федерации Зинатуллину Зинатуллину Р.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, земельный участок в собственность за плату путем заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1509 кв.м. для обслуживания индивидуального жилого дома, на условиях и в порядке, предусмотренных Земельным Кодексом Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд г. Уфы в течение 10 дней.

Судья                                                                                                  Э.Р.Динекеева