Дело № 2- 3950\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 сентября 2011 года Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Файзрахмановой Г.Р. при секретаре Верига И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахмадеевой Л.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии, установил: Ахмадеева Л.И., обратившись в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, просит сохранить жилые помещения первого этажа, общей площадью 94,4 кв.м., расположенные по адресу: <адрес> в перепланированном состоянии. В обоснование иска истец Ахмадеева Л.И. указала на то, что на основании договора, заключенного ею 20 сентября 1999 года с ФИО10 квартира №, расположенная в доме <адрес>, состоящая из четырех комнат, общей площадью 84,2 кв.м., в том числе жилой площадью 59,3 кв.м., перешла в ее собственность. Указанная сделка прошла государственную регистрацию. На основании акта межведомственной комиссии от 18 августа 2004 года, постановления главы муниципального образования <данные изъяты> район города Уфы № 147 от 04 февраля 2005 года, постановления главы Администрации города Уфы № 3891 от 11 августа 2005 года был подготовлен и согласован проект на перепланировку жилого помещения в нежилое помещение - офис. Собраны все необходимые заключения (СЭС, УЖХ г.Уфы, МЧС, УГЭС, МУП «УДиНР» и др.) и произведена перепланировка в соответствии с проектом, заключением экспертов по несущим конструкциям, заключением ФГУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан». Произведенная перепланировка не нарушает права и законные интересы других граждан, не создает каких-либо угроз их жизни и здоровью, однако ответчик незаконно отказал в сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии. В судебном заседании представители истца Ахмадеевой Л.И. - Егурнова О.Ю., Сайфутдинова Л.С., действующие на основании доверенности, удостоверенной нотариусом города Уфы Республики Башкортостан Петкевич Г.Г. 09 декабря 2009 года и зарегистрированной в реестре за № 6542, настаивали на удовлетворении иска Ахмадеевой Л.И. по основаниям, изложенным ранее. Истец Ахмадеева Л.И. в судебное заседание не явилась, представив в суд письменное заявление, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Представители ответчика - Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, будучи извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует расписка о получении судебной повестки, на судебное заседание не явился, о причине неявки в суд своевременно не сообщил, что вызвало рассмотрение дела в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, в удовлетворении иска Ахмадеевой Л.И. следует отказать по следующим основаниям: в соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Согласно статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет: …3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения… В соответствии со статьей 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии решения о согласовании или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни и здоровью. Судом установлено, что на основании договора, заключенного 20 сентября 1999 года между ФИО10 с одной стороны, и истцом <данные изъяты> (Ахмадеевой) Л.И., - с другой, в собственность последней перешло жилое помещение - квартира №, расположенная в доме <адрес>, состоящая из четырех комнат, общей площадью 84,2 кв.м., в том числе жилой площадью 59,3 кв.м. (л.д.10). Указанная сделка прошла государственную регистрацию, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, выданным 22 ноября 1999 года Регистрационной палатой при Министерстве юстиции Республики Башкортостан (л.д.9). В 2004 году истец Ахмадеева Л.И. обратилась в муниципальное образование <данные изъяты> район города Уфы с заявлением о переводе названного жилого помещения в нежилое помещение, представила все необходимые для этого документы, в том числе проект реконструкции, перепланировки и переустройства жилого помещения. Как следует из акта межведомственной комиссии от 18 августа 2004 года, утвержденного постановлением Главы муниципального образования <данные изъяты> район города Уфы № 147 от 04 февраля 2005 года, комиссия, рассмотрев представленные Ахмадеевой Л.И. документы, согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 (п.4, табл.3) «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий, и на территории жилой застройки», приняла следующее решение (заключение): «…На основании представленных документов и вышеизложенного, комиссия считает, что кв. <адрес> возможно отнести к категории непригодных для постоянного проживания на момент обследования. После перевода из жилого фонда в нежилой для размещения парикмахерской выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования. Внутреннюю перепланировку обеспечить проектом, согласованным в установленном законом порядке с надзорными службами города. Разрешение на перепланировку и переоборудование помещения получить в филиале МУП «УЖХ г.Уфы» в <данные изъяты> районе. Выполненные работы предъявить межведомственной комиссии при МО <данные изъяты> район г.Уфы…» (л.д.19,20). Постановлением Главы Администрации города Уфы Республики Башкортостан № 3891 от 11 августа 2005 года «О переводе квартиры <адрес> в категорию нежилых помещений» постановлено: « 1.Исключить квартиру <адрес> из разряда жилого фонда и перевести в категорию нежилых помещений для использования под парикмахерскую…» (л.д.21). МУП «Управление дизайна и наружной рекламы» Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 12 апреля 2007 года выдало техническое задание № 122 к на разработку проекта перепланировки, внешнего оформления фасада, устройства входной группы и благоустройства прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.22-27). Проектом предусматривалась реконструкция части фасада, устройство входной группы и осуществление внутренней перепланировки квартиры. Реконструируемые помещения находятся на первом этаже 9-ти этажного жилого дома. Входная группа оборудуется из существующего окна лоджии с заменой оконных проемов и с установкой дверного проема; состоит из площадки перед входом, крыльца и элементов наружной рекламы без устройства наружного тамбура в габаритах существующих помещений. Проектом предусматривается оборудование входа в офис со стороны торца здания. Высота входной группы не превышает отметку пола 2-го этажа и не оказывает влияние на продолжительность инсоляции жилых комнаты вышерасположенной квартиры. Из плана квартиры <адрес> видно, что до реконструкции общая площадь квартиры составляла 92,6 кв.м., в том числе жилая - 59,3 кв.м. Согласно технической характеристике названная квартира состояла из четырех жилых комнат, размером соответственно 17,3 кв.м., 17,1 кв.м., 12,6 кв.м. и 12,3 кв.м., кухни, размером 8,2 кв.м., ванной комнаты, размером 2,6 кв.м., туалета, размером 1,3 кв.м., двух коридоров, соответственно размером 8,1 кв.м. и 2,4 кв.м., встроенных шкафов (кладовые), размером 2,3 кв.м., лоджии, размером 16,8 кв.м. ( л.д. 12). В результате реконструкции (перепланировки и переустройства) данного жилого помещения общая площадь помещения увеличилась и составила 97,4 кв.м., в том числе основная площадь - 59,0 кв.м., вспомогательная - 38,4 кв.м., помещение состоит из трех коридоров, размером соответственно 3,9 кв.м., 16,7 кв.м. и 6,8 кв.м., санузла, размером 3,7 кв.м., пяти кабинетов, размером соответственно 9,3 кв.м., 12,2 кв.м., 16,5 кв.м., 4,0 кв.м. и 17,0 кв.м., кладовой, размером 7,3 кв.м., что подтверждается технической инвентаризацией названного жилого помещения по состоянию на 10 июня 2010 года, произведенной Уфимским городским филиалом Государственного унитарного предприятия «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» (л.д.13-18). Муниципальное унитарное предприятие Управления жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев проект перепланировки и внешнего оформления фасада помещения (кВ.№) с благоустройством прилегающей территории, разработанный ООО <данные изъяты>, выдало заключение за № 786/2 от 18 декабря 2008 года, согласно которому оно не возражает на проведение реконструкции помещения под офис с устройством входной группы и благоустройством прилегающей территории при условии: - выполнения работ в соответствии с представленным проектом, не нарушающим несущих способностей элементов конструкций здания и обеспечения доступа к инженерным коммуникациям; - исключить при производстве работ использование ударных инструментов; - при отделении помещения (закладка двери проема квартиры в подъезд) выполнить отделочные работы лестничной клетки первого этажа в увязке с отделкой лестничной клетки; - проведения реконструкции с участием технадзора (л.д.76). Письмом за № 42\111-1329 от 20 августа 2007 года отдел государственной инспекции дорожного движения управления внутренних дел Республики Башкортостан сообщил, что проект реконструкции части первого этажа в жилом доме <адрес> согласовывается при выполнении следующих условий: «…1. проект согласовать с УКК и Б г.Уфы и с администрацией <данные изъяты> района г.Уфы; Государственное Учреждение «22-й отряд Государственной противопожарной службы Республики Башкортостан Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» сообщило, что представленная Ахмадеевой Л.И. проектно-сметная документация перепланировки… согласованию в ГУ «ОГПС-22 РБ МЧС РФ» в области соблюдения требований пожарной безопасности не подлежит, что подтверждается письмом за № 1192-6-04 от 23 августа 2007 года (л.д.75). Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии по Республике Башкортостан» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 12 мая 2008 года выдало экспертное заключение № 683 о том, что «…рабочий проект «Перепланировка, внешнее оформление фасада, устройство входной группы и благоустройство прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: <адрес>» под офис соответствует СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (л.д.72). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека так же установило, что Перепланировка, внешнее оформление фасада, устройство входной группы и благоустройство прилегающей территории помещения, расположенного по адресу: <адрес> (под офис) соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий», СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений», что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением от 22 мая 2008 года за № 02.Бц.01.742.Т.000455.05.08 (л.д.73). Администрация <данные изъяты> района городского округа город Уфа Республики Башкортостан письмом за № 02-33/264 от 25 мая 2010 года не возражала против проведения работ по перепланировке, внешнему оформлению фасада, устройству входной группы и благоустройству прилегающей территории помещения по <адрес> по проекту, выполненному ООО <данные изъяты> (л.д.77). Закрытое акционерное общество <данные изъяты> по результатам технического обследования строительных конструкций части 1-го этажа (квартиры №) 9-ти этажного жилого дома <адрес> с оценкой возможности выполнения перепланировки, выдало заключение № И25-09/1-АС о том, что «…1. Техническое состоянии основных строительных конструктивных элементов здания (стеновых панелей и панелей перекрытий) в пределах обследуемой квартиры №, оценивается как работоспособное, в т.ч. с учетом намечаемой перепланировки (изменения функционального назначения помещения). 2. Намечаемые мероприятия по перепланировке обследуемой части 1-го этажа (квартира №) не снижают эксплуатационную надежность основных несущих и ограждающих конструкций данного фрагмента и здания в целом, в т.ч.: - изменение функционального назначения помещения: устройство вместо жилой квартиры офисного помещения с увеличением полезной нагрузки на перекрытие подвала технически возможно и не снижает эксплуатационной надежности объекта. Панели перекрытия подвала обеспечивают требуемую несущую способность при увеличении нагрузки на перекрытие в результате перепланировки; - демонтаж части ненесущих деревянных межкомнатных перегородок технически возможен и не снижает эксплуатационной надежности объекта; - демонтаж деревянных стенок встроенных шкафов (кладовой) технически возможен и не снижает эксплуатационной надежности объекта; - демонтаж фрагментов наружных несущих керамзитобетонных стеновых панелей по оси «В» в осях «2-3» и «3-4» под оконными проемами с расширением существующих дверных проемов (выход на лоджию) технически возможен и не снижает эксплуатационной надежности объекта. При выполнении демонтажных работ необходимо сохранить участок панели высотой 100 мм и перекрытия подвала для обеспечения целостности панелей; - устройство входной группы по оси «В» в осях «2-3» со стороны фасада здания технически возможно и не снижает эксплуатационной надежности объекта, однако должно быть выполнено по специальному техническому решению в соответствии рабочего проекта перепланировки квартиры; - заделка кирпичной кладкой существующего дверного проема во внутренней несущей стеновой панели по оси «Б» (существующий вход в квартиру) технически возможна и не снижает эксплуатационной надежности объекта; - демонтаж фрагмента внутренней несущей железобетонной стеновой панели по оси «3» в осях «Б-В» с устройством дверного проема ПР-1 размером 900х2100 (h) мм технически возможен и не снижает эксплуатационной надежности объекта, однако должен быть выполнен с обязательным усилением выполняемого проема по специальному техническому решению в составе разработанного проекта перепланировки квартиры; - возведение новых ненесущих перегородок из кирпича и ГКЛ на металлическом каркасе технически возможно и не снижает эксплуатационной надежности объекта (л.д.28-49). Письмом Управление коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 616/3472-10-А1 от 01 июня 2011 года сообщило Ахмадеевой Л.И., что по результатам рассмотрения представленной документации, установлено, что ею выполнена перепланировка, связанная с демонтажем элементов несущих конструкций жилого дома. В связи с чем, межведомственной комиссией по вопросам внешнего оформления городских территорий было принято решение отклонить от согласования вопросы сохранения жилых помещений в перепланированном состоянии в домах из крупноразмерных блоков и однослойных несущих панелей, связанных с демонтажем элементов несущих конструкций. На основании изложенного Ахмадеевой Л.И. рекомендовано привести жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок либо решить вопрос о сохранении помещения в перепланированном состоянии в судебном порядке (л.д.8). Анализировав представленные в суд доказательства суд приходит к выводу, что Ахмадеевой Л.И., в целью перевода жилого помещения - квартиры <адрес> - в нежилое помещение, фактически проведена реконструкция объекта капитального строительства, в результате которой изменилось функциональное назначение помещения. Согласно пунктам 2 и 14 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения; реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. В силу статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" документом, который удостоверяет выполнение реконструкции в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации. В соответствии со статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно статье 23 названного Кодекса перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления на условиях и в порядке, определяемых жилищным законодательством. Наряду с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, вопросы реконструкции (перевода) объектов капитального строительства, регулируются положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, в частности, ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой перевод нежилого помещения в жилое и наоборот относится к реконструкции объекта капитального строительства и должен осуществляться с соблюдением требований Градостроительного кодекса Российской Федерации. В данном случае, согласно ч.5 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании представленных Ахмадеевой Л.И. документов принял решение о переводе принадлежащего последней на праве собственности жилого помещения в нежилое помещение, которое согласно ч.8 ст.23 названного Кодекса является основанием для проведения работ, связанных с перепланировкой и переустройством помещения с целью использования помещения по новому назначению. Завершение указанных в части 8 статьи 23 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройства, и (или) перепланировки, а так же иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений, который подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения ( часть 9 статьи 23 названного Кодекса). Орган, осуществляющий учет объектов недвижимого имущества, после приема помещения приемочной комиссией регистрирует помещение в качестве нежилого или жилого, после чего собственнику переведенного помещения необходимо внести изменение в единый государственный реестр прав. Между тем, истец Ахмадеева Л.И. обратилась в суд с иском о сохранении помещений (переведенных в установленном порядке из жилых в нежилые) в перепланированном состоянии в порядке ст.ст. 25, 26 и 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих возможность сохранения жилого помещения в переустроенном и (или) перепланированном состоянии для дальнейшего использования его в качестве жилого помещения. По сути, иск Ахмадеева Л.И. содержит требование о переводе судом жилого помещения в нежилое помещение, что согласно действующему законодательству не входит в полномочия суда. Суд считает, в данном случае истцом неправильно выбран способ защиты своих прав. Изложенное влечет отказ в удовлетворении иска Ахмадеевой Л.И. Руководствуясь ст.ст.56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: в удовлетворении иска Ахмадеевой Л.И. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Файзрахманова Г.Р.