Дело № 2-3679\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 31 августа 2011 года Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Файзрахмановой Г.Р. при секретаре Валетдиновой Р.Р. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акукина В.Д. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, установил: Акукин В.Д. обратился в суд с иском к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать незаконным отказ ответчика в принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязать ответчика принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включить в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 «Об утверждении Правил реализации городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования». В обоснование иска истец указал на то, что он в марте 2011 года обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив все необходимые для этого документы, и просил и включить его в список лиц, имеющих право на получение жилого получения в соответствии с городской Программой социального жилищного ипотечного кредитования. Однако ему было отказано по тем основаниям, что нуждаемость в жилых помещениях приобретена им в целях стать участником Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. Считает, что данный отказ нарушает его права на жилье, так как своего жилья он (истец) не имеет, совместно проживать с родителями не может. В судебном заседании представитель истца Акукина В.Д. - Шаймарданова Р.М., действующая на основании доверенности, удостоверенной нотариусом города Уфы Республики Башкортостан Салахавой Ф.Н. 29 августа 2011 года и зарегистрированной в реестре за № 3881, просила удовлетворить иск Акукина В.Д. по основаниям, изложенным ранее. При этом она пояснила, что истец ранее проживал с родителями, был зарегистрирован по адресу: <адрес>. В связи с ухудшением отношений с отцом ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года он был вынужден выехать из названного жилого помещения. В настоящее время он зарегистрирован в общежитии <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, а проживает в «съемной квартире» по договору найма от ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>, временно по ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с отсутствием жилья, Акукин В.Д. в марте 2011 года обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, приложив все необходимые для этого документы. Однако ему было отказано по тем основаниям, что нуждаемость в жилых помещениях приобретена им в целях стать участником Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. Истец Акукин В.Д. в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.17). Представитель ответчика - Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Алимова И.Р., действующая на основании доверенности, выданной Главой Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Давыдовым М.В. 17 мая 2011 года за № 75-04-1093, иск Акукина В.Д. не признала, пояснив, что из представленных Акукиным В.Д. сведений следует, что с ДД.ММ.ГГГГ года он проживает в общежитии <данные изъяты> в доме <адрес> и на основании представленных документов в настоящее время является нуждающимся в жилых помещениях. Однако до ДД.ММ.ГГГГ года Акукин В.Д. был зарегистрирован в квартире <адрес>, общей площадью - 58,60 кв.м., проживал совместно с родителями. На регистрационном учете по данному адресу состояли 3 человека, обеспеченность на каждого члена семьи составляла по 19,5 кв.м. и, в соответствии с действующим законодательством, он не являлся нуждающимся в жилых помещениях. Считает, что Акукиным В.Д. совершены действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях, на основании пункту 1.10 Приложения № 1 к Правилам реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования, утвержденным постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ № 6485 от 20 декабря 2006 года (с изменениями от 23.07.2007 г.). Граждане, которые с намерением стать участником данной Программы совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, могут принять участие в Программе не ранее чем через 5 лет со дня совершения указанных намеренных действий. В связи с чем, Акукину В.Д. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и рекомендовано обратиться в суд за защитой своих прав. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, иск Акукина В.Д. подлежит удовлетворению по следующим основаниям: из материалов дела и пояснений представителя истца Акукина В.Д. - Шаймардановой Р.М. судом установлено, что ранее истец Акукин В.Д. проживал с родителями и был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Нанимателем названного жилого помещения является отец истца - ФИО12 что так же подтверждается справкой № 7504, выданной филиалом «Единый расчетно-кассовый центр» Муниципального унитарного предприятия Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан «Октябрьский район отделение «Сипайлово-1» 23 августа 2011 года, и копией лицевого счета (л.д.18,25). В связи с ухудшением взаимоотношений с отцом ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года он вынужден был выехать из названного жилого помещения. В настоящее время истец Акукин В.Д. зарегистрирован в общежитии <данные изъяты>», расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается справкой, выданной 12 августа 2011 года <данные изъяты> за № 393, а фактически временно по ДД.ММ.ГГГГ года проживает по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес>, о чем так же свидетельствует договор найма жилого помещения, заключенный 10 августа 2011 года между ФИО15 с одной стороны, и Акукиным В.Д., - с другой (л.д.19-20). 01 апреля 2011 года Акукин В.Д. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 «Об утверждении Правил реализации городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования», приложил к данному заявлению все необходимые для этого документы (л.д.23). Однако письмом № 75-03-1200 от 29 апреля 2011 года Администрация Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказала ему в этом по тем основаниям, что нуждаемость в жилых помещениях приобретена Акукиным В.Д. в целях стать участником Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования, что в силу пункта 1.10 Правил реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования, утвержденных постановлением главы Администрации городского округа город Уфа РБ № 6485 от 20 декабря 2006 года (с изменениями от 23.07.2007 г.) исключает возможность принятия его на учет (л.д.7-8). Суд считает данный отказ ответчика незаконным, поскольку он нарушает права истца Акукина В.Д. В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса. В силу части 3 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно статье 5 названного Кодекса жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (статья 5 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Основаниями признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 названного Кодекса. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения. В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Согласно пунктам 1.12 и 1.16 постановления Главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № 1077 от 10 марта 2006 года «О полномочиях администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан» администрации районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан уполномочены вести учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту их жительства раздельно по каждому району и осуществлять подготовку документов по предоставлению гражданам жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в освободившихся комнатах в коммунальных квартирах. Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 утверждены «Правила реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования», устанавливающие порядок реализации этой Программы в виде предоставления ипотечного кредита на строительство (приобретение) жилья, в которое постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23 июля 2011 года № 4616 внесены изменения и дополнения. В соответствии с п.1.3 Правил реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования участвовать в Городской программе социального жилищного ипотечного кредитования имеют право: - граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в городе Уфе, признанные органами местного самоуправления по месту их жительства нуждающимися в жилых помещениях по тем же основаниям, которые предусмотрены ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма; - граждане временно зарегистрированные в г.Уфе, но постоянно работающие в организациях и предприятиях города не менее пяти лет; -граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в <данные изъяты> Пунктом 2.1 названных Правил учет заявлений и формирование реестра заявителей на участие в Программе социального ипотечного кредитования на очередной год осуществляется органами учета администраций районов городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Согласно п.1.10 Правил реализации Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования граждане, которые с намерением стать участником данной Программы совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, могут принять участие в Программе не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется в соответствии с положениями статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Статьями 31 и 69 названного Кодекса определяется понятие членов семьи собственника и нанимателя жилого помещения. Одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях является обеспечение общей площадью на одного члена семьи менее учетной нормы. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 08 июня 2006 года № 12/22 установлена учетная норма, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека. Из представленных Акукиным В.Д. сведений следует, что в настоящее время он не обеспечен жильем, является нуждающимся в жилых помещениях, что не оспаривал в судебном заседании и представитель ответчика. Между тем ему отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 «Об утверждении Правил реализации городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования», лишь потому, что истец намеренно ухудшил свои жилищные условия с целью стать участником названной ранее Программы. Однако ответчик, которому суд, определив юридически значимые обстоятельства, предложил согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представить доказательства обоснованности своих доводов, своевременно не представил в суд доказательства того, что действительно Акукиным В.Д. были совершены действия, в результате которых он обрел нуждаемость в жилых помещениях в целях стать участником Городской программы социального жилищного ипотечного кредитования. Ответчиком не опровергнуты доводы истца о том, что с 2010 года он перестал быть членов семьи нанимателя другого жилого помещения, не имеет другого жилья, временно проживает по договору найма жилого помещения, принадлежащего другому гражданину, нуждается в жилом помещении, о чем в соответствии со ст.ст. 49, 52 Жилищного кодекса Российской Федерации представил в орган местного самоуправления соответствующие документы, действительность которых ответчиком не оспариваются. Изложенное влечет удовлетворение иска Акукина В.Д.в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Акукина В.Д. к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и возложении обязанности принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении удовлетворить: признать незаконным отказ Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29 апреля 2011 года в принятии Акукина В.Д. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включения в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 «Об утверждении Правил реализации городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования». Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять Акукина В.Д. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях и включить его в список лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем согласно постановлению главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 20 декабря 2006 года № 6485 «Об утверждении Правил реализации городской Программы социального жилищного ипотечного кредитования». Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья . Файзрахманова Г.Р. . .