дело № 2- 2292/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 июня 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Хаматьяновой Р.Ф. при секретаре Решетниковой Н.В. с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан Хусаиновой А.В. (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), представителя ответчика МУП УЖХ ГО <адрес> РБ Алимгафаровой А.А. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о защите прав потребителей, признании действий по предоставлению платежных документов без необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах противоправными, у с т а н о в и л: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан обратилось в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан далее по тексту МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ), просило признать действия МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ по не предоставлению потребителям в платежных документах необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, фактических суммах и объемах (количестве) потребленных ресурсов и размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и прекратить их; обязать МУП УЖХ ГО г.Уфа РБ впредь предоставлять потребителям в платежных документах необходимую и достоверную информацию об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, фактических суммах и объемах (количестве) потребленных ресурсов и размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; обязать ответчика в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, довести его через средства массовой информации до сведения потребителей, путем опубликования резолютивной части решения в официальном издании г. Уфы - газете «Республика Башкортостан». В обоснование своих требований истец указал на то, что по обращениям потребителей с претензиями к начислению платы за жилищно-коммунальные услуги проведены административные расследования в отношении исполнителя - МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ. При проведении административных расследований по обращениям потребителей ФИО1 и ФИО2 выявлено, что в платежных документах (счет - квитанциях), сумма фактической задолженности за конкретную услугу (в первом случае за потребленную электроэнергию -429 руб. 78 коп. (за 247 кВт), во втором - за охранную сигнализацию квартиры - 153 руб. 85 коп.) пропорционально распределена по всем другим услугам, по которым задолженности не имелось. При этом представленная ответчиком в платежных документах сумма к оплате за данные услуги (потребленную электроэнергию - 65 руб. 97 коп., охранную сигнализацию квартиры - 11 руб. 10 коп.) не соответствовала размеру указанной фактической задолженности. Установлено, что управляющими организациями многоквартирных домов, в которых проживают граждане ФИО1 и ФИО2, являются соответственно ОАО «Управление жилищного хозяйства Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» и ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Данными управляющими организациями («Заказчики») заключены с МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ («Исполнитель») договора на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно № и №, и дополнительные соглашения к ним от ДД.ММ.ГГГГ Приложениями к указанным договорам № и № от ДД.ММ.ГГГГ определен перечень услуг, которые должны оказываться Исполнителем: «начисление, перерасчет, сбор платежей, обработка поступивших платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от проживающих в жилых домах, находящихся в управлении Заказчика». Таким образом, по результатам административных расследований установлено, что ответчиком осуществляется представление платежных документов потребителям (ФИО1 и ФИО2) без необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, фактических суммах и объемах (количестве) потребленных ресурсов и размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды, чем нарушаются требования статей 8, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктов 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, при этом затрагиваются интересы неопределенного круга потребителей, использующих услуги данного исполнителя. В судебном заседании представители истца Хусаиновой А.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Представитель ответчика МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ Алимгафарова А.А. исковые требования не признала. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит иск не обоснованным, не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу п.п.1, 2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Согласно п.п. 37, 38 постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (ред. от 06 мая 2011 года) «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов. В платежном документе указываются: а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором. Согласно п.15 ст. 155 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Установлено, что постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей. Указанным постановлением установлено, что в период с 27 августа по ДД.ММ.ГГГГ по обращению ФИО1 (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с претензией к оплате жилищно-коммунальных услуг, проведено административное расследование в МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ. В ходе административного расследования установлено, что Единым расчетно-кассовым центром, который является филиалом МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ, при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги нарушаются права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, о фактических суммах и объемах (количестве) полученной услуги или допущенной задолженности за предыдущие периоды оплаты, что не соответствует требованиям статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями), пунктов 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. Например, при наличии задолженности по оплате за потребленную гр. ФИО1, в апреле - мае 2010 года электроэнергию в количестве 247 кВт на сумму 429 руб. 78 коп. в счет -квитанции представленной к оплате за июль 2010 года, сумма задолженности пропорционально распределена по всем другим услугам, по которым задолженности не имелось. При этом сумма к оплате за электроэнергию не соответствовала размеру фактически задолженности за потребленную электроэнергию в апреле-мае 2010 г: в квитанции указана сумма 65 руб. 97 коп., что соответствует расходу 38 кВт, в то время как фактически расход составил 247 кВт на сумму 429 руб. 78 коп. Таким образом, нарушается право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, о фактических суммах и объемах (количестве) полученной услуги или допущенной задолженности за предыдущие периоды оплаты. Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Указанным постановлением установлено, что в период с 14 января по ДД.ММ.ГГГГ по обращению гр. ФИО2 с претензией к оплате жилищно-коммунальных услуг, проведено административное расследование в МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ. В ходе административного расследования установлено, что Единым расчетно-кассовым центром, который является филиалом МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ, при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги нарушаются права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, о фактических суммах и объемах (количестве) полученной услуги или допущенной задолженности за предыдущие периоды оплаты, что не соответствует требованиям статей 8, 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями), пунктов 37, 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307. В результате, при наличии задолженности по оплате за охранную сигнализацию квартиры гр. ФИО2 в октябре-ноябре 2010 г. в сумме 153 руб. 85 коп., в счет -квитанции представленной к оплате за декабрь 2010 г. сумма задолженности пропорционально распределена по всем другим услугам, по которым задолженности не имелось и оплата осуществлена полностью. Тем самым, нарушается право потребителя на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах, о фактических суммах и объемах (количестве) полученной услуги или допущенной задолженности за предыдущие периоды. МУП УЖХ ГО г. Уфа РБ оплатило штрафы по постановлениям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается платежными поручениями № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с обращением Ильиной B.C. в Управление Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в августе 2010 года оплаченная сумма 4 740 рублей 70 копеек учтена по всем услугам, кроме услуги «электроэнергия». ФИО2, в счет - извещении за декабрь 2010 года была предоставлена недостоверная информация о задолженности в разрезе услуг вследствие ненадлежащего исполнения функциональных обязанностей бухгалтером отделения ЕРКЦ «Уфа-Центр» ФИО3 Из представленных суду историй начислений в финансовом периоде на вышеуказанные жилые помещения видно, что допущенные нарушения были устранены и приведены в соответствии с действующим законодательством. Учитывая, допущенные нарушения были устранены и приведены в соответствии с действующим законодательством, ответчик ранее был привлечен к административной ответственности за допущенные правонарушения, суд считает необходимым, в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа <адрес> Республики Башкортостан о защите прав потребителей, признании действий по предоставлению платежных документов без необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах противоправными, отказать. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд р е ш и л: В удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан о защите прав потребителей, признании действий по предоставлению платежных документов без необходимой и достоверной информации об оказываемых жилищно-коммунальных услугах противоправными, отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Р.Ф. Хаматьянова