Решение по иску Антонова А.Н. к Админитсации ГО г. Уфа об обязании заключить договор



дело № 2-4432/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2011 года                                                               город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.

при секретаре Шишкиной Н.А.

с участием представитель истца Антонова А.Н. - Дорохиной Р.Р., по доверенности от 08.08.2011 года, сроком на 3 года, удостоверена нотариусом Уфимского нотариального округа РБ Шайгардановой Р.Н. за № 14-9297.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Антонова А.Н. к Администрации городского округа города Уфа о признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Антонов А.Н. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с требованием признать незаконным отказ ответчика в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, ул. Набережная, 28, общей площадью 3438 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40, обязать ответчика предоставить Антонову А.Н. земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 3438 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40, путем заключения договора купли-продажи в собственность за плату.

В обоснование своих требований заявитель указал, что он является собственником объекта недвижимости - жилого дома, общей площадью 853,50 кв.м., инвентарный номер 347727, литера А, А1. Право собственности Антонова А.Н. подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.06.2007г. серии 04АА № 963207, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан.

Антонов А.Н. на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, обратился в адрес главы Администрации городского округа город Уфа РБ о предоставлении в собственность земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3438 к в.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40, на котором расположен вышеуказанный объект недвижимости (входящий номер Администрации 01-01-8671 от 05.05.2011г.). К заявлению были приложены правоустанавливающие документы.

Письмом № 13141 от 26.05.2011г. за подписью заместителя начальника Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Антонову А.Н. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с нахождением последнего в границах красных линий.

Заявитель считает данный отказ ответчика незаконным, поскольку нарушает права и законные интересы гражданина РФ, предусмотренные Земельным кодексом РФ.

В судебном заседании представитель истца Дорохина Р.Р., действующая по доверенности, требования Антонова А.Н. поддержала, просит суд удовлетворить их в полном объеме. В обоснование своих доводов указала, что Антонов А.Н. является собственником жилого дома, общей площадью 853,50 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес> на основании ст. 36 Земельного кодекса РФ, обратился главе Администрации городского округа <адрес> РБ с просьбой предоставить в собственность земельный участок, на котором расположен вышеуказанный дом. Письмом от 26.05.2011г. ему было отказано в предоставлении в собственность земельного участка в связи с нахождением последнего в границах красных линий. Считает Данный отказ незаконным.

Ответчик Администрация городского округа город Уфа на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором просит суд принять решение в соответствии с действующим законодательством РФ и рассмотреть дело без участия представителя ответчика.

Суд считает возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, выслушав представителя истца, суд приходит к следующему.

На основании ст.15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции

По правилу, закрепленному в п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п.11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).

Согласно п.12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары);

Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.

Однако, из представленных в дело документов, следует, что каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке на момент подачи заявления о выкупе земельного участка не имеется. Более того, расположение испрашиваемого земельного участка частично внутри красных линий (п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации) не является основанием для вывода о том, что весь участок находится на землях общего пользования.

Если земельный участок находится в границах красных линий, то есть относится к землям общего пользования, приватизация его невозможна в силу прямого запрета, установленного законом, при условии нанесения красных линий территорий в предусмотренном законом порядке.

При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.

Однако ни правоустанавливающие документы на земельный участок договор аренды земельного участка № 1822-09 от 27.10.2009г., ни документы государственного кадастрового учета не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.

В отказе (письмо № 13141 от 26.05.2011г.) не содержится каких-либо ссылок на утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, в состав которой входит спорный земельный участок с нанесенными красными линиями.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в том числе нарушены права и свободы гражданина.

При рассмотрении дела, возникшего в связи с оспариванием гражданином или юридическим лицом законности ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, также и нормативного акта, необходимо учитывать, что в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 1 ГК ограничение гражданских прав допустимо лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, суд приходит к обоснованному выводу, что отказ в предоставлении земельного участка, по <адрес>, общей площадью 3438 к в.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40, занимаемый принадлежащим на праве собственности Антонову А.Н. объектом недвижимости, не соответствует закону и существенно нарушает права Антонова А.Н., предусмотренные ст. 36 Земельного кодекса РФ, т.е.ограничивает исключительное право заявителя на приобретение указанного земельного участка в собственность.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности; оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и земельным кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункты 1 и 2 ст.27).

Из п. 6 ст. 36 ЗК РФ в системной связи с иными нормами вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения. В тех случаях, когда собственник строения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли - продажи, а соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли - продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в суд с заявлением по правилам и в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ.

В случае признания действий (бездействия) органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным, суд должен обязать соответствующий орган подготовить проект договора купли - продажи и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.

На основании вышеизложенного, в соответствии со ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

1. Исковые требования заявителя Антонова Александра Николаевича удовлетворить частично.

2. Признать незаконным отказ ответчика Администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 3438 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40.

3. Обязать ответчика Администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставить заявителю Антонову А.Н. земельный участок, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, общей площадью 3438 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011004:40, путем заключения договора купли-продажи в собственность за плату.

4. В остальной части исковых требований Антонова А.Н. отказать.

Судья             А.Ю. Сунгатуллин