решение по иску Камаевой к УПФ РФ в Октябрьском районе о признании права на досрочную трудовую пенсию



Дело № 2-4175/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                                                                       г.Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,

при секретаре Рахимовой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камаевой Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части отказа включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Камаева Ф.Ф., обратившись в суд с иском, впоследствии с уточнением исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан, просит признать незаконным решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2011 года об отказе включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды учебы с 12 марта 2001 года по 30 июня 2011 года, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 года, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, указанные периоды и назначить ей на досрочную трудовую пенсию по старости с 10 октября 2010 года.

В обоснование своего иска Камаева Ф.Ф. указала на то, что 14 сентября 2010 года она обратилась к ответчику - в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан с заявлением об установлении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением от 12 октября 2010 года ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии, не засчитав периоды, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 года, период учебы с 12 марта 2001 года по 30 июня 2001 года.

Считает данное решение ответчика незаконным.

В судебном заседании истец Камаева Ф.Ф. и её представитель Бикбулатов Ф.В., действующий на основании ордера , удостоверение , настаивали на удовлетворении иска по изложенным ранее основаниям.

Представитель ответчика Шабаева А.Х., действующая по доверенности от 11 января 2011 года, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, иск Камаевой Ф.Ф. подлежим удовлетворению по следующим основаниям.

До 01 января 2002 года пенсионные органы при назначении педагогическим работникам пенсии за выслугу лет руководствовались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Списками должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, которые были утверждены постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067.

При этом, при решении вопросов о зачете в специальный стаж периодов трудовой деятельности, протекавших до 01 ноября 1999 года, применялся Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463, а для периодов, протекавших после 01 ноября 1999 года, применялся Список профессий и должностей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067.

Согласно этим нормативным актам пенсия за выслугу лет педагогическим работниками назначалась независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), т.е. вне зависимости являлось ли учреждение государственным, муниципальным либо негосударственным или немуниципальным.

С 01 января 2002 года вступил в действие Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 10 п.1 ст.28 приведенного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 статьи 28 данного Закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 года, установлено, что периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно части 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслуг лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до ведения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусмотрено, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются: выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях; время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как следует из представленных в суд копий документов Камаевой Ф.Ф., в специальный трудовой стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, ответчиком засчитаны только периоды работы истца:

26.08.1985г.- 01.04.1986г. - музыкальный работник в детском саду «<данные изъяты>»;

02.04.1986г.-21.07.1987г. - музыкальный работник в детском cаду «<данные изъяты>;

       10.08.1987г.-13.10.1992г. - воспитатель детского сада № <данные изъяты>;

15.08.1994г.-11.03.2001г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>;

01.07.2001г.-12.08.2001г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>;

15.08.2001г.-04.08.2002г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>;

     17.08.2002г.-27.10.2002г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>

     <данные изъяты>;

06.11.2002г.-01.02.2006г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>;

02.02.2006г. - 25.08.2006г. - музыкальный руководитель детского сада ;

28.08.2006г.-14.09.2010г. - музыкальный руководитель <данные изъяты>;

Всего специальный стаж Камаевой Ф.Ф. составил 22 года 9 месяцев 17 дней.

Согласно решению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан об отказе в установлении досрочной пенсии по старости от 12 октября 2011 года в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не вошли следующие периоды:

- с 14.10.1992г. -14.08.1994г. - уход за ребенком - 1 год 10 месяцев;

- с 12.03.2001г.-30.06.2001г.- учебный отпуск - 3 месяца 18 дней.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 года - 1 год 10 месяцев, учебный отпуск с 12 марта 2011 года по 30 июня 2001 года - 3 месяца 18 дней подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы и средняя заработная плата по основному месту работы.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства №516 от 11 июля 2002 года, предусмотрено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основным принципом для включения в страховой стаж работника периодов работы и (или) иной деятельности является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому периоды повышения работником своей квалификации должны включаться в специальный стаж, поскольку за работником в соответствии с действующим законодательством сохраняется средняя заработная плата, а, следовательно, уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из копии трудовой книжки истца Камаевой Ф.Ф. видно, что в период с 31 декабря 1993 года по 01 февраля 2006 года последняя работала музыкальным руководителем <данные изъяты>. Таким образом, период нахождения Камаевой Ф.Ф. в учебном отпуске с отрывом от производства с 12 марта 2011 года по 30 июня 2001 года подлежит зачету в специальный стаж.

Требования истца Камаевой Ф.Ф. о включении в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 года - уход за ребенком, также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей продолжительность отпуска по уходу за ребенком увеличилась до достижения им возраста 3-х лет.

Положение о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет не засчитывается в стаж для назначения пенсии на льготных условиях, было введено Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», который вступил в силу с 06 октября 1992 года (изменения в статью 167 КЗоТ РСФСР).

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работ, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпуском, включая дополнительные.

Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Из этого следует, что действие статьи 167 КЗоТ РСФСР распространяется на правоотношения, связанные предоставлением истцу Камаевой Ф.Ф. дополнительного отпуска по уходу за ребенком, так как этот отпуск ей предоставлялся до 06 октября 1992 года, то есть до вступления в законную силу вышеуказанных изменений.

Письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4485/1-34 предусмотрено, что периоды ухода за ребенком до 06 октября 1992 года могут засчитываться в льготный стаж независимо от времени обращения за назначением льготной пенсии.

Пунктом 21 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года №5, утвержденных Постановлением Министерства Труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29 также было предусмотрено, что в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06 октября 1992 года.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. При этом в Постановлении не говорится о длительности отпуска, который должен включаться, а говорится об отпуске в целом независимо от его продолжительности.

Учитывая, что Камаевой Ф.Ф. отпуск по уходу за ребенком был предоставлен до 06 октября 1992 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком также должен быть включен в специальный стаж, поскольку до этого времени (до 06.10.1992 г.) никаких ограничений по включению этих периодов в стаж для назначения пенсий независимо от ее вида установлено не было.

Таким образом, стаж педагогической деятельности Камаевой Ф.Ф. по состоянию на 10 октября 2010 года составил с учетом спорного периода 25 лет, таким образом, она имеет право на досрочную трудовую пенсию по выслуге лет с 10 октября 2010 года.

Изложенное влечет удовлетворение иска Камаевой Ф.Ф. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 56, 98, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление Камаевой Ф.Ф. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан о признании незаконным решения в части отказа включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, возложении обязанности включить периоды работы в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить:

решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан от 12 октября 2011 года в части отказа Камаевой Ф.Ф. включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: учебного отпуска с 12 марта 2011 года по 30 июня 2001 года - 3 месяца 18 дней, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 - 1 год 10 месяцев, признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы Камаевой Ф.Ф. включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: учебного отпуска с 12 марта 2011 года по 30 июня 2001 года - 3 месяца 18 дней, нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 14 октября 1992 года по 14 августа 1994 - 1 год 10 месяцев.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы Республики Башкортостан назначить Камаевой Ф.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с 10 октября 2010 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья                                                             Р.Р. Нурисламова