дело № 2-814/11 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации 24 марта 2011 года г.Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: Председательствующего судьи Динекеевой Э.Р., при секретаре Валетдиновой Р.Р., с участием истца Мустафиной С.Р., представителя истца Мустафиной С.Р.-Устратова О.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика МУ «Земельное агентство» и Администрации ГО г.Уфа - Габдракиповой С.Р., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица КУМС Администрации ГО г.Уфа - Галеева А.А., действующего на основании доверенности №3 дв от 09.08.2010 года, представителя третьего лица Сулейманова Р.Р. - Звягиной Е.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ; рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мустафиной С.Р. к Администрации ГО г.Уфа, Муниципальному учреждению «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании торгов недействительным, обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, установил: Мустафина С.Р. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа и просила признать незаконным отказ КУМС Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении ее семье участка по адресу: <адрес>, уч.№, площадью 2401 кв.м., кадастровый номер 02:55:040617:447 в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов; признать торги по продаже земельного участка по адресу: <адрес>, уч.№, недействительными; обязать КУМС Администрации ГО г.Уфа предоставить ее семье указанный земельный участок в аренду сроком на 15 лет, определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с действующей ставкой. В обоснование заявления указано, что она является матерью троих несовершеннолетних детей, в том числе ребенка - инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой об инвалидности (заболевание - ДЦП). В газете «Вечерняя Уфа» № (11544) от ДД.ММ.ГГГГ, КУМС Администрации ГО г.Уфа РБ сообщил о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 11.00 часов по адресу: <адрес>, ул.п<адрес>, очередных торгов по передаче в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ею было направлено в КУМС Администрации ГО г.Уфа заявление о предоставлении ее семье участка по адресу: <адрес>, уч.№, площадь участка 2401 кв.м., кадастровый номер 02:55:040617:447, лот №, в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ № в предоставлении участка моей семье было отказано по причине того, что данный участок реализован через аукцион, для индивидуального жилищного строительства. Считает данный отказ и проведение торгов не соответствующими положениям закона №181-ФЗ, а также ст.449 ГК РФ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика КУМС Администрации ГО г.Уфы на МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфы, а также в качестве третьего лица по делу привлечены КУМС Администрации ГО г.Уфы и собственник земельного участка на день рассмотрения дела в суде ФИО2 Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьих лиц по делу привлечены СМУ «Центр недвижимости», Управление по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфы. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ принято уточненное исковое заявление Мустафиной С.Р. к Управлению по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфы, Администрации ГО г.Уфа, Муниципальному учреждению «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании торгов недействительными, обязании предоставить земельный участок № кадастровый номер <данные изъяты> в аренду сроком на 15 лет для индивидуального жилищного строительства и определить существенное условие договора аренды земельного участка - размер арендной платы в соответствии с действующей ставкой. Истец Мустафина С.Р. и ее представитель Устратов О.Е., действующий на основании доверенности, исковые требования просили удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему. При этом пояснив, что отказ был подписан заместителем директора МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ Прямушко Ю.А. Они не подпадают ни под одну категорию граждан-льготников на предоставление земельного участка в соответствии с Законом Республики Башкортостан №59-з «о регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ. При поступлении заявления они должны были отложить торги, поскольку заявление было подано гражданином - льготником в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ». Заявление содержало требование на конкретный земельный участок. Право собственности на этот земельный участок уже оформлено на ФИО2 Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа и ответчика Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г.Уфы - Габдракипова С.Р., действующая по доверенностям, в судебном заседании исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении. При этом пояснила, что особенности предоставления земельного участка регулируется ст.30.1 ЗК РФ. Аукцион-это продажа имущества с публичных торгов, лицо предлагает наивысшую цену. Действующим законодательством не предусмотрены льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Применение ст.17 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» истцом является необоснованным. Обращение истца в установленном порядке в соответствии со ст.17 ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» в Администрацию ГО г.Уфы не имеется. На день поступления искового заявления в суд, данный земельный участок уже принадлежал на праве собственности ФИО2, то есть он не свободен от прав третьих лиц. Истец обращалась с просьбой предоставить конкретный земельный участок, право собственности на который уже было выставлено на торги. Представитель третьего лица КУМС Администрации ГО г.Уфа РБ - Галеев А.А., действующий по доверенности, исковые требования не признал и просил в удовлетворении исковых требований отказать. При этом пояснив, что первично земельный участок № был выставлен на торги, а затем истец обратился с заявлением о предоставлении его на льготных условиях. КУМС Администрации ГО г.Уфы ответ на заявление истца не оформлял, ответ готовился МУ «Земельное агентство». Доказательств тому, что обращение поступало в КУМС Администрации ГО г.Уфы не имеется. В настоящее время у данного земельного участка имеется собственник. Представитель третьего лица Сулейманова Р.Р. - Звягина Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала и просила в их удовлетворении отказать. При этом пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ, было вынесено постановление Администрации ГО г.Уфа, по которому право собственности на данный земельный участок было выставлено на торги. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился с заявлением и оплатил задаток. На аукционе принимало участие восемь человек. Был заключен договор купли-продажи за 2144 450 рублей от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка ФИО2 На сегодняшний день земельный участок облагораживается, ФИО2 понесены большие затраты. Представитель третьего лица - СМУ «Центр недвижимости» в суде не явился, извещен надлежащим образом. Имеется отзыв на иск, согласно которому указано, что СМУ «Центр недвижимости» не проводило торги по указанному земельному участку. Представитель МУ «Земельное агентство « ГО г.Уфы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В соответствии со ст. ст. 48, 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии указанных лиц. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В силу ст.10 и 72 Конституции Российской Федерации и п.2 ст.28 ЗК РФ разрешение вопроса о предоставлении инвалидам земельных участков относится к компетенции федерального и региональных законодательных органов государственной власти. В соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» - инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Согласно п.2 ст.30.1 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.10 Закона РБ от 05.01.2004 года №59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан» - предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц бесплатно осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами, а также в случаях, определенных в частях 1.1 и 2 настоящей статьи. Земельные участки предоставляются однократно бесплатно в следующих случаях 9 ч.2 ст.10): 1) для индивидуального жилищного строительства категориям граждан, указанным в части 2.1 настоящей статьи;…. Категории граждан, которым предоставляются бесплатно однократно земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ч.2.1 ст.10): а) нуждающиеся в жилых помещениях на основаниях, предусмотренных жилищным законодательством; б) проживающие в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; в)проживающие в общежитии; г) проживающие в смежной неизолированной комнате, в также в однокомнатной или двухкомнатной квартире в составе 2 семей и более ( в том числе семьи, которая состоит из родителей и постоянно проживающих с ними и зарегистрированных по месту жительства совершеннолетних детей, состоящих в браке) независимо от размеров занимаемого жилого помещения. Граждане, указанные в частях 1,2 и 4 настоящей статьи, имеют право приобрести земельный участок бесплатно в пределах нор, установленных настоящим Законом и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч.5 ст.10). Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Администрацию ГО <адрес> с заявлением о предоставлении ей земельного участка по адресу: <адрес>, уч.156, кадастровый номер <данные изъяты> в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов в связи с тем, что ее семья имеет на иждивении ребенка-инвалида ФИО1, 2008 года рождения, что подтверждается справкой МСЭ-2007 № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письму Муниципального учреждения «Земельное агентство» ГО <адрес> РБ в предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>, уч.№ отказано, так как данный участок реализован через аукцион, для индивидуального жилищного строительства. Как пояснили стороны в суде, оснований для предоставления земельного участка в соответствии со ст.10 Закона РФ №-з у истца не имеется. Данное обстоятельство не оспаривается сторонами в суде. Анализируя ст.17 ФЗ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и ст.30.1 ч.2 Земельного кодекса РФ суд приходит к выводу о том, что в рамках аукциона реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков невозможна, в случае предоставления инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги не проводятся. Указанные выводы содержатся также в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 года, утвержденных Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, где содержится разъяснение по вопросу: Порождает ли право инвалида на первоочередное предоставление ему земельного участка для жилищного строительства обязанность органа местного самоуправления заключить с инвалидом договор купли-продажи земельного участка без торгов? Отвечая на указанный вопрос, Верховный суд РФ указал, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» по договору купли-продажи торги не проводятся. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). Согласно ч. 2 ст. 30.1 земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 земельного кодекса Российской Федерации (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников). При этом какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе, указанной нормой не предусмотрены. Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков. Согласно постановлению главы Администрации ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №, на продажу выставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства в Октябрьском районе городского округа города Уфы и в соответствии со списком земельных участков выставляемых на торги: выставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, уч. №, общей площадью 2401 кв.м., стоимостью 557000 рублей. Из письма Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации ГО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ими направлена заявка главному редактору МУП Редакции газеты «Вечерняя Уфа» Голову В.Н. о размещении информационного сообщения о проведении торгов по передаче в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства, дата проведения которых назначена на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информационному сообщению газеты «Вечерняя Уфа» № от ДД.ММ.ГГГГ, КУМС Администрация ГО <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проводит очередные торги по передаче в собственность земельных участков для целей индивидуального жилищного строительства и продается в собственность: лот № земельный участок по адресу: <адрес> ГО <адрес> РБ, <адрес>, уч.156. Мустафина С.Р. обратилась в Администрацию ГО г.Уфа с заявлением о предоставлении в первоочередном порядке данного земельного участка № - ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по результатам аукциона был заключен договор №/АТ-10 о предоставлении земельного участка с ФИО2. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> ГО <адрес>, уч.156, передан ФИО2 по акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ. В силу ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют первоочередное право на получение участка для индивидуального жилищного строительства на платной основе без проведения торгов в собственность или в аренду. Закон РБ №-з «О регулировании земельных отношений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в ч.1 указывает о предоставлении земельных участков в собственность граждан или юридических лиц бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, а также в случаях, указанных в частях 1.1. и 2 настоящей статьи (ст.10). Заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ не относится к случаям, указанным в части 1.1. и 2 ст.10 Закона РБ №-з. Истец также не обращалась с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка, а просила предоставить конкретный земельный участок в аренду на основании ст.17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ. Анализируя указанные нормы закона суд приходит к выводу о том, что истец, в соответствии с абзацем14 ст.17 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ имеет право на получение земельного участка в первоочередном порядке по договору аренды без проведения торгов. Вместе с тем, наличие у истца такого права не означает, что орган местного самоуправления обязан предоставить истцу по ее требованию любой произвольно выбранный ею земельный участок. Поскольку в данном случае не действуют положения ст.30.1 ЗК РФ о предоставлении земельного участка для жилищного строительства на аукционе, к спорным правоотношениям могут быть применены правила ст.31 указанного Кодекса. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 указанного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. На основании п.2 ст.31 названного Кодекса орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологиче6скихЮ, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Таким образом, из приведенной нормы права следует, что при обращении гражданина с заявлением о предоставлении земельного участка, в котором отражены характеристики, предъявляемые к нему, орган местного самоуправления обязан обеспечить гражданину выбор соответствующего данным характеристиками земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости. Как видно из материалов дела, истец просила предоставить ей в аренду конкретный земельный участок площадью 2401 кв.м. кадастровый номер <данные изъяты> из состава земель населенных пунктов, расположенный по адресу - <адрес> Между тем, в отношении данного земельного участка органом местного самоуправления в пределах его компетенции в соответствии с требованиями законодательства принято решение о проведении торгов по его продаже для индивидуального жилищного строительства. Данное обстоятельство установлено судом и подтверждается материалами дела. Поскольку на момент обращения истца с заявлением о предоставлении спорного земельного участка его судьба в соответствии с требованиями законодательства уже была определена, а какие-либо правовые основания, подтверждающие наличие у истца права на получение в аренду именно этого земельного участка, приведены не были, в силу закона, договора или иного законного основания на ответчиках обязанность предоставить истцу данный земельный участок не лежит. Как видно из ответа МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу отказано в предоставлении земельного участка по тому основанию, что выбранный земельный участок реализован через аукцион, для индивидуального жилищного строительства. Таким образом, на момент обращения истца в отношении указанного земельного участка уже было принято решение о проведении торгов по продаже его для целей индивидуального жилищного строительства. Вывод о невозможности предоставления истцу другого земельного участка ответ МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфы не содержит. С учетом изложенного данный ответ не противоречит закону. Также установлено судом, что истец с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта к ответчикам не обращалась. На момент обращения с иском в суд собственником земельного участка являлся ФИО2, то есть земельный участок не является свободным от прав третьих лиц. Исходя из анализа положений вышеуказанных норм закона, в аренду или в собственность могут быть переданы лишь земельные участки, свободные от прав третьих лиц. Оценив все обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца о признании незаконным отказа МУ «Земельное агентство» ГО г.Уфа в предоставлении ее семье земельного участка №156 в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов безосновательны и не подлежат удовлетворению. Исковые требования о признании торгов по продаже указанного земельного участка, а также об обязании ответчиков предоставить земельный участок в аренду сроком на 15 лет и определить существенное условие договора аренды - размер арендной платы в соответствии с действующей ставкой - являются производными от основного искового требования, в связи с чем также не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд, Р Е Ш И Л : в удовлетворении исковых Мустафиной С.Р. к Администрации ГО г.Уфа, Муниципальному учреждению «Земельное агентство» ГО г.Уфа РБ о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным, признании торгов недействительным, обязании предоставить земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней. Судья Динекеева Э.Р.