Дело № 2-3284\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 09 ноября 2011 года Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Файзрахмановой Г.Р. при секретаре Верига И.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Николаевой Ю.А. к Николаевой С.Н., Николаеву Ю.А., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании приобретшей право пользования жилым помещением и регистрации в жилом помещении по месту жительства, установил: Николаева Ю.А. обратилась в суд с иском (с последующим привлечением к участию в деле соответчиков) к Николаевой С.Н., Николаеву Ю.А., Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, в котором просит признать ее приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, состоящим из трех комнат, общей площадью 67,5 кв.м., в том числе жилой площадью 43,0 кв.м., и зарегистрировать ее по указанному адресу по месту жительства. В обоснование иска Николаева Ю.А. указала на то, что <адрес> находится в муниципальной собственности, в которой она с 2004 года фактически проживает с матерью Николаевой С.Н. и братом Николаевым Ю.А. в качестве члена их семьи, ведет с ними совместное хозяйство, имеет свободный доступ в квартиру, однако ответчики Николаева С.Н., Николаев Ю.А. не дают своего согласия на ее (Николаевой Ю.А.) регистрацию в жилом помещении, а остальные ответчики не регистрируют ее по месту фактического жительства, чем нарушают ее права на жилье. В судебном заседании истец Николаева Ю.А., ее представитель - Меримеренко А.В., действующий на основании доверенности, удостоверенной Н.К. Нуруллиной нотариусом нотариального округа город Уфа Республики Башкортостан 23 июля 2011 года, в реестре за № 2-13164, настаивали на удовлетворении иска Николаевой Ю.А. по основаниям, изложенным ранее. Ответчик Николаева С.Н., не оспаривая доводы Николаевой Ю.А., не возражала против удовлетворения иска последней. При этом она пояснила, что после обращения Николаевой Ю.А. с настоящим иском в суд, она (т.е. Николаева С.Н.) вместе дочерью Николаевой Ю.А. обратились в регистрирующий орган с заявлением о регистрации последней по месту жительства в спорной квартире, в чем им было отказано в устной форме без объяснения причин. Ответчик Николаев Ю.А. в судебное заседание не явился, представив в суд письменное заявление, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представители ответчиков - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьих лиц - Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан, Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», Муниципального учреждения « Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан», будучи извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствуют расписки, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, что вызвало рассмотрение дела в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает, что иск Николаевой Ю.А., предъявленный к Николаевой С.Н., Николаеву Ю.А., Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан следует удовлетворить, а в удовлетворении ее же иска, предъявленного к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, следует отказать по следующим основаниям: из пояснений истца Николаевой Ю.А., ответчика Николаевой С.Н. и материалов дела установлено, что с 1991 года до 2004 год семья Николаевых, в составе из четырех человек, включая отца истца Николаевой Ю.А. - ФИО19, который впоследствии умер в ДД.ММ.ГГГГ году, проживала и была зарегистрирована в общежитии, расположенном по адресу: <адрес>. В связи с трудовыми отношениями с <данные изъяты> в должности <данные изъяты>, на основании протокола № 4 жилищно-бытовой комиссии УГПС МВД РБ от 20 апреля 2000 года отцу истца Николаевой Ю.А. - ФИО19, на состав его семьи, состоящей из четырех человек, включая его супругу -Николаеву С.Н., и на то время несовершеннолетних детей: дочь Николаеву Ю.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сына Николаева Ю.А.,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Управлением противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан 20 апреля 2000 года был выдан ордер № 29 на право вселения в служебное жилое помещение, расположенное в строящемся здании пожарного депо по адресу: <адрес>, состоящее из трех комнат, общей площадью 67,5 кв.м., в том числе жилой площадью 43,0 кв.м., что так же подтверждается представленной в суд копией названного ордера на служебное жилое помещение. Между тем, как следует из письма за № 10673 от 26 сентября 2011 года Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, жилое помещение - квартира №, расположенная по адресу: <адрес>, по состоянию на 26 сентября 2011 года в реестр федерального имущества не заявлено. Из письма за № 8448-14-6 от 10 октября 2011 года Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан, установлено, что объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, на балансе Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан не числится. Письмом за № ФС-30/16563 от 10 октября 2011 года Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан сообщило в суд о том, что сведения о квартире <адрес>, в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан отсутствуют. Как следует из постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 5589 от 03 ноября 2006 года, в целях упорядочения учета объектов муниципальной собственности, построенных за счет средств городского бюджета, обеспечения безопасной и бесперебойной работы пожарного депо и инженерных сетей к нему, учитывая акт приемки и ввода в эксплуатации законченного строительством объекта приемочной комиссией от 28 декабря 2005 года, утвержденной постановлением главы администрации г.Уфы № 6229 от 30 декабря 2005 года, законченные строительством объекты - пожарное депо, отдельно стоящий гараж, ЦТП, ТП, расположенные по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Указанным постановлением Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, так же комитету муниципальной собственности администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан поручено заключить договор безвозмездного пользования на здание пожарного депо и гаража с ГУ «ОГПС-22 МЧС РБ». ФИО19 и члены его семьи фактически вселились в указанную квартиру №, расположенную по адресу: <адрес> в 2004 году, ФИО19 зарегистрировался в ней по месту жительства, а его супруга Николаева С.Н. с детьми Николаевой Ю.А. и Николаевым Ю.А. остались зарегистрированными в жилой комнате, расположенной по адресу: <адрес>, которую впоследствии (после передачи занимаемого жилого помещения в муниципальную собственность и изменения правового статуса) Николаева С.Н. с сыном Николаевым Ю.А. приватизировали ее, а Николаева Ю.А. не участвовала в приватизации данного жилого помещения. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО19 умер. После смерти ФИО19 его супруга Николаева С.Н. с сыном Николаевым Ю.А. 27 августа 2008 года зарегистрировались в спорной квартире по адресу: <адрес> по месту фактического жительства, что подтверждается справкой о регистрации, выданной 11 февраля 2010 года ГУ «22 ОФПС по РБ» филиалом «Единый расчетно-кассовый центр». На основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 6448 от 23 декабря 2009 года и акта приема-передачи от 01 января 2010 года жилые и нежилые помещения 3-го, 4-го, 5-го этажей, расположенные в здании пожарного депо по адресу: <адрес>, приняты в муниципальную казну городского округа город Уфа Республики Башкортостан и переданы в оперативное управление муниципальному учреждению «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан», о чем так же свидетельствуют копия названного постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с приложениями к нему, акт приема-передачи от 01 января 2010 года и письмо Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за № КС-13027 от 26 сентября 2011 года. Как следует из пояснений истца Николаевой Ю.А. в судебном заседании, ордер специального образца на право вселения в спорную квартиру в качестве служебного жилого помещения был выдан 20 апреля 2000 года на имя ее отца ФИО19 лишь Управлением противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан, исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов ордер не выдавал, впоследствии договор социального или специализированного найма спорного жилого помещения ни с кем из жильцов квартиры не был заключен. Ранее ответчики Николаева С.Н. и Николаев Ю.А. препятствовали ее регистрации в спорной квартире, хотя не оспаривали ее право пользования этой квартирой. Она обратилась к ответчикам, а так же третьему лицу Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан», которое фактически до настоящего времени осуществляет регистрацию граждан по месту жительства в здании по адресу: <адрес>, с просьбой зарегистрировать ее по месту жительства по адресу: <адрес>, однако ею получен отказ в устной форме без объяснения причин. Из пояснений представителя третьего лица Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» Каримовой А.Г., действующей на основании доверенности (доверенность в деле), чьи пояснения, данные ею ранее в ходе судебного заседания, были оглашены судом, суд установил, что в настоящее время здание, расположенное по адресу: <адрес>, согласно постановлению главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 6448 от 23 декабря 2009 года находится в оперативном управлении муниципального учреждения «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан», однако вопросы регистрации и снятии с регистрационного учета по месту жительства граждан в жилых помещениях, расположенных в указанном здании, фактически до настоящего времени по согласованию с муниципальным учреждением «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан» осуществляется Федеральным государственным казенным учреждением «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан». Письменное заявление Николаевой Ю.А. и ее матери Николаевой С.Н. о регистрации Николаеву Ю.А. в спорную квартиру, поданное в октябре 2011 года, находится на стадии разрешения. Суд считает, что истец Николаева Ю.А. фактически приобрела право пользования спорным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, находящимся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, переданным в оперативное управление муниципальному учреждению «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан». Так, на основании статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. По общему правилу вновь принятый правовой акт регулирует только те отношения, которые возникают после введения его в законную силу, если иное не предусмотрено в самом акте. Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после его введения в действие. В соответствии с частью 2 статьи 6 названного Кодекса действие акта жилищного законодательства не может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие. Согласно статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии со статьями 101-105 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения жилищных отношений, служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения, с соблюдением требований ст.ст. 38, 40 и 41 названного Кодекса, определенным категориям граждан, которые в связи с характером (спецификой) их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, временно на период их работы. Порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими были установлены законодательством Союза ССР, Жилищным кодексом РСФСР и другим законодательством РСФСР. На основании принятого администрации предприятия, учреждения…решения исполнительный комитет соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавал ордер на служебное жилое помещение. Согласно статье 106 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. К пользованию служебными жилыми помещениями применяются правила статей 50 - 61, 66, 75, 81 - 84, 89 - 93, 96, 97, части первой статьи 98, статей 99 и 100 настоящего Кодекса. А в силу статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР наниматель был вправе вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей … и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами части 1 статьи 54 названного Кодекса приобретали равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования помещением, если эти граждане являлись или признавались членами его семьи и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением (статья 53). Жилищные отношения являются длящимися, поэтому при разрешении настоящего дела необходимо руководствоваться так же положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 01 марта 2005 года. Согласно части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированный жилищный фонд - это совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения… В соответствии с пунктом 2 статьи 92 названного Кодекса в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Согласно пунктам 12 и 14, 15 этих Правил … включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами… В соответствии со статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением... Пользование специализированными (служебными) жилыми помещениями осуществляется на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого согласно ст. 100 названного Кодекса. К пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные частями 2-4 статьи 31, статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 69 названного Кодекса члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 10/9 от 04 декабря 2008 года, утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому служебные жилые помещения из муниципального жилищного фонда, предоставленные до 01 марта 2005 года, утрачивают статус служебного жилого помещения с момента обращения гражданина, проживающего в таком жилом помещении, в муниципальное унитарное предприятие Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора социального найма (пункт 5.3). Анализ представленных суду доказательств, дают суду основание считать, что 20 апреля 2000 года спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, было предоставлено Управлением противопожарной службы Министерства внутренних дел Республики Башкортостан отцу истца Николаевой Ю.А. - ФИО19 в качестве служебного жилого помещения; истец Николаева Ю.А. фактически была вселена в указанное жилое помещение в 2004 году в качестве члена семьи ФИО19 и приобрела равное с нанимателем жилья право пользования названным жилым помещением; ни собственником жилищного фонда (Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан), ни муниципальным учреждением «Управление пожарной охраны городского округа город Уфа Республики Башкортостан», кому спорное жилое помещение передано на праве оперативного управления впоследствии, не оспаривали и не оспаривают в настоящее время как факт предоставления квартиры <адрес> семье Николаевых, включая истца Николаеву Ю.А., так и право пользования последней спорной квартирой, ибо последние своевременно не предоставили в суд доказательства обратного. При этом суд считает, что сам по себе факт непринятия учреждением, предоставившим семье Николаевых данное жилое помещение в качестве служебного жилого помещения на основании протокола № 4 жилищно-бытовой комиссии УГПС МВД РБ от 20 апреля 2000 года, соответствующих мер и действий для своевременного оформления исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов ордера специального образца с целью дальнейшего заключения договора найма служебного жилого помещения согласно ст.ст.105 и 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения жилищных отношений, а впоследствии - в соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может ограничить право истца Николаевой Ю.А. на пользование квартирой <адрес> и регистрации в ней по месту жительства. Суд, учитывая изложенные обстоятельства, а так же принимая во внимание положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища, приходит к выводу о том, что Николаева Ю.А. приобрела право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, и она согласно Правилам регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, подлежит регистрации по указанному адресу. В то же время, суд не находит оснований для удовлетворения этого же иска Николаевой Ю.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании приобретшей право пользования жилым помещением и регистрации в жилом помещении по месту жительства, поскольку Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан не является собственником спорного жилого помещения и не имеет полномочий распоряжаться имуществом из муниципального жилищного фонда городского округа город Уфа Республики Башкортостан, а потому по настоящему делу оно является ненадлежащим ответчиком, что вызывает необходимость отказа в удовлетворении иска к указанному ответчику. Руководствуясь ст.ст.56, 194-196,198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил: иск Николаевой Ю.А. к Николаевой С.Н., Николаеву Ю.А., Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании приобретшей право пользования жилым помещением и регистрации в жилом помещении по месту жительства удовлетворить: Николаеву Ю.А. признать приобретшей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>; Николаеву Ю.А. зарегистрировать по месту жительства по адресу: <адрес>. В удовлетворении иска Николаевой Ю.А. к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан о признании приобретшей право пользования жилым помещением и регистрации в жилом помещении по месту жительства отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Файзрахманова Г.Р.