по иску Халиуллиной и других к МУЭТ о возложении обязанности предоставить дополнительный отпуск



№ 2-4861/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

      06 декабря 2011 года                                                    город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:                              

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием представителя истцов Костенко Г.И. /доверенность от 12 октября 2011 года № 8Д-6315, удостоверенная нотариусом Ларионовой И.П. (доверитель Никитенкова Л.В.), доверенность от 12 октября 2011 года № 8Д-6313, удостоверенная нотариусом Ларионовой И.П. (доверитель Атыева В.В.), доверенность от 12 октября 2011 года № 8Д-6311, удостоверенная нотариусом Ларионовой И.П. (доверитель Халиуллина Г.М.)/, представителя ответчика Колединой Э.Р. /доверенность от 09 декабря 2010 года № 1-1/1319/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Халиуллиной Г.М., Никитенкова Л.В. Атыевой В.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о возложении обязанности предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда,

     УСТАНОВИЛ:

Халиуллина Г.М. обратилась в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» (далее МУЭТ) о возложении обязанности предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда. Указала в обоснование иска, что она с 18 сентября 1969 года была зачислена на курсы водителей трамвая. 10 марта 1970 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 01 мая 1971 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая, а 19 октября 1984 года она была переведена маляром 2 разряда. 08 мая 1987 года она вновь была переведена водителем трамвая 2 класса. 10 декабря 1987 года в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда присвоен 2 класс водителя трамвая. 01 мая 1991 года истцу присвоена квалификация водителя 1 класса. 17 ноября 1991 года она переведена водителем снегоочистителя 1 класса. 20 февраля 1992 года истец переведена водителем - обгонщиком 1 класса. В соответствии с приказом от 10 декабря 1993 года УТТУ переименовано в МУЭТ. В соответствии с приказом от 17 марта 2006 года МУЭТ Трамвайное депо было переименовано в МУЭТ Трамвайное депо . 08 февраля 2007 года истец переведена уборщицей. 12 апреля 2007 года переведена мойщиком-уборщиком, кем и работает по настоящее время. В соответствии с действующим законодательством водитель трамвая и троллейбуса на пассажирском движении, маляр относится к работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями работы, работникам, имеющим особый характер работы, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Истец просила обязать ответчика предоставить ей дополнительный оплачиваемый отпуск в количестве 193 календарных дня, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 5500 рублей.

Атыева В.В. обратилась в суд с иском к МУЭТ о возложении обязанности предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда. Указав в обоснование иска, что она с 12 марта 1975 года была зачислена на курсы водителей трамвая. 29 сентября 1975 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 01 октября 1976 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая, а 01 сентября 1980 года присвоен 1 класс водителя. 10 декабря 1987 года в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда присвоен 1 класс водителя трамвая. 22 октября 1990 она переведена водителем - обгонщиком 1 класса. В соответствии с приказом от 10 декабря 1993 года УТТУ переименовано в МУЭТ. В соответствии с приказом от 17 марта 2006 года МУЭТ Трамвайное депо было переименовано в МУЭТ Трамвайное депо . 13 августа 2007 года истец была переведена мойщиком-уборщиком, кем и работает по настоящее время. В соответствии с действующим законодательством водитель трамвая и троллейбуса на пассажирском движении относится к работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями работы, работникам, имеющим особый характер работы, которым предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Однако истцу данный отпуск за весь период работы не предоставлялся. Просит возложить обязанность на ответчика предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска в количестве 211 календарных дней, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 5500 рублей.

Никитенкова Л.В. обратилась в суд с иском к МУЭТ о возложении обязанности предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда. Указала в обоснование иска, что она с 06 апреля 1974 года была принята на курсы водителей трамвая. 09 июля 1974 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 15 августа 1975 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая. 07 апреля 1978 года она была переведена кассиром. 13 декабря 1980 года истец переведена диспетчером, а 04 февраля 1981 года она переведена водителем 2 класса. 23 июня 1986 года истцу присвоен 1 класс водителя трамвая. 10 декабря 1987 года ей был присвоен первый класс водителя трамвая. В соответствии с приказом от 10 декабря 1993 года УТТУ переименовано в МУЭТ. 09 октября 2001 года истец была переведена экипировщицей. 11 мая 2002 года она переведена водителем трамвая 1 класса. 03 января 2005 года она переведена оператором теплового пункта по 3 разряду. 21 мая 2008 года она переведена водителем обгонщиком. В соответствии с приказом от 17 марта 2006 года МУЭТ Трамвайное депо было переименовано в МУЭТ Трамвайное депо . 11 мая 2005 года она переведена на должность водителем обгонщиком 1 класса. 12 октября 2005 года истец была переведена оператором теплового пункта, кем и работает по настоящее время. В соответствии с действующим законодательством водитель трамвая и троллейбуса на пассажирском движении относится к работникам занятым на работах с вредными и опасными условиями работы, работникам, имеющим особый характер работы, им предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск. Однако истцу данный отпуск за весь период работы не предоставлялся. Просит возложить обязанность на ответчика предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска в количестве 311 календарных дней, взыскать компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, судебные расходы в размере 5500 рублей.

Впоследствии, указанные гражданские дела были объединены в одно производство.

Представитель истцов Костенко Г.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Пояснила, что отпуск, который истцы просят предоставить, указан в календарных днях.

Представитель ответчика Коледина Э.Р. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении исков отказать по основаниям, указанным в отзывах.

Истцы Халиуллина Г.М., Никитенкова Л.В., Атыева В.В., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, в связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что исковые требования Халиуллиной Г.М., Никитенковой Л.В., Атыевой В.В. подлежат частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что Халиуллина Г.М. с 18 сентября 1969 года была зачислена на курсы водителей трамвая. 10 марта 1970 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 01 мая 1971 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая, а 19 октября 1984 года она была переведена маляром 2 разряда. 08 мая 1987 года она вновь была переведена водителем трамвая 2 класса. 10 декабря 1987 года в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда присвоен 2 класс водителя трамвая. 01 мая 1991 года истцу присвоена квалификация водителя 1 класса. 17 ноября 1991 года она переведена водителем снегоочистителя 1 класса. 20 февраля 1992 года истец переведена водителем - обгонщиком 1 класса. В соответствии с приказом от 10 декабря 1993 года УТТУ переименовано в МУЭТ. В соответствии с приказом от 17 марта 2006 года МУЭТ Трамвайное депо было переименовано в МУЭТ Трамвайное депо . 08 февраля 2007 года истец переведена уборщицей. 12 апреля 2007 года переведена мойщиком-уборщиком, кем и работает по настоящее время.

Атыева В.В. с 12 марта 1975 года была зачислена на курсы водителей трамвая. 29 сентября 1975 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 01 октября 1976 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая, а 01 сентября 1980 года присвоен 1 класс водителя. 10 декабря 1987 года в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда присвоен 1 класс водителя трамвая. 22 октября 1990 она переведена водителем - обгонщиком 1 класса.

Никитенкова Л.В. с 06 апреля 1974 года была переведена на курсы водителей трамвая. 09 июля 1974 года ей была присвоена квалификация водитель 3 класса. 15 августа 1975 года ей присвоен 2 класс водителя трамвая. 07 апреля 1978 года она была переведена кассиром. 13 декабря 1980 года истец переведена диспетчером, а 04 февраля 1981 года она переведена водителем 2 класса. 23 июня 1986 года истцу присвоен 1 класс водителя трамвая. 10 декабря 1987 года ей был присвоен первый класс водителя трамвая. 11 мая 2005 года она переведена водителем обгонщиком 1 класса. 12 октября 2005 года истец была переведена оператором теплового пункта, кем и работает по настоящее время.

В соответствии с приказом от 10 декабря 1993 года УТТУ переименовано в МУЭТ. В соответствии с приказом от 17 марта 2006 года МУЭТ Трамвайное депо было переименовано в МУЭТ Трамвайное депо .

Согласно «Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 января 1974 года № 298П-22, профессии «водитель трамвая и водитель троллейбуса», а также «маляр, занятый на подготовке поверхностей под окраску с применением бензина, уйатспирита и ацетона при работе в помещениях и на наружных работах» отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, и соответственно работникам, работающим на данной специальности положен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 календарных дней и 6 рабочих дней соответственно. В соответствии с пунктом 2 названного Постановления, оно вступило в силу с 01 марта 1976 года.

В силу ст. 118 ТК РФ отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

В 1971 году были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Согласно ст. 33 Основ о труде, продолжительность ежегодного отпуска рабочих служащих составила не менее 15 рабочих дней.

В 1991 году был введен в действие Закон РСФСР от 19 апреля 1991 года «О повышении социальных гарантий для трудящихся». Ст. 4 этого закона установила продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 24-х рабочих дней.

Статьей 67 КЗоТ РФ в редакции от 25 сентября 1992 года было также предусмотрено, что продолжительность отпуска составляет не менее 24 рабочих дней. В действовавшей до 25 сентября 1992 года редакции ст. 67 КЗоТ РФ было предусмотрено, что основной оплачиваемый отпуск предоставляет продолжительностью не менее 15 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 8 Инструкции «О порядке применения Списка производств, цехов профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20 предусмотрено, что дополнительный отпуск предоставляется одновременно с ежегодным отпуском. Запрещается непредоставление ежегодного отпуска рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. Полный дополнительный отпуск согласно Списку предоставляется рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, если они в рабочем году фактически проработали в производствах, цехах, профессиях и должностях с вредными условиями труда не менее 11 месяцев. В стаж работы, дающий право на получение дополнительного отпуска указанным работникам, также включаются: а) период временной нетрудоспособности; б) время отпуска по беременности и родам, время выполнения женщинами легких работ в связи с беременностью, а также время выполнения женщинами других работ, на которые они были переведены в связи с кормлением ребенка грудью или наличием детей в возрасте до одного года; в) время выполнения государственных и общественных обязанностей.

Из выше сказанного следует, что истцы в периоды работы водителями трамвая имели право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Поскольку в настоящее время отпуска предоставляются в календарных, а не рабочих днях, то суд считает необходимым исчислять дополнительные отпуска истцов также в календарных днях. 12 рабочих дней отпуска приравниваются к 14 календарным дням.

Халиуллиной Г.М. ответчик обязан был предоставлять дополнительный отпуск за периоды работы водителем трамвая с 01 марта 1976 года (периода вступления в силу Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 января 1974 года № 298П-22) по 18 октября 1984 года (8 лет 7 месяцев 18 дней), с 08 мая 1987 года по 17 ноября 1991 года (4 года 6 месяцев 9 дней) из расчета 12 рабочих дней в год. Также ответчик ей обязан был предоставлять дополнительный отпуск за период работы с 19 октября 1984 года по 07 мая 1987 года в должности маляра, из расчета 6 календарных дней в год.

В судебном заседании установлено, что в указанные выше периоды истцу ежегодно предоставлялось 24 рабочих дня отпуска. Суд приходит к выводу, что отпуска истцу предоставлялись с учетом дополнительных отпусков, так как на тот период очередной основной отпуск предоставлялся продолжительностью не менее 15 дней, поэтому суд считает, что истцу также предоставлялось 9 рабочих дней дополнительного отпуска.

Ежегодно истцу в период работы водителем не предоставлялось по 3 рабочих дня в год дополнительного отпуска. Таким образом, всего за 13 лет 1 месяц 27 дней работы водителем трамвая истцу не было предоставлено 39,47 рабочих дней отпуска (3х13 лет + 3:12 + 3:12:30х27), что приравнивается к 47 календарным дням.

Поскольку дополнительный отпуск для маляра составлял 6 рабочих дней, а отпуск истцу предоставлялся в количестве 24 рабочих дня, то суд приходит к выводу, что в период работы истца маляром ей дополнительный отпуск был предоставлен в полном объеме, так как отпуск предоставлялся в количестве 24 рабочих дня.

Атыевой В.В. ответчик обязан был предоставлять дополнительный отпуск за период работы водителем трамвая с 01 марта 1976 года (периода вступления в силу Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 января 1974 года № 298П-22) по 22 октября 1990 года (14 лет 7 месяцев 20 дней) из расчета 12 рабочих дней в год.

В судебном заседании установлено, что в указанные выше периоды истцу ежегодно предоставлялось 24 рабочих дня отпуска. Суд приходит к выводу, что отпуска истцу предоставлялись с учетом дополнительных отпусков, так как на тот период очередной основной отпуск предоставлялся продолжительностью не менее 15 дней, поэтому суд считает, что истцу также предоставлялось 9 рабочих дней дополнительного отпуска.

Ежегодно истцу в период работы водителем не предоставлялось по 3 рабочих дня дополнительного отпуска в год. Таким образом, всего за 14 лет 7 месяцев 20 дней работы водителем трамвая истцу не было предоставлено 44 рабочих дня отпуска (3х14 лет + 3:12х7 + 3:12:30х20), что приравнивается к 51 календарному дню. Но поскольку ответчик признал в письменном отзыве, что он обязан предоставить Атыевой В.В. дополнительный отпуск в количестве 58 календарных дней дополнительного отпуска, то суд считает необходимым обязать ответчика предоставить Атыевой В.В. дополнительный отпуск в количестве 58 календарных дней.

Никитенковой Л.В. ответчик обязан был предоставлять дополнительный отпуск за период работы водителем трамвая с 01 марта 1976 года (периода вступления в силу Постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 января 1974 года № 298П-22) по 28 июня 1977 года, с 04 февраля 1981 года по 03 апреля 1982 года, с 09 августа 1983 года по 08 октября 2001 года.

В судебном заседании установлено, что в указанные выше периоды истцу ежегодно предоставлялось 24 рабочих дня отпуска. Суд приходит к выводу, что отпуска истцу в период до 01 января 1992 года предоставлялись с учетом дополнительных отпусков, так как на тот период очередной основной отпуск предоставлялся продолжительностью не менее 15 дней, поэтому суд считает, что истцу также предоставлялось 9 рабочих дней дополнительного отпуска.

Ежегодно истцу в период работы водителем до 01 января 1992 года не предоставлялось по 3 рабочих дня дополнительного отпуска в год. Таким образом, всего истцу за периоды работы с 01 марта 1976 года по 28 июня 1977 года (1 год 3 месяца 28 дней), с 04 февраля 1981 года по 03 апреля 1982 года (1 год 27 дней), с 09 августа 1983 года по 31 декабря 1991 года (8 лет 4 месяца 21 день) водителем трамвая было не предоставлено 32,46 рабочих дней отпуска (3х10 лет + 3:12х9 месяцев + 3:12:30х26 дней), что приравнивается к 38 календарным дням.

За период с 01 января 1992 года по 08 октября 2001 года (8 лет 9 месяцев 8 дней) ответчик обязан был предоставить дополнительные отпуска истцу исходя из 12 рабочих дней, что соответствует 14 календарным дням, период составляет 8 лет 9 месяцев 8 дней. Дополнительный отпуск составляет 14 календарных дней х 8 лет = 112 календарных дней. За каждый месяц работы должно быть предоставлено 14 :12 = 1,16 календарных дней, поэтому за 9 месяцев работы должно быть предоставлено 1,16 х 9 = 10,49 календарных дней отпуска. За каждый день работы должно быть предоставлено 14 : 365 = 0,03 календарных дня отпуска. За 8 дней должно быть предоставлено 0,03 х 8 дней = 0,24 календарных дня отпуска. Всего должно быть предоставлено 10,49 + 0,24= 10,73 календарных дней, то есть, 11 календарных дней отпуска, поэтому за данный период ответчик обязан предоставить истцу 112+11+38=161 календарный день отпуска. Но поскольку ответчик признал в письменном отзыве, что он обязан предоставить Никитенковой Л.В. дополнительный отпуск в количестве 172 календарных дня дополнительного отпуска, то суд считает необходимым обязать ответчика предоставить Никитенковой дополнительный отпуск в количестве 172 календарных дня.

Частичному удовлетворению подлежат исковые требования о взыскании компенсации морального вреда в соответствии со ст. 237 ТК РФ. Суд с учетом всех обстоятельств дела, продолжительности нарушения прав истцов, объема нарушения прав, считает необходимым взыскать в пользу каждого истца с ответчика компенсацию морального вреда по 500 рублей.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Истцами представлены доказательства, подтверждающие, что они каждый понесли расходы на услуги представителя в сумме по 5000 рублей, суд с учетом всех обстоятельств дела, сложности дела, объема выполненной работы, определяет размер расходов на представителя, подлежащий взысканию в сумме 5000 рублей, поэтому с ответчика подлежат взысканию в пользу каждого истца расходы на представителя в сумме 5000 рублей.

В силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию с ответчика расходы на оплату услуг нотариуса в пользу каждого истца в размере 500 рублей, так как истцами представлены доказательства, подтверждающие несение расходов истцами на оплату услуг нотариуса по удостоверению доверенностей на представителей истцов.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежит взысканию госпошлина в сумме 600 рублей, по трем требованиям неимущественного характера (200 руб. х 3), так как истцы при подаче иска были освобождены от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст.ст. 194-198.199 ГПК РФ,

РЕШИЛ :

Исковые требования Халиуллиной Г.М., Никитенкова Л.В., Атыевой В.В. к Муниципальному унитарному предприятию «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о возложении обязанности предоставить дополнительные оплачиваемые отпуска, взыскании судебных расходов, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»предоставить Халиуллиной Г.М. дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 47 календарных дней.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»предоставить Никитенкова Л.В. дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 172 календарных дня.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»предоставить Атыевой В.В. дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 58 календарных дней.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»в пользу Халиуллиной Г.М. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей и расходы на услуги нотариуса в размере 500 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»в пользу Никитенкова Л.В. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей и расходы на услуги нотариуса в размере 500 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан»в пользу Атыевой В.В. компенсацию морального вреда в размере 500 рублей, расходы на услуги представителя в размере 5000 рублей и расходы на услуги нотариуса в размере 500 рублей.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Управление электротранспорта городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в доход государства госпошлину в сумме 600 рублей.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РБ в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Уфы.

Судья                               подпись                                   А.В. Идрисова