по иску Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы в интересах неопределеннного круга лиц, к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии на баланс инженерных сетей, расположенных на террито



        № 2-3555/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2011 года                     город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

судьи Сунгатуллина А.Ю.,

при секретаре Шишкиной Н.А.,

с участием представителя истца Прокурора Ордждоникидзевского района - Шаймарданова А.З. по доверенности от 22.09.2011г., сроком 1 год, представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ - Галеева А.А., по доверенности № 1/2532-13 от 02.09.2010г., сроком на 3 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии на баланс инженерных сетей, расположенных на территории п. Ново-Александровка Орджоникидзевского района города Уфы, возложении обязанности принять в муниципальную собственность и поставить на баланс инженерные сети,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Орджоникидзевского района города Уфы обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что прокуратурой района в соответствии с обращением инженера РНД № 1 Галимарданова А.Ф. проведена проверка соблюдения гражданского законодательства Администрацией г. Уфы.

Проверкой установлено, что инженерные сети в п. Ново-Александровка изношены, никому не принадлежат.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Установлено, что более 85% всей нагрузки через бесхозные сети в п. Ново-Александровка потребляют стационары РНД № 1 и Республиканского центра СПиД МЗ РБ. Надежность жизнеобеспечения объектов Республиканского наркодиспансера № 1 в п. Ново-Александровка под угрозой, во-первых, в связи с сильной изношенностью сетей, во-вторых, не определенности их правового статуса и неурегулированности хозяйственно-правовых взаимоотношений и, в-третьих, в связи с угрозой отключений подачи энергоресурсов и коммунальных услуг через них.

На заседании контрольно-правовой комиссии от 9 ноября 2010г. в ГК по тарифам РБ представители энергоснабжающих специализированных предприятий, в частности БашРТС, выразили согласие на передачу сетей на свой баланс и обслуживание, но для этого требуется принципиальное согласие муниципалитета. Более того, выяснилось, что ООО «Башгазавтоматика» не является собственниками сетей и у них нет иных документов указывающих на несение ими эксплуатационной ответственности за инженерные сети в п. Ново-Александровка.

ОАО «Уфанефтехим», отказывается заключать с РНД № 1 договор на водоотведение через бесхозные магистральные сети.

В настоящее время идет активная подготовка к отопительному периоду и все инженерные коммуникации и оборудование, находящиеся на балансе РНД№1 будут готовы к работе в установленные сроки. По магистральным инженерным сетям в п. Ново-Александровка работы не проводятся и к зимнему периоду сети не готовы. Задвижки не отревизированы, изоляция на теплопроводе отсутствует или непригодна для эксплуатации, канализационные люки отсутствуют, канализационная система требует очистки. Таким образом, в данное время не принимаются никакие меры для подготовки магистральных инженерных сетей в п. Ново-Александровка к отопительному периоду и в случае возникновение чрезвычайной ситуации нести ответственность за произошедшее будет Администрация ГО г. Уфа.

Согласно информации Администрации ГО г. Уфа № 01-02-30518/10 от 11.11.2010 г. установлено, что в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа РБ магистральные инженерные сети теплоснабжения, водоснабжения, пожаротушения и водоотведения в п. Ново-Александровка не значатся.

Отсутствие надлежащего содержания инженерных сетей может повлечь в случае аварий негативные последствия как для окружающей среды, так и для лиц, постоянно пребывающих в вышеуказанных лечебных заведениях и находящихся там временно.

В ходе судебного заседания представитель истца Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы - Шаймарданов А.З. требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа - Галеев А.А. с иском не согласен и пояснил, что инженерные сети не являются объектами инфраструктуры жилого фонда и объектами энергетики, предназначенными для обслуживания жителей городского поселения городской округа город Уфа. Органы местного самоуправления вынуждены сдавать тепловые сети в аренду «сетевым» коммерческим организациям. В данном случае потребителями бесхозных тепловых сетей являются республиканские организации здравоохранения, которые обязаны финансировать их содержание и ремонт. Возложение данное обязанности на органы местного самоуправления является необоснованным.

Представителя третьих лиц Администрации Орджоникидзевского района городского округа город Уфа, Государственного учреждения здравоохранения «Республиканский наркологический диспансер №1», Республиканского центра СПиД МЗ, Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа, ОАО «Башнефтехимремстрой», ООО «БашРТС», ЗАО «Водоканалпроект», ОАО «Башкирэнерго», НИИ безопасности и жизнедеятельности РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему:

в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Судом установлено, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы в соответствии с обращением инженера РНД № 1 Галимарданова А.Ф. проведена проверка соблюдения гражданского законодательства Администрацией городского округа город Уфы.

В ходе проверки установлено, что инженерные сети в п. Ново-Александровка изношены, никому не принадлежат.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

Согласно ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Из материалов дела следует, что более 85% всей нагрузки через бесхозные сети в п. Ново-Александровка потребляют стационары РНД № 1 и Республиканского центра СПиД МЗ РБ. Надежность жизнеобеспечения объектов Республиканского наркодиспансера № 1 в п. Ново-Александровка под угрозой, во-первых, в связи с сильной изношенностью сетей, во-вторых, не определенности их правового статуса и неурегулированности хозяйственно-правовых взаимоотношений и, в-третьих, в связи с угрозой отключений подачи энергоресурсов и коммунальных услуг через них.

На заседании контрольно-правовой комиссии от 9 ноября 2010г. в ГК по тарифам РБ представители энергоснабжающих специализированных предприятий, в частности БашРТС, выразили согласие на передачу сетей на свой баланс и обслуживание, но для этого требуется принципиальное согласие муниципалитета. Более того, выяснилось, что ООО «Башгазавтоматика» не является собственниками сетей и у них нет иных документов указывающих на несение ими эксплуатационной ответственности за инженерные сети в п. Ново-Александровка.

ОАО «Уфанефтехим», отказывается заключать с РНД № 1 договор на водоотведение через бесхозные магистральные сети.

В настоящее время идет отопительный период и все инженерные коммуникации и оборудование, находящиеся на балансе РНД№1, готовы к работе в установленные сроки. По магистральным инженерным сетям в п. Ново-Александровка работы не проводятся и к зимнему периоду сети не готовы. Задвижки не отревизированы, изоляция на теплопроводе отсутствует или непригодна для эксплуатации, канализационные люки отсутствуют, канализационная система требует очистки. Таким образом, в данное время не принимаются никакие меры для подготовки магистральных инженерных сетей в п. Ново-Александровка к отопительному периоду и в случае возникновение чрезвычайной ситуации нести ответственность за произошедшее будет Администрация городского округа город Уфа.

Согласно информации Администрации городского округа город Уфа № 01-02-30518/10 от 11 ноября 2010 года установлено, что в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан магистральные инженерные сети теплоснабжения, водоснабжения, пожаротушения и водоотведения в п. Ново-Александровка не значатся.

На основании п.4 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований относится организация в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Эти отношения являются смежными с отношениями по представлению коммунальных услуг. Причем организация электро-, тепло-, газоводоснабжения населения не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения. Это предпринимательская деятельность, которая должна осуществляться коммерческими организациями, независимо от организационно-правовых форм, а не органами местного самоуправления.

Вместе с тем, к организации в границах соответствующих муниципальных образований электро-, тепло-, газо- водоснабжения населения в первую очередь следует относить обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для электро-, тепло-, газоводоснабжения населения, водоотведения, относящегося к муниципальному имуществу, содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в собственность муниципальных районов, городских и сельских поселений и городских округов может находиться соответствующее имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц поселений.

Также из материалов дела видно, что главный врач ГУЗ Республиканский наркологический диспансер №1 неоднократно обращался с просьбой к главе Администрации городского округа город Уфа по вопросу передачи бесхозных инженерных коммуникаций в пос. Ново-Александровка в ведение специализированных организаций.

Так из ответа главы Администрации городского округа город Уфа исх. №01-02-30518/10 от 11 ноября 2010 года следует, что в реестре муниципального имущества городского округа город Уфа магистральные инженерные сети теплоснабжения, водоснабжения, пожаротушения и водоотведения в пос. Ново-Александровка не значатся. В соответствии со ст. 225 ГК РФ процедура по признанию бесхозных недвижимых вещей (в том числе инженерных сооружений) объектами муниципальной собственности включает в себя их постановку на учет в Управлении Росреестра по РБ и по истечении года в судебном порядке признание права муниципальной собственности. Вместе с тем, сети расположенные в промышленной зоне пос. Ново-Александровка, обеспечивают снабжение большей частью промышленных предприятий и исключена возможность их передачи в ведение специализированных предприятий. Учитывая изложенное, считаем нецелесообразным осуществлять мероприятия по признанию права муниципальной собственности на магистральные инженерные коммуникации в пос. Ново-Александровка.

Кроме того, из заявления главного врача ГУЗ Республиканский наркологический диспансер №1 на имя Прокурора Республики Башкортостан от 14 марта 2011 года видно, что со стороны ООО «Башгазавтоматика» поступило официальное предупреждение о прекращении подачи тепловой энергии с 15 марта 2011 года на стационарные отделения диспансера в п. Ново-Александровка. В связи с тем, что диспансер получает тепло согласно Договора теплоснабжения №430797 с ООО «БашРТС» и своевременно оплачивает предоставляемые услуги, прекращение или ограничение подачи тепла в учреждение неправомерно. ООО «Башгазавтоматика» не имеет с диспансером договорных отношений и не имеет правоустанавливающих документов на тепловые сети граничащие с диспансером. Ограничение теплоснабжения социально-значимых объектов, куда относится и диспансер, недопустимо.

Установлено, что инженерные сети - тепломагистрали, расположенные в п. Ново-Александровка ни у одной из специализированных предприятий не состоят.

Ответчиком суду не представлены доказательства того, что были произведены мероприятия по признанию права муниципальной собственности на магистральные инженерные коммуникации в пос. Ново-Александровка или их передачи специализированным предприятиям.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что со стороны ответчика было допущено бездействие, которое признается судом незаконным.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Орджоникидзевского района города Уфы, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным бездействия, выразившегося в неприятии на баланс инженерных сетей, расположенных на территории п. Ново-Александровка Орджоникидзевского района города Уфы, возложении обязанности принять в муниципальную собственность и поставить на баланс инженерные сети, удовлетворить.

Признать бездействия Администрации городского округа город Уфа, выразившиеся в непринятии на баланс инженерных сетей, расположенных на территории п. Ново-Александровка Орджоникидзевского района г. Уфы незаконными.

Возложить обязанности на Администрацию городского округа Уфа принять в муниципальную собственность и поставить на баланс инженерные сети, расположенные на территории п. Ново-Александровка Орджоникидзевского района г. Уфы.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.

Судья           А.Ю. Сунгатуллин