Решение по иску Прокурора г. Уфы в инетресах Буранбаевой В.М. к Администарции ГО г.Уфа о признании бездействия незаконным



Дело № 2- 5211/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года         г. Уфа

     Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи     Кадыровой Э.Р.

при секретаре                                                                    Байбуриной Л.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора г. Уфы о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Уфы обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона, мотивируя тем, что Прокуратурой г. Уфы проведена проверка соответствия федеральному законодательству постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2006 №3043 «О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан №1727 от 10.04.2006 года «Об исключении дома № 49 по ул. 3. Космодемьянской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда».

Пункты 1 - 3 постановления главы Администрации городского округа город Уфа от 29.06.2006 № 3043 (далее - постановление) не соответствуют федеральному законодательству по следующим основаниям.

Согласно постановлению Правительства РБ от 30.12.2005 № 312 и акту приёма-передачи от 31.01.2006 в соответствии с договором передачи государственного имущества Республики Башкортостан от 31.01.2006 № 1739 городской округ город Уфа принял в муниципальную собственность общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.

10.04.2006 издано постановление главы Администрации № 1727 «Об исключении <адрес> по ул. <адрес> городского округа город Уфа Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда». Пунктом 1 названного постановления предусматривалось исключение названного дома из состава жилищного фонда и признание его жилым домом для посемейного заселения.

Однако пунктами 1 - 3 постановления от 29.06.2006 № 3043 в постановление от 10.04.2006 № 1727 внесены изменения, согласно которым дом по ул. <адрес> исключён из состава общежитий и отнесён к служебным жилым помещениям специализированного жилищного фонда; МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан» поручено заключить с гражданами, проживающими в доме, договоры специализированного найма жилого помещения на служебные квартиры.

Между тем, в соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из названной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и на них распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателей жилых помещений по договорам социального найма.

Исходя из приведённых положений законодательства, с момента передачи общежития в ведение органа местного самоуправления городского округа город Уфа у граждан, проживавших в общежитии, возникли фактические отношения социального найма занимаемых помещений, вне зависимости от формального отсутствия договора социального найма.

Факт проживания граждан в рассматриваемом дома подтверждается документами об оплате коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти

В соответствии с пунктом 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, утверждённых постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 № 42, отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также если имеют обременения прав на это имущество.

Таким образом, пункты 1 - 3 постановления главы Администрации от 29.06.2006 № 3043 не только нарушают жилищные права граждан, но и приняты с нарушением установленного порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.

По указанным основаниям прокурором г. Уфы 18.07.2011 принесёт протест на отдельные положения постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.06.2006 № 3043 «О внесении изменений в постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 1727 от 10.04.2006 года «Об исключении <адрес> Республики Башкортостан из состава специализированного жилищного фонда».

Ответом Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 12.08.2011 протест прокурора отклонён по тем основаниям, что здание по <адрес> не было включено в состав жилищного фонда, решение о признании его общежитием не принималось.

В своём ответе Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан ссылается на постановление главы администрации Кировского района г. Уфы от 25.11.2004 № 1611 «Об утверждении акта межведомственной комиссии на нежилое здание по <адрес>», которым сделан вывод о возможности перевода названного здания в жилой фонд.

Вместе с тем, следует отметить, что на тот момент действовало постановление Правительства Республики Башкортостан от 22.12.1997 № 248 «Об утверждении Положения о порядке предоставления жилой площади в общежитиях, пользования ею, платы за жилье и коммунальные услуги», пункт 1.4 которого, в частности, предусматривал, что перевод общежитий в категорию жилых домов производится решением администрации района (кроме района в городе), города по предложению предприятий (учреждений, организаций), в чьем ведении находится общежитие.

Таким образом, наличие документов с упоминанием <адрес> как нежилого помещения само по себе не означает отсутствие у него статуса общежития.

Однако, как видно из акта приёма-передачи № 1739 от 31.01.2006 указанный дом передан из государственной в муниципальную собственность именно в качестве общежития. Статус здания как общежития обозначен также в постановлении главы администрации г. Уфы от 08.12.2003 № 5695 «О снятии с баланса РУНО Кировского района г. Уфы общежития, расположенного по адресу: <адрес>».

Отсутствие формального решения о наделении дома статусом общежития является упущением органов власти, обладающих полномочиями на управление данным зданием, и не должно препятствовать гражданам в реализации их прав.

Между тем, до настоящего времени указанное постановление в соответствие с требованиями федерального законодательства не приведено.

В судебном заседании представитель Прокуратуры г. Уфы Мельникова Ю.А. заявление поддержала просила удовлетворить.

Представитель Буранбаевой В.М., Кильмухаметовой А.Б., Сабирова Д.Т., Хусаиновой А.Н. по доверенности Султанов А.И. в судебном иск прокурора поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостанпо доверенности Хасанова Г.Х. по доверенности от 05.03.2011г. №1/583-12в судебном заседании просила в удовлетворении заявления отказать в связи с необоснованностью.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.

Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека гласит: в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте     об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 45 ГПК РФ Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Как следует из материалов дела постановлением главы муниципального образования Кировский район г. Уфы №1611 от 25.11.2004г. утвержден акт межведомственной комиссии на нежилое здание по <адрес>. В январе 2006г. общежитие по адресу <адрес> передано в муниципальную собственность, что подтверждается договором №1739 от 31.01.2006г. заключенный между Министерством имущественных отношений РБ и муниципальным образованием Городской округ г. Уфа РБ и актом приема-передачи.

Постановлением Главы администрации городского округа г. Уфа №1727 от 10.04.2006г. здание по <адрес> исключено из состава специализированного жилищного фонда и признать его жилым домом для посемейного заселения.

29 июня 2006г. Постановлением Главы администрации городского округа г. Уфа №3043 внесено изменение в данное постановление главы администрации городского округа г. Уфа №1727 от 10.04.2006г., где в пункте №2 указано " пункт 1 вышеуказанного постановления изложить в следующей редакции: "Исключить <адрес> городского округа г. Уфа Республики Башкортостан из состава общежития и отнести к служебным жилым помещениям специализированного фонда". Пунктом 3 постановления предусмотрено " в вышеуказанное постановление добавить пункт 2 следующего содержания:" 2. МУП "Управление жилищного хозяйства городского округа г. Уфа Республики Башкортостан" заключить договоры специализированного найма жилого помещения на служебные квартиры с гражданами, указанными в приложении №1 к настоящему постановлению".

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду (далее - Правила) и Типовой договор найма жилого помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев (далее - Типовой договор найма жилого помещения).

Пункт 3 Правил не допускает отнесение к специализированному жилищному фонду жилых помещений, предоставленных в установленном порядке в пользование граждан (на основании договоров социального найма, найма, аренды), а также имеющих иные обременения прав на это имущество. Данное ограничение направлено на защиту жилищных прав, возникших у граждан или организаций по основаниям, предусмотренным законом, и не противоречит жилищному законодательству.

Пункт 12 Правил устанавливает, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных данными Правилами.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Как вытекает из преамбулы названного Закона, закрепление данного права предполагает создание равных правовых условий для осуществления гражданами выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, в том числе на основе свободы выбора места жительства, а также на обеспечение гражданам возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.

Право на приватизацию жилых помещений, таким образом, установлено законодателем в конституционно значимых целях, поскольку оно связано с реализацией прав граждан на жилище, свободу передвижения, а также права собственности (статьи 27, 35 и 40 Конституции Российской Федерации). Оспариваемые же положения, вводя запрет на приватизацию жилых помещений, напротив, не способствуют достижению этих целей.

Как указано в ПостановленииКонституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче имущества в собственность соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Установление запрета на приватизацию жилых помещений фактически свидетельствует об отступлении от провозглашенного статьей 19Конституции Российской Федерации принципа равенства и о дискриминации определенной категории граждан в зависимости от места жительства и рода занятий. Такой запрет не может не препятствовать осуществлению ими права свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (статья 27 часть 1, Конституции Российской Федерации), получать в порядке приватизации наравне с другими гражданами жилье из государственного и муниципального жилищного фонда в собственность, а следовательно, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2, Конституции Российской Федерации), а также возможности требовать от органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечения одинаковых правовых предпосылок для осуществления права на жилище (статья 40, часть 2, Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, т.е. вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей и не быть чрезмерными.

Таким образом, суд считает, что перевод <адрес> в г. Уфе из статуса «жилого дома» в статус «служебного жилого помещения», противоречит Конституции РФ, Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г., нарушает права граждан, проживающих в данном доме на приватизацию занимаемого жилого помещения, предусмотренное Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

При таких обстоятельствах, заявление Прокурора г. Уфы о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 45, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора г. Уфы о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по приведению постановления в соответствии с требованиями федерального закона - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в не приведении в соответствии с требованиями федерального законодательства постановления главы администрации городского округа г. Уфа от 29.06.2006 г. №3043 "О внесении изменений в постановление главы администрации городского округа г. Уфа РБ от 10.04.2006г. №1727 "Об исключении дома №<адрес> РБ из состава специализированного жилищного фонда".

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий судья            Э.Р.Кадырова