по иску Прокурора г. УФы к МУП УЖХ и другим о признани и действий незаконными, возложении обязанности перечислять денежные средства на специальный счет



         № 2-3693/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 декабря 2011 года                     город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием представителя прокурора г. Уфы Суворовой Е.Б. /старший помощник прокурора г. Уфы, удостоверение № 105509/, представителя ответчика МУП УЖХ городского округа город Уфа Республики Башкортостан Алимгафаровой А.А. /доверенность от 11 января 2011 года № 15/, представителя ответчика ОАО «УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Гариповой З.А. /доверенность от 18 ноября 2011 года № 1743/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ», открытому акционерному обществу «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Ленинского район городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании незаконными действий ответчиков по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», возложении обязанности на ответчиков зачислять денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на специальный банковский счет,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Уфы обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Ленинского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Калининского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Кировского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Дёмского района г. Уфы РБ», ОАО «УЖХ Советского района г. Уфы РБ» о признании незаконными действий ответчиков по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», возложении обязанности на ответчиков зачислять денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на расчетные счета управляющих организаций. В обоснование иска указано, что прокуратурой г. Уфы в октябре 2010 года проведена проверка соблюдения норм жилищного законодательства при осуществлении деятельности по оказанию жилищно- коммунальных услуг управляющими организациями районов. В ходе проверки установлено, что между ОАО УЖХ районов г. Уфы, с одной стороны, и МУП УЖХ г. Уфы, с другой стороны заключены договоры на оказание возмездных услуг, согласно которым МУП УЖХ г. Уфы оказывает услуги по начислению платы за жилищно-коммунальные услуги и сбору денежных средств от населения. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится собственниками помещений, нанимателями государственного и муниципального жилищного фонда согласно счетам-квитанциям, выставляемым ЕРКЦ - филиал МУП «УЖХ г. Уфы», ежемесячно на расчетный счет МУП «УЖХ г. Уфы». МУП «УЖХ г. Уфы» выполняет функции единого расчетного центра (филиал ЕРКЦ) по сбору денежных средств с населения и прочих покупателей за оказанные управляющими организациями жилищно-коммунальные и иные услуги, а также перечислению собранных денежных средств ОАО «УЖХ районов г.Уфы» и поставщикам услуг. При этом денежные средства за оплату жилищно-коммунальных услуг поступают на расчетный счет МУП УЖХ г. Уфы 40702810506020100018 в Башкирском ОСБ № 8598 г. Уфы, а не на расчетные счета управляющих организаций ОАО УЖХ районов г. Уфы, что противоречит действующему законодательству.

Определением суда от 12 октября 2011 года принято к производству суда заявление об изменении исковых требований, в котором истец просил возложить на ответчиков обязанность зачислять денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на специальный банковский счет.

В ходе судебного заседания представитель прокурора города Уфы Республики Башкортостан Суворова Е.Б. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Также указала что, не смотря на то, что номер счета указан в счетах-извещениях специальный, однако банк перечисляет денежные средства населения по прежнему на расчетный счет МУП «УЖХ г. Уфы».

Представитель ответчика МУП УЖХ Городского округа город Уфа Республики Башкортостан Алимгафарова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что в настоящее время МУП «УЖХ г. Уфы» оформлен специальный банковский счет для зачисления денежных средств, уплачиваемых за оплату жилищно-коммунальных услуг, новый счет указан в счетах-извещениях. В счетах - извещениях представленных прокурором указано внизу «внимание, что расчетный счет изменился», то есть, потребитель был уведомлен об изменении счета.

Представитель ответчика ОАО УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» Гарипова З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении отказать.

Представители ответчиков ОАО «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», ОАО «УЖХ Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно пункту 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

В силу пункта 7 указанной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

Согласно п. 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

В соответствии с п. 38 указанных выше Правил в платежном документе указываются: а) почтовый адрес помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилий, имен и отчеств граждан), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя); б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования; в) указание на оплачиваемый месяц, наименование оплачиваемых коммунальных услуг, значения тарифов (цен) на коммунальные услуги, социальной нормы потребления, если такая норма установлена, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов или отведенных сточных вод; г) объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов и отведенных сточных вод, который: при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета - указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (за исключением тепловой энергии на отопление); при расчетах с использованием показаний коллективных (общедомовых) приборов учета - указывается исполнителем исходя из объемов (количества) потребления соответствующих коммунальных ресурсов (за исключением тепловой энергии на отопление) и объемов отведенных сточных вод, рассчитанных в соответствии с настоящим разделом; при расчетах за отопление с использованием показаний коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем с учетом положений пункта 31 настоящих Правил; при отсутствии коллективных (общедомовых) и (или) индивидуальных приборов учета - указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг, общей площади помещения (для отопления) или числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения); д) сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований, в том числе в связи: с проживанием временных жильцов; со снижением качества коммунальных услуг; с уплатой исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней), установленных федеральными законами и договором; е) сведения о размере задолженности перед исполнителем за предыдущие периоды; ж) сведения о предоставлении субсидий и льгот на оплату коммунальных услуг в виде скидок (до перехода к предоставлению субсидий и компенсаций или иных мер социальной поддержки граждан в денежной форме); з) другие сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и договором.

В ходе судебного заседания установлено, что действительно 01 января 2011 года между МУП «УЖХ г. Уфы» и остальными ответчиками по делу были заключены договоры, по условиям которых Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя оказание услуг согласно Приложению №1, являющемуся неотъемлемой частью Договоров, в многоквартирных домах, указанных в Приложении №2. В приложении № 1 к договорам указано, что МУП «УЖХ г. Уфы» производит начисление, перерасчет, сбор платежей, обработку поступивших платежей за жилищно-коммунальные и иные услуги от проживающих в жилых домах, находящихся в управлении заказчика.

В соответствии с п. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно ст. 4 ФЗ «О национальной платежной системе» от 27 июня 2011 года оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых с клиентами и между операторами по переводу денежных средств, в рамках применяемых форм безналичных расчетов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Платежные агенты оказывают услуги по приему платежей в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

Статьей 3 ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03 июня 2009 года предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (далее - вознаграждение). Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.

В соответствии с пунктом 14 статьи 4 названного закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

В судебном заседании установлено, что ответчик МУП «УЖХ г. Уфы» является платежным агентом и осуществляет прием от плательщиков денежных средств - платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Платежный агент (МУП УЖХ г. Уфы) при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет для осуществления расчетов и сдавать в кредитную организацию (Банк) полученные от плательщиков наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет, по которому могут осуществляться только следующие операции: 1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; 2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; 3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика; 4) списание денежных средств на банковские счета.

Из материалов дела следует, что МУП УЖХ г. Уфы поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ПФО за № , что подтверждается уведомлением от 22 ноября 2011 года за .

Согласно уведомления Башкирского отделения Сбербанка России ответчику МУП «УЖХ г. Уфы» открыт счет платежного агента .

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик МУП «УЖХ г. Уфы» является платежным агентом и осуществляет прием платежей за жилищно-коммунальные услуги от граждан в соответствии с требованиями ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» от 03 июня 2009 года.

С октября 2011 г. внесены изменения в форму счет-извещения по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, выставляемую МУП УЖХ г. Уфы, в соответствии с которыми в счетах-извещениях указывается специальный банковский счет платежного агента , на который необходимо перечислять денежные средства за оплату за жилое помещение и коммунальные услуги. Данное обстоятельство подтверждается как счетами-квитанциями, представленными со стороны истца, так и со стороны МУП «УЖХ г. Уфы».

Из выше сказанного следует, что ответчиками не производятся действия по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», так как зачисление денежных средств производится на специальный счет платежного агента МУП «УЖХ г. Уфы», поэтому не имеется оснований для признания незаконными действий ответчиков по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан».

Также не имеется оснований для возложении обязанности на ответчиков зачислять денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на специальный банковский счет, так как в судебном заседании установлено, что в счетах-квитанциях на оплату жилищно-коммунальных услуг указан для перечисления денежных средств специальный счет платежного агента.

Со стороны истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что ответчиками производятся действия по зачислению денежных средств за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП УЖХ г. Уфы .

Доводы помощника прокурора о том, что имеются квитанции из которых следует, что при оплате гражданами в ноябре 2011 года денежных средств за жилищно-коммунальные услуги, данные денежные средства были зачислены на расчетный счет МУП «УЖХ г. Уфы» не свидетельствуют о том, что ответчиками совершаются какие-либо незаконные действия по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», поскольку ответчики не могут нести ответственность за действия банка, принимающего денежные средства от граждан. Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих, что зачисление денежных средств на расчетный счет МУП «УЖХ г. Уфы» в ноябре 2011 года происходило в результате каких-либо виновных действий ответчиков.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Уфы.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора города Уфы в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Октябрьского района г. Уфы РБ», открытому акционерному обществу «УЖХ Орджоникидзевского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Сипайловский Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Ленинского район городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Калининского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Дёмского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан», открытому акционерному обществу «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» о признании незаконными действий ответчиков по зачислению денежных средств населения за жилищно-коммунальные услуги на расчетный счет МУП «Управление жилищного хозяйства городского округа город Уфа Республики Башкортостан», возложении обязанности на ответчиков зачислять денежные средства населения по оплате жилищно-коммунальных услуг на специальный банковский счет.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы.

Судья           подпись                    А.В. Идрисова