Дело № 2- 4838 /2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 декабря 2011 года город Уфа Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Кадыровой Э.Р.., при секретаре Байбуриной Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Советского района г. Уфы Российской Федерации в интересах Уразова А.Р. Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, УСТАНОВИЛ: Прокурор Советского района г. Уфы, действующий в интересах Уразов А.Р., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа, Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что, прокурором Советского района г. Уфы проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Уразов А.Р. проживает в общежитии по адресу: <адрес>, ком. №, не имел и не имеет закрепленного за ним жилого помещения. На основании распоряжения Главы Администрации Советского района г. Уфы №628 от 27 сентября 2010 года принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма и включен во внеочередной список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Родители Уразова А.Р. умерли до достижения им восемнадцатилетнего возраста. Помощник прокурора Советского района г. Уфы Галева А.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила иск удовлетворить. Истец Уразов А.Р. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа Хасанова Г.Х. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Представитель ответчика Правительства РБ, третье лицо бывший опекун Елкибаева Г.Г., представитель третьего лица Министерства финансов РБ, представитель третьего лица Министерства образования РБ на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд в силу ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц. Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению. Статья 25 Всеобщей Декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации). Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 17 января 2011г. постановлено: в удовлетворении иска прокурора Советского района г. Уфы Российской Федерации, действующего в интересах Уразов А.Р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке отказать. Иск прокурора Советского района г. Уфы Российской Федерации, действующего в интересах Уразов А.Р. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить: Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Уразов А.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м, но не более 33 кв. м. Кассационным определением Верховного суда от 19.04.2011г. решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 17 января 2011г. в части удовлетворения требований прокурора Советского района г. Уфы о возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности по предоставлению Уразову А.Р. жилого помещения отменить, дело в указанной части направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части решение суда оставить без изменения. Решением Октябрьского районного суда г. Уфы от 10 июня 2011г. в удовлетворении иска прокурора Советского района г. Уфы, действующего в интересах Уразов А.Р. к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма отказано. Кассационным определением Верховного суда от 05.09.2011г. решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 10 июня 2011г. отменено и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд. В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о рождении серии VIII-АР №313422 за актовой записью №30 от 29 ноября 1988 года, Уразов А.Р. родился 16 ноября 1988 года, в графе «отец» указан - Уразов Р.Р., а в графе «мать» - Уразов Я.Ф..(л.д.51) Из свидетельства о смерти за актовой записью № 84 от 26 декабря 2003г. следует, что Уразов Я.Ф. умерла 23.12.2003г. (л.д.49) Из свидетельства о смерти за актовой записью № 83 от 26 декабря 2003г. следует, что Уразов Р.Р. умер 23.12.2003г. (л.д.50) Таким образом, суд считает, что Уразов А.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Главы Администрации муниципального образования Исянгуловский сельсовет Республики Башкортостан №06 от 20 января 2004 года опекуном над несовершеннолетним Уразовым А.Р. назначена Елкибаева Г.Р. (л.д.46) Согласно справке №223 от 06 мая 2009 года, выданной директором Исянгуловской средней школы №2 Уразов А.Р. поступил в Исянгуловскую среднюю школу №2 в 1995 году и окончил в 2006 году 11 классов. Согласно диплому, выданной ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» Уразов А.Р. окончил данное высшее образовательное учреждение 15.06.2011г., где присуждена квалификация «специалист по защите информации по специальности «комплексная защита объектов информатизации». Как следует из Распоряжения Главы Администрации Советского района г.Уфы № 628 от 27 сентября 2010 года, Уразов А.Р. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем во внеочередном порядке. Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания№96 от 02.09.2011г. Уразов А.Р. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> постоянного места жительства и жилья не имеет, о чем также свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Государственным унитарным предприятием «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан». Однако до настоящего времени он не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, прокурор просит обязать ответчиков как Правительство Республики Башкортостан, так и администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Уразову А.Р. жилое помещение по договору найма вне очереди. Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)… В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-з (ред. от 07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Доводы представителя ответчика, что недостаточное выделение денежных средств не позволяет обеспечить данных категорий граждан жильем и нарушаются права других детей-сирот, состоящих в очереди, судом не принимается, поскольку обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека. Суд, дав оценку представленным доказательствам в силу ст. 59,60 ГПК РФ дает основание считать, что Уразов А.Р., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в высшем образовательном учреждении, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08.06.2006 г. Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Советского района г. Уфы Российской Федерации, действующего в интересах Уразова А.Р. Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить: Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Уразов А.Р. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Председательствующий подпись Э.Р.Кадырова