Решение по иску Денисова М.Ф. к ИП Балакиной М.П. о защите прав потребителя



Дело №2-4602/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 декабря 2011 года                                                                          город Уфа

Октябрьский районный суд городаУфы Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Шафиковой Е.С.

при секретаре Прокопьевой Е.Д.

с участием представителя истца - Денисовой О.А., действующей по доверенности №7-5367 от 18 октября 2011 года

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Денисова М.Ф. к Индивидуальному предпринимателю Балакиной М.П. о защите прав потребителей,

                у с т а н о в и л:

Денисов М.Ф. обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Балакиной М.П. о защите прав потребителей и просил признать договор подряда №46 на изготовление и установку мебели - кухонного гарнитура от 05.07.2011 года, заключенный между потребителем Денисовым М.Ф. и ИП Балакиной М.П., расторгнутым, в связи с отказом Денисова М.Ф. от исполнения указанного договора, взыскать с ответчика денежную сумму, уплаченную по договору- 51100 рублей, неустойку за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 25000 рублей, расходы на оказание юридической помощи в размере 2500 рублей, компенсацию морального вреда 10000 рублей.

В обоснование исковых требований указано, что 05 июля 2001 года между Денисовым М.Ф. и ИП Балакиной М.П. заключен договор подряда № 46 на изготовление и установку мебели - кухонного гарнитура. Комплектность, размеры, цвет, дизайн и другие признаки которого устанавливаются в чертеже (Приложение №2 к Договору), являющимся неотъемлемой частью Договора. Согласно заключенного договора ИП Балакина М.П. обязалась передать в собственность покупателя кухонный гарнитур, а Денисов М.Ф. обязался принять и оплатить заказ в порядке, предусмотренным договором.

Стоимость кухонного гарнитура и порядок оплаты определен в пп.2.1, 2.2 договора; оплата произведена наличным путем в виде внесенной предоплаты в размере 27000 рублей после заключения договора и 24100 рублей было оплачено по факту изготовления заказа. Таким образом, свои обязательства по договору Денисов М.Ф. выполнил надлежащим образом, своевременно оплатив стоимость заказа.

ИП Балакина М.П. свои обязательства перед потребителем выполняет ненадлежащим образом. При установке кухонного гарнитура потребитель Денисов М.С. обнаружил ряд недостатков, а именно - нижняя панель под духовым шкафом установлена ненадлежащим образом (перекошена), высота всей нижней панели не соответствует оговоренной с потребителем (существенно выше) и изготовлена нижняя панель не из влагостойкого материала, дверцы на шкафах не отрегулированы надлежащим образом, полки в навесном шкафу не соответствуют размеченным полкодержателям (изготовленные полки значительно уже), решетки в сушилке расположены нерационально, внутри шкафов заглушки не установлены, карниз не соответствует размерам кухонного гарнитура, не выполнены работы по установке плинтуса, качество фурнитуры не соответствует образцу. Кроме того, сам кухонный гарнитур недоукомплектован - отсутствуют фасадная дверка и 2 дверки антресолей, что нарушает внешний вид дорогостоящего гарнитура. По истечении трех недель после установки кухонного гарнитура также проявился ещё один существенный недостаток - появились признаки разбухания панелей.

Согласно заключенному договору установлен гарантийный срок на результаты работ, выполненных в соответствии с условиями договора, продолжительностью один год с момента сдачи выполненных работ, а именно до 09 августа 2012 года. В случае обнаружения в пределах гарантийного срока недостатков (дефектов), которые обусловлены ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств по договору, подрядчик обязан устранить такие недостатки за свой счет в согласованные с заказчиком в письменном виде сроки. Денисов М.Ф. вынужден был неоднократно обращаться к ИП Балакина М.П. с требованием устранить имеющиеся недостатки, однако, никаких фактических действий со стороны ИП Балакина М.П. не последовало.

29 августа 2011 года РОО ЗПП «Максимум» РБ в интересах Денисова М.Ф. направила ИП Балакина М.П. претензию с требованием возврата денежных средств по договору. После данного обращения 01 сентября 2011 года представителем ИП Балакина М.П. произведен осмотр изготовленной и установленной мебели - кухонного гарнитура в квартире заказчика Денисова М.Ф., по результатам которого составлен акт о выявленных недостатках, однако, никаких фактических действий со стороны ИП Балакина М.П. не последовало. В настоящее время обязательства по заключенному договору не выполнены и недостатки не устранены, таким образом, законные требования потребителя в досудебном порядке не удовлетворены. (л.д.4-8).

В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по изложенным основаниям, пояснила, что наличие недостатков мебели представитель ответчика признавал и обязался устранить, однако, после подписания акта, мастера не приходили и недостатки мебели не исправили.

Истец - Денисов М.Ф. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, что следует из расписки в получении повестки (л.д.52).

Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей адрес индивидуального предпринимателя Балакиной М.П.: <адрес> (л.д.30). По указанному адресу повестка ответчику не доставлена, возвращена с указанием «отсутствие адресата по указанному адресу» (л.54).

В соответствии со ст. 119 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии ответчика.

Выслушав объяснения участника процесса, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Судом установлено, что 05 июля 2011 года между Индивидуальным предпринимателем Балакиной М.П. и Денисовым М.Ф. был заключен договор №46 на изготовление и установку мебели. Стоимость работ по договору 55000 рублей, изготовление заказа 30 рабочих дней со дня подписания договора (л.д.9).

Согласно приложению №2 к договору сторонами согласован дизайн и материал кухонного гарнитура (л.д.10).

Оплата по договору за кухню истцом Денисовым М.Ф. произведена согласно талону от 5 июля 2011 года на сумму 27000 рублей, согласно талону № от 09 августа 2011 года в сумме 24100 рублей (л.д.10 -оборот).

В силу ч.1 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» -если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

назначить исполнителю новый срок;

поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);

отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги).

На основании ст. 29 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» - потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Претензия от 26 августа 2011 года РОО ЗПП «Максимум» РБ, поданная в защиту интересов Денисова М.Ф. о признании договора №46 заключенного между истцом и ответчиком расторгнутым, выплаты суммы, уплаченной по договору в размере 51100 рублей, неустойки за неудовлетворение требований потребителя 10000 рублей и расходов по оказанию юридической помощи 1000 рублей, вручена ответчику 29 августа 2011 года (л.д.12).

В соответствии с актом от 01 сентября 2011 года представитель ИП Балакина М.П.- Хандилян Н.И. и заказчик мебели Денисова О.А. для устранения допущенных недостатков по претензии заказчика выявили следующее: стеклянные полки не соответствуют размерам, столешница установлена не по уровню, крышка над вытяжкой со сколами, переделать сушку, карниз в размер, полки духового шкафа (замечания перечислены не все). Представитель изготовителя обязался устранить недостатки по мере поступления новых фасадов, т.е. после 08 сентября (л.д.13).

По делу доказано, что изготовленная ИП Балакина М.П. мебель- кухонный гарнитур в установленный договором срок надлежащим образом не изготовлена и не установлена, а недостатки изготовленной Денисову М.Ф. мебели ответчиком не устранены.

Данное обстоятельство, кроме пояснений истца, подтверждается актом от 01 сентября 2011 года.

Доказательств, опровергающих выводы суда, в судебном заседании не добыты.

Поскольку недостатки заказанной мебели Денисовым М.Ф. ответчиком не устранены, договор от 05 июля 2011 года заключенный между Индивидуальным предпринимателем Балакиной М.П. и Денисовым М.Ф. №46 на изготовление и установку мебели подлежит расторжению, а уплаченная истцом по договору денежная сумма в размере 51100 рублей подлежит взысканию с ИП Балакина М.П. в пользу истца.

На основании ст. 31 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени) - (ч.5 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Согласно представленному истцом расчету неустойки срок удовлетворения требований потребителя в добровольном порядке по претензии исчисляется с 08 сентября 2011 года (по истечении 10 дней с момента вручения претензии) по 08 октября 2011 года и составляет 30 дней. Расчет: 51100 рублей (внесенная денежная сумма) х 3% х 30 дней = 45990 рублей.

На основании ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств, суд вправе уменьшить неустойку.

В связи с не исполнением требований потребителя о возврате денежных средств в связи с расторжением договора на изготовление и установку мебели- кухонного гарнитура от 05 июля 2011 года, суд считает необходимым взыскать также неустойку за задержку исполнения требований Денисова М.Ф.

Однако, размер неустойки подлежит уменьшению до 5000 рублей, поскольку суд считает данный размер соразмерным последствиям нарушения обязательства.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Наличие вины ИП Балакиной М.П. в нарушении прав потребителя Денисова М.Ф. установлена выше приведенными доказательствами.

Следует взыскать с ответчика в пользу истца, кроме стоимости уплаченной по договору денежной суммы за мебель, неустойки, также моральный вред, в размере 2000 рублей, исходя из степени нравственных страданий, понесенных истцом в связи с нарушением его прав потребителя, поскольку данный размер является разумным.

В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"- При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С ИП Балакина М.П. в доход федерального бюджета подлежит взысканию штраф в размере 50% суммы, присужденной Денисову М.Ф.

В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оказанию юридической помощи в размере 2500 рублей, который подтверждены квитанциями (л.д.14).

На основании ст. 103 ГПК РФ с ИП Балакина М.П. подлежит взысканию госпошлина в доход государства, от уплаты которой истец освобожден в размере удовлетворенных требований.

Руководствуясь ст.ст. 12, 55, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Денисова М.Ф. к Индивидуальному предпринимателю Балакиной М.П. о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Расторгнуть договор подряда №46 на изготовление и установку мебели - кухонного гарнитура от 05.07.2011 года, заключенный между потребителем Денисовым М.Ф. и Индивидуальным предпринимателем Балакиной М.П..

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Балакиной М.П. (ИНН <данные изъяты>) в пользу Денисова М.Ф. стоимость кухонного гарнитура 51100руб., неустойку в сумме 5000 рублей, моральный вред 2000 рублей, расходы по оказанию юридической помощи 2500 рублей - всего 60600 (шестьдесят тысяч шестьсот) рублей.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Балакиной М.П. (ИНН <данные изъяты>) штраф в доход государства 29055 рублей.

Взыскать с Индивидуального предпринимателя Балакиной М.П. (ИНН <данные изъяты>) государственную пошлину в доход государства 2243 рубля.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Председательствующий                                                   Е.С. Шафикова