по иску Третьяковой к УПФ РФ в Октябрьском районе г. УФы о назначении досрочно трудовой пенсии



дело №2-4870/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2011 года город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Идрисовой А.В.,

при секретаре Вильдановой А.С.,

с участием истца - Третьяковой Е.Л., представителя ответчика - Шабаевой А.Х. /доверенность № 05-01 от 11 января 2011 года/,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Третьяковой Е.Л. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы» о признании решения незаконным, возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Третьякова Е.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г. Уфы» о признании решения незаконным, возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию. В обоснование иска указала, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Октябрьском районе г.Уфы № 339 от 19 августа 2011 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по п/п 20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Причина отказа - отсутствие 30 летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Ответчиком ей засчитано в стаж лечебной деятельности только 14 лет 2 месяца 29 дней, при этом в специальный стаж не включены периоды работы в должности старшего лаборанта гистологического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РБ (в льготном исчислении), с 16 декабря 2002 года по 20 мая 2003 года - период отпуска по беременности и родам, с 12 мая 1997 года по 23 мая 1997 года, с 18 марта 2002 года по 22 марта 2002 года, с 08 апреля 2002 года по 18 апреля 2002 года, с 21 мая 2007 года по 25 мая 2007 года, с 13 июня 2007 года по 22 июня 2007 года - периоды нахождения на курсах повышения квалификации.

Истица просила признать незаконным решение об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначить пенсию с 10 августа 2011 года.

В судебном заседании истица Третьякова Е.Л. поддержала исковые требования, просила их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Шабаева А.Х. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, при этом пояснила, что спорные периоды не включены в специальный стаж, ввиду того, что Правилами исчисления стажа работы, дающего право на досрочную пенсию, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, предусмотрено включение в специальный стаж только периодов очередных и дополнительных отпусков. Кроме того, пояснила, что период нахождения в отпуске по беременности и родам не подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, так как в этот период истец не исполняла обязанности по должности, включенной в список должностей, дающих право на исчисление стажа работы в льготном порядке. Также указала, что должность старшего лаборанта не предусмотрена списком должностей, работа в которых дает право на назначение досрочно трудовой пенсии, списком предусмотрена только должность лаборанта.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, вступившего в действие с 1 января 2002 года, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года, вступившего в действие с 1 января 2002 года, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 названного Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

До 1 января 2002 года пенсионные органы при назначении указанным работникам пенсии за выслугу лет руководствовались Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года№ 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населению дает право на пенсию за выслугу лет, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые были утверждены постановлением Совета Министров от 06.09.1991 года№ 464 и постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года№ 1066.

Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденного Постановлением СМ РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 года - право на пенсию по выслуге лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 и списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, предусмотрена должность лаборанта в бюро судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27,28 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях», утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11.07.2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение в течением полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Оспариваемым решением истцу специальный стаж исчислен продолжительностью 18 лет 10 месяцев 19 дней.

Как усматривается из представленной трудовой книжки, Третьякова Е.Л. на основании приказа № 25 от 31 марта 1992 года с 01 апреля 1992 года принята на должность лаборанта в Республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы МЗ РБ. Согласно приказа № 101 от 03 декабря 1992 года она переведена на должность старшего лаборанта гистологического отделения СМЭ МЗ РБ. Приказом от 01 марта 2006 года истец с 01 марта 2006 года переведена на должность лаборанта судебно-гистологического отделения.

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года№25 предусмотрено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального -закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям) которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям, профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организации, в которых он работал и т.п.).

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее вопросы досрочной пенсии медицинским работникам - Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года№781, предусматривает включение в медицинский стаж, необходимый для досрочного назначений трудовой пенсии, периодов работы в должности «лаборант» Бюро судебно-медицинской экспертизы. Должность «старший лаборант» Списком не предусмотрен.

Периоды работы истца в должности старшего лаборанта до 01 ноября 1999 года подлежат включению в специальный стаж истца, так как действовавшим в тот период списком было предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы в качестве среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Период работы истца в должности старшего лаборанта в период с 01 ноября 1999 года до 01 марта 2006 года также подлежит включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.

Согласно должностным инструкциям «лаборанта» и «старшего лаборанта» Бюро судебно-медицинской экспертизы, «старший лаборант» должен иметь среднее медицинское образование, специальную подготовку, выполнять в соответствии с должностной инструкцией функциональные обязанности, тождественным обязанностям должности «лаборант» и принимать соответствующую нагрузку работы. Исполнение обязанностей в должности «старший лаборант» включало исполнение обязанностей должности «лаборант», соответственно работа в должности «старший лаборант» Бюро судебно-медицинской экспертизы по своему характеру, условиям и специфике работы тождественна функциям, предусмотренным должности «лаборант».

Согласно справки начальника бюро судебно-медицинской экспертизы в спорные периоды истец проводила гистологические исследования по количеству превышающие количество гистологических исследований, предусмотренных для ставки лаборанта.

Из выше сказанного следует, что периоды работы истца в Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения РБ в должности «старший лаборант» с 01 декабря 1992 года по 28 февраля 2006 года за исключением периодов не подлежащих включению в специальный стаж - отпуск без содержания, отпуск по уходу за ребенком, подлежат включению в специальный стаж.

Указанный период подлежит включению в специальный стаж истца в льготном исчислении, так как Перечнем
структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся Приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что работа среднего медицинского персонала, проводящего судебно-медицинские исследования трупного материала и обработку трупного материала в бюро судебно-медицинской экспертизы засчитываются в специальный стаж как год и шесть месяцев за год работы.

В силу ст.196 КЗоТ РСФСР - работникам, обучающимся без отрыва от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, предоставляются оплачиваемые в установленном порядке отпуска в связи с обучением, а также другие льготы. Поскольку до издания Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 ограничений по включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов повышения квалификации и учебных отпусков не содержалось, трудовым законодательством было предусмотрено сохранение места работы за работником, то периоды повышения квалификации и учебных отпусков до вступления в действие Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516 подлежат включению в специальный стаж.

Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы, засчитываемой в специальный стаж в льготном исчислении, поэтому периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж.

Из выше сказанного следует, что подлежат включению в специальный стаж истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 12 мая 1997 года по 23 мая 1997 года ( 12 дней), с 18 марта 2002 года по 22 марта 2002 года (5 дней), с 08 апреля 2002 года по 18 апреля 2002 года (11 дней), с 21 мая 2007 года по 25 мая 2007 года (5 дней), с 13 июня 2007 года по 22 июня 2007 года (10 дней).

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства №516 от 11.07.2002 года (в редакции постановлений от 02.05.2006 года№266, от 18.06.2007№381, с изменениями, внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 года№261-О), предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из материалов дела следует, что Третьякова Е.Л. находилась в отпуске по беременности с 16 декабря 2002 года по 20 мая 2003 года (5 месяцев 5 дней), в этот период ей уплачивалось пособие по социальному страхованию, поэтому указанный период подлежит включению в специальный стаж.

Поскольку суд пришел к выводу, что период работы в должности старшего лаборанта подлежит исчислению в льготном порядке, то и период нахождения в отпуске по беременности и периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат исчислению в льготном порядке.

Таким образом, специальный стаж истца с учетом периодов включенных по решению ответчика и на основании данного решения суда составлял более 30 лет на день обращения истца с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии, поэтому решение об отказе в назначении досрочной пенсии является незаконным, а на ответчика необходимо возложить обязанность назначить истцу пенсию на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с момента обращения, т.е. с 10 августа 2011 года.

Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Третьяковой Е.Л. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы» о признании решения незаконным, возложении на ответчика обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить пенсию удовлетворить.

Признать незаконным решение № 339 от 19 августа 2011 года Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы» об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии по старости Третьяковой Е.Л..

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы» включить в стаж работы, дающей Третьяковой Е.Л. право на досрочное назначение трудовой пенсии, в льготном исчислении период работы в должности старшего лаборанта гистологического отделения Бюро судебно-медицинской экспертизы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан с 01 декабря 1992 года по 28 февраля 2006 года за исключением периода нахождения в отпуске без содержания с 12 мая 1996 года по 17 мая 1996 года и в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет с 21 мая 2003 года по 04 сентября 2005 года.

Обязать Государственное учреждение «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе города Уфы» назначить Третьяковой Е.Л. трудовую пенсию по старости с 10 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Идрисова