2-2478/2012 Прокурор Окт в инт. Поповой - Администрация



№ 2-2478/2012

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

06июня2012года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:судьи НурисламовойP.P.,при секретаре Рахимовой С.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан,в интересах Поповой А.О.,к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отмене пункта3постановления отДД.ММ.ГГГГ,об обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма вне очереди,как относящейся к категории детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района города Уфы обратился в суд с иском в в интересах Поповой А.О.,к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отмене пункта3постановления отДД.ММ.ГГГГ,об обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма вне очереди,как относящейся к категории детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,указав в обоснование иска,что в ходе проверки установлено,что п.З постановления главы администрации Октябрьского района городского округа город Уфа отДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки над несовершеннолетней Поповой А.О.,ДД.ММ.ГГГГгода рождения»,за несовершеннолетней закреплено право на жилое помещение по адресу:<адрес>.

Указанное постановление было принято на основании заявления гражданки Масякиной В.И.,проживающей по указанному ранее адресу,о назначении ее опекуном над несовершеннолетней Поповой А.О.,ДД.ММ.ГГГГ.

Отца у несовершеннолетней не было,мать девочки-Попова В.А.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,умерлаДД.ММ.ГГГГгода рождения (свидетельство о смерти отДД.ММ.ГГГГ

Таким образом,Попова А.О. не была поставлена на учет граждан,нуждающихся в жилых помещениях и на льготную очередь в порядке ст.57ЖК РФ,в связи с тем,что за ней закреплено жилое помещение по адресу:<адрес>,нанимателем которого является ее бабушка Масякина В.И.

Указанными действиями должностными лицами администрации Октябрьского района г.Уфы нарушаются жилищные права Поповой А.О.,относящейся к категории детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.

В ходе судебного заседания помощник Прокурора Октябрьского района города Уфы-Шаймарданов А.З.требования поддержал в полном объеме,просил их удовлетворить,по основаниям,изложенным в иске.

Истец Попова А.О.в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме,просила удовлетворить их

Представитель ответчика-Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа-Котельникова О.С,действующая по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,также представляющая интересы третьего лица-Администрации ГО г.Уфа РБ по доверенности отДД.ММ.ГГГГ,с иском не согласилась и пояснила,что к моменту вынесения постановления,Попова А.О.имела право пользования жилым помещением по адресу::<адрес>.

Выслушав лиц,участвующих в деле,исследовав и оценив материалы дела,суд приходит к следующему:

в соответствии с частью1статьи45Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,в случае,если гражданин по состоянию здоровья,возрасту,недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора,основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав,свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи,материнства,отцовства и детства; социальной защиты,включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из свидетельства о рождении серии ,Попова А.О. родиласьДД.ММ.ГГГГ,в графе «мать» указана-Попова В.А.,а в графе «отец» - « прочерк».

Согласно свидетельству о смерти серияI-AP отДД.ММ.ГГГГ,мать Поповой А.О.-Попова В.А.умерлаДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом,суд считает,что Попова А.О.является лицом,оставшимся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа над несовершеннолетней Поповой А.ОДД.ММ.ГГГГ рождения,установлена опека.Опекуном над несовершеннолетней назначена Масякина В.И..

Пунктом3указанного ранее постановления,закреплено право на жилую площадь за несовершеннолетней Поповой А.О.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,по адресу:<адрес>.

Из материалов дела следует,что квартира по адресу:<адрес>,находится в общей долевой собственности Масякиной В.И.,Ахматнуровой С.А.,Ахматнурова Р.Ф.,МасякинаOA.и Ахматнурова СР. (договор передачи жилой квартиры в общую долевую собственность отДД.ММ.ГГГГ).

При таких обстоятельствах,суд приходит к выводу о том,что пункт3постановления отДД.ММ.ГГГГ главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа о закреплении за несовершеннолетней Поповой А.ОДД.ММ.ГГГГ рождения,права на жилую площадь по адресу:<адрес>,подлежит отмене,поскольку при закреплении жилого помещения за несовершеннолетней в ДД.ММ.ГГГГ квартира находилась на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность отДД.ММ.ГГГГ в частной собственности5человек-Масякиной В.И.,Ахматнуровой С.А.,Ахматнурова Р.Ф.,Масякина О.А.и Ахматнурова СР.Кроме того,собственники квартиры Ахматнурова С.А.,Ахматнуров Р.Ф.,Масякин О.А.и Ахматнуров СР.своего согласия на проживание и регистрацию несовершеннолетней Поповой А.О.в указанной ранее квартире не давали.

Следовательно,Попова А.О.относится к категории детей-сирот,оставшихся без попечения родителей.

Статьей40Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь,для чего,в частности,обеспечивается государственная поддержка семьи,материнства,отцовства и детства,устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи,материнства,отцовства и детства,а также социальную защиту,включая социальное обеспечение,Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья72,пункт "ж" части1),что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти,так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,в том числе в социальной сфере,общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от6октября1999года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".Исходя из требований его статьи26.1полномочия,осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения,определяются Конституцией Российской Федерации,а также федеральными законами,договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт3),которые должны устанавливать права,обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации,порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти,и на органы местного самоуправления (пункт4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,в соответствии с подпунктом24пункта2статьи26.3данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации,осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от21декабря1996года № 159-ФЗ (редакции от17декабря2009года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей",имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере,регулирует отношения,возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей (статья2).

В силу абзацев2пункта1статьи8названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей",подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом,выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации отДД.ММ.ГГГГ -О-П,дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью3статьи49Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан,определенным федеральным законом,указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае-детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Кроме того,данное право закреплено в ч.2п.2ст.57ЖК РФ,согласно которой,вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по окончании их пребывания в образовательных учреждениях,в том числе в учреждениях социального обслуживания,в приемных семьях,детских домах семейного типа,при прекращении опеки (попечительства),а также по окончании службы в Вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзацем3ч.1ст.8Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" предусмотрено,что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилое помещение,устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями4и6статьи8Закона Республики Башкортостан от27октября1998года № 188-3(ред.от07.11.2005) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,а также дети,находящиеся под опекой (попечительством),не имеющие закрепленного жилого помещения,после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания,а также в учреждениях всех видов профессионального образования,либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации,либо после возвращения из учреждений,исполняющих наказание в виде лишения свободы,обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок,не превышающий трех месяцев,жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать,что Попова А.О.,которая в силу статьи1Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" относятся к категории детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации-а именно Правительством Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья,предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан отДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей» и решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан отДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения,нормы предоставления площади жилого помещения,об установлении порога размера дохода,приходящегося на каждого члена семьи,порога стоимости имущества,приходящегося на каждого члена семьи,порога стоимости имущества,находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств,достаточного для приобретения жилого помещения,действующих на территории городского округа г.Уфа»,площадью не ниже14кв.м.

Учитывая вышеизложенное,суд приходит к выводу о том,что необходимо обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан включить Попову А.О. ,ДД.ММ.ГГГГ,в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вне очереди по

Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Руководствуясь ст.ст.194,198,199ГПК РФ,суд

РЕШИЛ:

исковые требования Прокурора Октябрьского района города Уфы Республики Башкортостан,в интересах Поповой А.О.,к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан,Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об отмене пункта3постановления отДД.ММ.ГГГГ,об обязании включить в список нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма вне очереди,как относящейся к категории детей-сирот,детей,оставшихся без попечения родителей,удовлетворить.

Отменить пункт3постановления главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа отДД.ММ.ГГГГ о закреплении права на жилую площадь за несовершеннолетней Поповой А.О.,ДД.ММ.ГГГГ рождения,по адресу:<адрес>.

Обязать Администрацию Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан включить Попову А.О. ,ДД.ММ.ГГГГ рождения,в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей вне очереди по Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

P.P.Нурисламова