решение суда по гр.делу №2-2459/12 по иску Роспотребнадзора к ИП Баширову А.М. о признании действий на момент проведения эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания.



        Дело №2-2459/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 мая 2012 года                                              город Уфа

Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе

судьи Динекеевой Э.Р.,

при секретаре Турумтаевой Р.В.,

с участием представителя истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Акбашева А.Р., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика ИП Баширова А.М.- Юсупова И.Ф., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к      ИП Баширову А.М. о признании действий на момент проведения эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения не соответствующими санитарно - эпидемиологическим правилам, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и их прекращении,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес>     обратилось в суд с иском к ИП Баширову А.. о признании действий на момент проведения эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения не соответствующими санитарно - эпидемиологическим правилам, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и прекращении их. В обоснование иска указало, что в ходе проведения эпидемиологического расследования с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании поручения заместителя руководителя от ДД.ММ.ГГГГ по случаю вирусного гепатита в японском ресторане «Дзе-до», расположенном по адресу: <адрес>, выявлены нарушения санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно - эпидемиологические требования» к организациям общественного питания по изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья, а именно:

- не проводится обработка разделочного инвентаря после каждой технологической операции: доски для приготовления холодных закуски (ингредиенты для роллов) протирают только ветошью, которая храниться раковине для мытья рук, вместо положенной санитарной обработки - п. 6.6 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01;

- нарушаются требования к обработке яиц: для их обработки не выделена кальцинированная сода (обработку яиц проводят только в 10% растворе хлорамина), отсутствует мерная ёмкость для приготовления 1-2% раствора кальцинированной соды, мерная емкость для приготовления 0.5% раствора хлорамина - п. 8.19 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01;

     - нарушаются требования к режиму мытья и дезинфекции посуды: в конце рабочего дня не проводится дезинфекция всей столовой посуды (со слов персонала, дезинфекция посуды проводится в посудомоечной машине Еcolab согласно инструкции по применению посудомоечной машины, в ней проходит только мойка и ополаскивание); для мытья столовой посуды и прибор используется губчатый материал, отсутствуют щетки, также емкости для обработки; в моечной отсутствует инструкция по применению моющего средства «Ника»; - п.п. 6.15; 6.19; 6.21 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01;

- отсутствует контроль за текущей уборкой производственных помещений: проведена должным образом влажная уборка помещений горячего цеха ( момент проведения эпидемиологического расследования, стена возле стола для приготовления холодных закусок грязная, вся заляпана пятнами) - п. 5.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01;

- не проведена должным образом генеральная уборка в гардеробной длясотрудников: на момент проведения эпидемиологического расследован наружная поверхность шкафчиков грязная с пятнами, между шкафчиками на полу мусор- п. 5.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.

В соответствии со ст.4 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»- продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

         При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работы, оказать услуг), соответствующий этим требованиям.

Вместе с тем, согласно ст.7 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» -потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечить безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном порядке.

Таким образом, ответчиком осуществлялось оказание услуг населению, не соответствующих обязательным требованием санитарных - эпидемиологических правил, без должного контроля за проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий по обеспечению и выполнению требований, тем самым нарушались права неопределенного круга потребителей по оказанию услуг.

Согласно п.1.1 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья»-настоящие санитарно - эпидемиологические правила разработаны с целью предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) среди населения Российской Федерации и определяют основные санитарно-гигиенические нормы и требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию, содержанию организации, условиям транспортировки, приемки, хранения, переработки, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, технологическим процессам производства, а также к условиям труда, соблюдении правил личной гигиены работников.

В соответствии со ст.11 закона №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»- юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой им деятельности обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность и здоровье человека при выполнении работ и оказании услуг.

Просит признать действия ИП Баширова А.М. при проведении эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения не соответствующими санитарно-эпидемиологическим правилам, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и обязать прекратить их, довести о решении суда до сведения потребителей через средства массовой информации.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан - Акбашев А.Р., действующий по доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.

Представителя ответчика ИП Баширова А.М.- Юсупов И.Ф., действующий по доверенности, исковые требования не признал, и просил отказать в их удовлетворении. Суду пояснил, что предписание Роспотребнадзора по РБ выполнено.

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению:

В силу ст. 12 ГК РФ - предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе: присуждение к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

Согласно ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» - Управление Роспотребнадзора по РБ вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей.

В силу ст. 150 ГК РФ - жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 11 ФЗ «о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ - индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

На основании п. 5 ст. 15 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

В силу ч.1 ст. 17 Закона - при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.

В соответствии со ст. 24 Закона - при эксплуатации зданий и сооружений должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями п. 3 ст. 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ - соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Как следует из акта по результатам эпидемиологического расследования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении японского ресторана «Дзе-до», были выявлены следующие нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения:

- не проводится обработка разделочного инвентаря после каждой технологической операции: доски для приготовления холодных закусок (ингредиенты для роллов) протирают только ветошью, которая храниться на раковине для мытья рук, вместо положенной санитарной обработки - п. 6.6 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01;

- нарушаются требования к обработке яиц: для их обработки не выделена кальцинированная сода (обработку яиц проводят только в 10% растворе хлорамина), отсутствует мерная ёмкость для приготовления 1-2% раствора кальцинированной соды, мерная емкость для приготовления 0.5% раствора хлорамина - п. 8.19 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ -01;

        - нарушаются требования к режиму мытья и дезинфекции посуды: в конце рабочего дня не проводится дезинфекция всей столовой посуды (со слов персонала, дезинфекция посуды проводится в посудомоечной машине Ecolab, согласно инструкции по применению посудомоечной машины, в ней проходит только мойка и ополаскивание); для мытья столовой посуды и приборов используется губчатый материал, отсутствуют щетки, также емкости для их обработки; в моечной отсутствует инструкция по применению моющего средства «Ника»; - п.п. 6.15; 6.19; 6.21 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ -01;

- отсутствует контроль за текущей уборкой производственных помещений: не проведена должным образом влажная уборка помещений горячего цеха (на момент проведения эпидемиологического расследования, стена возле стола для приготовления холодных закусок грязная, вся заляпана пятнами) - п. 5.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ - 01;

- не проведена должным образом генеральная уборка в гардеробной для сотрудников: на момент проведения эпидемиологического расследования наружная поверхность шкафчиков грязная с пятнами, между шкафчиками на полу мусор - п. 5.12 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ -01.

Окончательный диагноз потерпевшего по делу об административном правонарушении - заболевшего ФИО5 вирусный гепатит «В» от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с установлением окончательного диагноза: Вирусный гепатит «В», отменено наблюдение за контактными лицами как при вирусном гепатите «А».

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ менеджер кухни японского ресторана «Дзе-до» ФИО6 привлечен к административной ответственности по ст.6.6 КоАП РФ.

Постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с п.1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» - потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Как установлено в судебном заседании была проведена плановая проверка в отношении японского ресторана «Дзе-до». В ходе проведения плановых мероприятий по надзору были выявлены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и санитарно-эпидемиологических требований к организации торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Для устранения выявленных нарушений было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ нарушения устранены, требования об их устранении выполнены. Между тем, на момент проведения эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения Роспотребнадзором по РБ указанные нарушения имели место быть, в связи с чем истец настаивает на удовлетворении иска, признав их противоправными в отношении неопределенного круга лиц и их прекращении в дальнейшем. Суд считает, что иск следует удовлетворить.

На основании изложенного, суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность довести до сведения потребителей решение суда по данному делу в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу через официальное печатное издание, а также путем размещения текста решения в помещении японского ресторана «Дзе-до», расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ - государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи с чем, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

       Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан к      ИП Баширову А.М. о признании действий на момент проведения эпидемиологического расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения не соответствующими санитарно - эпидемиологическим правилам, противоправными в отношении неопределенного круга лиц и их прекращении, удовлетворить.

Признать действия ИП Баширова А.С. при проведении эпидемиологического расследования по осуществлению расследования по осуществлению деятельности по организации питания населения не соответствующими санитарно-эпидемиологическим правилам, противоправными в отношении неопределенного круга лиц, а именно: не проведение обработки разделочного инвентаря после каждой технологической операции; нарушение требований к режиму мытья и дезинфекции посуды; нарушение требований к обработке яиц; нарушение к режиму мытья и дезинфекции посуды; отсутствие контроля за текущей уборкой производственных помещений; не проведение должным образом генеральной уборки в гардеробной для сотрудников, и прекратить указанные действия.

Обязать общество ИП Баширова А.М. довести до сведения потребителей решение суда в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу через официальное печатное издание, а также путем размещения текста решения в помещении японского ресторана «Дзе-до», расположенного по адресу: <адрес>.

Взыскать с ИП Баширова А.М. в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение месяца.

Судья           Э.Р. Динекеева