№ 2- 2933/12 Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации 08 августа 2012 года город Уфа Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р., при секретаре Рахимовой С.К., с участием представителя истца Галяутдинова А.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Темирбулатовой Э.И., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя третьего лица Администрации Октябрьского городского округа город Уфа Республики Башкортостан Дашкиной Р.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хызыровой А.Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Хызырова А.Ф. обратилась в суд с иском (с последующим уточнением в порядке ст. 39 ГПК РФ) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма. В обоснование иска указано о том, что она относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее родители Даутов Ф.Ж., Даутова Г.А. лишены родительских прав на основании решения Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ над ней <данные изъяты> Даутовой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство. Попечителем назначен ее дедушка Галятдинов А.А.. После замужества истица фамилию сменила на фамилию мужа- Хызырова. Она поступила учиться в Уфимский педагогический колледж № ДД.ММ.ГГГГ, успешно окончила учебу ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что у нее нет собственного закрепленного жилья. Истица в ДД.ММ.ГГГГ гг. через попечителя обращалась в администрацию Октябрьского района г.Уфы, представляла все необходимые документы, документы были приняты, однако ответ так и не получен. Считает бездействия ответчика незаконными. Впоследствии судом был принят отказ представителя истца от исковых требований к Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, производство в данной части было прекращено. В судебном заседании представитель истца Галяутдинов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, указанным в иске. Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Темирбулатова Э.И. просила отказать. Представитель третьего лица Администрации Октябрьского городского округа город Уфа Республики Башкортостан Дашкина Р.М. не возражала против удовлетворения иска. Истец Хызырова А.Ф., будучи извещенной о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явилась, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщила, что вызвало рассмотрение дела в ее отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд считает, что иск Хызыровой А.Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма подлежит удовлетворению. Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище. Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2). В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Как установлено в судебном заседании и усматривается из свидетельства о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ, Даутова А.Ф. родилась ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан- Даутов Ф.Ж., а в графе «мать»- Даутова Г.А.. Брак между родителями истца расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством № от ДД.ММ.ГГГГ. Решением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ родители истца Даутов Ф.Ж., Даутова Г.А. лишены родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ Даутов Ф.Ж. согласно свидетельству № умер. Таким образом, суд считает, что Хызырова А.Ф. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ над ней несовершеннолетней Даутовой А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения установлено попечительство. Попечителем назначен ее дедушка- Галятдинов А.А.. Согласно п. 3 вышеназванного постановления за Даутовой А.Ф. сохранено право пользование жилым помещением по адресу: <адрес> После регистрации брака с Хызыровым З.И. истица фамилию сменила на фамилию мужа Хызырова. В материалы дела представлен диплом Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Уфимского педагогического колледжа №, который подтверждает, что Хызырова А.Ф. получила среднее профессиональное образование в ДД.ММ.ГГГГ году. Из выписки из похозяйственной книги выданной Администрацией сельского поселения Аскаровский сельсовет <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Хызырова А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала по адресу: д. Даутово, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ выбыла учиться в <адрес>. В настоящее время действительно не имеет собственной закрепленной квартиры (дома), подсобного хозяйства на территории СП Аскаровский сельсовет. Согласно справке ООО «Аскаровское жилищное ремонтно - эксплуатационное управление» № от ДД.ММ.ГГГГ Хызырова А.Ф. временно проживает по адресу: <адрес>, совместно с ней проживают: дедушка Галяутдинов А.А., бабушка Галяутдинова М.Ю., брат Даутов Д.Ф., сноха Галяутдинова З.А. По их данным у Хызыровой А.Ф, нет собственной закрепленной коммунальной квартиры и общежития в <адрес> Из этого следует, что Хызырова А.Ф. проживает в <адрес>, постоянного места жительства и жилья не имеет, о чем также свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан и Государственным унитарным предприятием «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан». Однако до настоящего времени она не обеспечен жилым помещением, в связи с чем, истец просит обязать ответчика Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить ей жилое помещение по договору найма вне очереди. Суд считает, что обязанность обеспечения Хызыровой А.Ф. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения истца жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан … по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)… Суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди. Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Хызырова А.Ф. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м. Так как государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ, то обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан. Доводы ответчика о том, что истец на момент постановки на учет обучалась в Башкирском государственном университете, поэтому средства были не выделены, являются необоснованными, поскольку ранее судом установлено, что истец обучение в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Уфимского педагогического колледжа № окончила в ДД.ММ.ГГГГ году, а на учет была поставлена ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжению Главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа. Право на жилье истца возникло после окончания Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Уфимского педагогического колледжа №, поэтому обучение в настоящее время в Башкирском государственном университете не является основанием для отказа. Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Хызыровой А.Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Хызыровой А.Ф. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан. Судья Р.Р. Нурисламова