2-2502/2012 Мухарямова (Гафарова) Г.Г. - Администрация ГО г.Уфа



№ 2- 2502/2012

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

07 августа 2012 года                                                город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Нурисламовой Р.Р.,

при секретаре Рахимовой С.К.,

с участием: помощника прокурора города Уфы- Шарафутдиновой Л.Р.,

истца Мухарямовой (Гафаровой) Г.Г.,

представителя истца- Бодюл О.В. /ордер от ДД.ММ.ГГГГ/,

представителя ответчика- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан- Ильгамова А.Д. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/,

представителя ответчика- Администрации Ленинского района ГО г.Уфа РБ- Ильгамова А.Д. /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Уфы в интересах Мухарямовой (Гафаровой Г.Г.) к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности поставить в очередь для предоставления жилого помещения по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Уфы Республики Башкортостан, действуя в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах Мухарямовой (Гафаровой) Г.Г., обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм.

В обоснование иска истец указали на то, что прокуратурой города Уфы Республики Башкортостан проводилась проверка по исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятии мер по защите их прав и законных интересов.

Установлено, что постановлением главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ над <данные изъяты> Гафаровой Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена опека, опекуном назначена Галина P.M., бабушка <данные изъяты>

Пунктом 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Гафаровой Г.Г. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. Также в ходе проверки было установлено, что родители <данные изъяты> Гафаровой Г.г. - Гибадуллина Н.Р. и Гафаров Г.З. собственного жилья не имели. Указанная жилая площадь принадлежит на праве собственности опекуну Галиной Р.М. и за <данные изъяты> закрепляться не может.

Мухарямова (Гафарова) Г.Г. неоднократно обращалась в администрацию Ленинского района городского округа город Уфа РБ, Администрацию городского округа город Уфа РБ с вопросом предоставления ей жилья по категории ребенок сирота, однако в предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма ей было отказано ввиду того, что за Гафаровой Г.Г. было закреплено жилое помещение. Администрацией городского округа город Уфа РБ мер к отмене незаконного закрепления жилого помещения принято не было. В целях устранения выявленных нарушений закона на имя главы администрации Ленинского района г.Уфы внесен протест от ДД.ММ.ГГГГ за -Д об отмене пункта 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный протест удовлетворен и пункт 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Гафаровой Г.Г. жилья по адресу <адрес> отменен.

Вместе с тем, Гафарова Г.Г. в настоящее время жилым помещением не обеспечена.

Мухарямова (Гафарова) Г.Г. в дополнение исковых требований, предъявленных прокуратурой г.Уфы, обратилась с иском к Администрации ГО г.Уфа РБ и Администрации Ленинского района ГО г.Уфа о возложении обязанности поставить в очередь для предоставления жилого помещения по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 18 кв. м.

В судебном заседании помощник прокурора города Уфы Республики Башкортостан- Шарафутдинова Л.Р., по ранее изложенным основаниям просила удовлетворить исковые требования Мухарямовой (Гафаровой) Г.Г. в полном объеме.            

Истец Мухарямова (Гафарова) Г.Г., ее представитель Бодюл О.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика- Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Ильгамов А.Д., он же представитель ответчика- Администрации Ленинского района ГО г.Уфа РБ- просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям указанным в возражении.

Представитель третьего лица- Правительства Республики Башкортостан, будучи извещенным надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, что вызвало рассмотрение дела в его отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав и оценив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.     

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что Гафарова Г.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в графе «отец» указан «Гафаров Г.З.», а в графе «мать» указана «Гафарова Н.Р.», что подтверждается копией свидетельства о рождении серии

Постановлением Главы Администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ над Гафаровой Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р. установлена опека, опекуном назначена Галина P.M.

Из п. 2 вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетней Гафаровой Г.Г. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> до ее совершеннолетия.

Мухарямова (Гафарова) Г.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Башкирском государственном университете согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ .

Из ответа Администрации городского округа город Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мухарямова (Гафарова) Г.Г. не имеет право на получение жилого помещения вне очереди в связи с тем, что за ней уже закреплено жилое помещение постановлением от ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> является Галина Р.М., что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ , выданной ГУП БТИ РБ.

Решением Ленинского районного суда города Уфы от ДД.ММ.ГГГГ года родительских прав лишены Гафаров Г.З. и Гибадуллин Н.Р. в отношении их дочери Гафаровой Г.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Материалами дела подтверждено, что Мухарямова (Гафарова) Г.Г. неоднократно обращалась с вопросом предоставления ей жилья по категории ребенок сирота.

В целях устранения выявленных нарушений закона на имя главы администрации Ленинского района г.Уфы внесен протест прокурором <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за об отмене пункта 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный протест удовлетворен и пункт 2 постановления главы администрации Ленинского района г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении за Гафаровой Г.Г. жилья по адресу <адрес> - отменен.

В настоящее время Мухарямова (Гафарова) Г.Г. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, не имеет жилья и не находится на полном государственном содержании, однако она не обеспечена жилым помещением.

В связи с изложенным, отказ Администрации Ленинского района ГО г.Уфа РБ об отказе в постановке Мухарямовой (Гафаровой) Г.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным. Поэтому суд пришел к выводу, что об удовлетворении требований к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности поставить Мухарямову (Гафарову) Г.Г. в очередь для предоставления жилого помещения по категории дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Суд считает, что обязанность обеспечения Мухарямовой (Гафаровой) Г.Г. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому обязанность обеспечения Ханиповой А.М. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции от 06 декабря 2011 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан … по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)…

Суд считает, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Анализ представленных в суд доказательств дает суду основание считать, что Мухарямова (Гафарова) Г.Г., которая в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относятся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила пребывание в образовательных учреждениях и имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления - Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 12/22 от 08 июня 2006 года «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению,периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа», площадью не ниже 14 кв.м.

Так как государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО г. Уфа, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ, то обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО г. Уфа за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Уфы в интересах Мухарямовой (Гафаровой Г.Г.) к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности поставить в очередь для предоставления жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, предоставить жилое помещение по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан поставить Мухарямову (Гафарову) Г.Г. в очередь для предоставления жилого помещения по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить вне очереди Мухарямовой (Гафаровой Г.Г.) благоустроенное жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте города Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.

Судья                                                                Р.Р. Нурисламова