№2-17/2011 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 февраля 2011 года город Уфа
Октябрьский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Хаматьяновой Р.Ф.,
при секретаре Решетниковой Н.В.,
с участием представителя истца Сакс Д.Р. - Благушиной М.В. ( доверенность удостоверена ФИО1, временно и.о. нотариуса г. Уфы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, №),
представителя истца Кучерова А.В. - Благушиной М.В. ( доверенность удостоверена ФИО1, временно и.о. нотариуса г. Уфы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, №),
представителя истца Климиной Е.М. - Благушиной М.В. ( доверенность удостоверена ФИО1, временно и.о. нотариуса г. Уфы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, №),
представителя истца Мазиной Е.Р. - Благушиной М.В. ( доверенность удостоверена ФИО1, временно и.о. нотариуса г. Уфы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ, №),
представителя истца Фаизова М.Р. - Хакимзянова Р.Ф. ( доверенность удостоверена нотариусом г. Уфы РБ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, №),
представителей ответчика ТСЖ «Дом на Набережной» - председателя ТСЖ «Дом на Набережной» Алехина А.В., Набиуллина А.Р. ( доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р., Климиной Е.М., Мазиной Е.Р. к Товариществу собственников жилья «Дом на Набережной» о признании незаконным начислений по оплате коммунальных услуг, оплаты услуг охраны, обязании произвести перерасчет,
у с т а н о в и л :
Мазина Е.Р., Климина Е.М., Кучеров А.В., Сакс Д.Р., Фаизов М.Р. обратились в суд с исками к Товариществу собственников жилья «Дом на Набережной» о признании незаконным начислений по оплате коммунальных услуг и просили признать незаконным начисление коммунальных услуг ТСЖ «Дом на Набережной» за февраль 2010г. Мазиной Е.Р. на сумму 33 350, 53 рублей, за февраль 2010г. Климиной Е.М. на сумму 13 436, 93 рублей, за февраль 2010г. Сакс Д.Р. на сумму 9 877, 10 рублей, за февраль 2010г. Фаизову М.Р. на сумму 13 995, 39 рублей.
В обоснование исковых требований указали на то, что истица Мазина Е.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ Истица по данному адресу не зарегистрирована, является собственником помещения и в соответствии со ст. 153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязана оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
До января 2010г. начисление коммунальных услуг, подлежащих оплате истицей, происходило в соответствии с действующим законодательством.
В январе 2010г. истица исходя из новых бланков квитанций узнала, что дом находится в управлении ТСЖ, при этом истица в решении данного вопроса участия не принимала.
До вышеназванной даты начисление и оплата коммунальных услуг происходили в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549), утвержденных Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 - исходя из нормативов потребления горячей и холодной воды, утвержденных органом местного самоуправления.
За февраль 2010г. истицей получена квитанция об оплате коммунальных услуг, где было указано что за ХВС подлежит оплате 3 615, 15 рублей, водоотведение ХВС - 3 095,40 рублей, ГВС - 21 277,30 рублей, водоотведение ГВС - 5 362,68 рублей.
Полагает, что данное начисление по оплате коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение в общей сумме на 33 350, 53 рубля является незаконным, так как противоречит действующему законодательству.
При заселении в указанное жилое помещение в квартире на трубах горячего и холодного водоснабжения стояли индивидуальные приборы учета. Однако поскольку дом был новый и только после сдачи строителями - исправность данных приборов не проверялась.
При начислении ООО «Сипайловский» коммунальных услуг использовались нормативы потребления воды, но поскольку в данном жилом помещении граждан, зарегистрированных на жилой площади не было - оплата также не начислялась. ООО «Сипайловский» первоначальные показания счетчиков при заселении истицы в квартиру не фиксировались, исправность приборов не проверялась, они не опломбировались.
Указывает, что в соответствии с действующим законодательством ЖЭУ, либо организация, в управлении которой находится жилой дом, обязана провести опломбирование приборов индивидуального учета, установленных в жилом помещении, при этом в акте, подписываемом собственником помещения и представителем ЖЭУ либо иной полномочной организации, фиксируются данные (показания) индивидуальных приборов учета. Начиная с этого момента, когда исправность приборов проверена, показания зафиксированы, приборы опломбированы, ЖЭУ или иная организация имеет право производить начисления по оплате коммунальных услуг на основании таких приборов учета.
У истицы имеющиеся приборы учета никем не проверены на исправность, не опломбированы, первоначальные показания не зафиксированы. Ранее управляющая организация производила начисления исходя из нормативов потребления.
Считает, что, приняв данный дом в свое управление, ТСЖ «Дом на Набережной», не имея первоначальных актов об исправности приборов учета и данных о первоначальных показаниях данных приборов должно было сделать все вышеперечисленные действия. И с того момента, как ТСЖ «Дом на Набережной» приняло дом в свое управление - август 2009г. имело право производить начисление коммунальных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета, зафиксировав при этом исправность прибора, установив пломбу и зафиксировав показания на момент его осмотра.
Считает, что действия ТСЖ «Дом на набережной» в части начисления оплаты за коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение за февраль 2010г. являются незаконными.
Истица Климина Е.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Истица по данному адресу не зарегистрирована, является собственником помещения и в соответствии со ст. 153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязана оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
До января 2010г. начисление коммунальных услуг, подлежащих оплате истицей, происходило в соответствии с действующим законодательством.
В январе 2010г. истица исходя из новых бланков квитанций узнала, что дом находится в управлении ТСЖ, при этом истица в решении данного вопроса участия не принимала.
До вышеназванной даты начисление и оплата коммунальных услуг происходило в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 - исходя из нормативов потребления горячей и холодной воды, утвержденных органом местного самоуправления.
За февраль 2010г. истицей получена квитанция об оплате коммунальных услуг, где было указано, что за ХВС подлежит оплате 2 225, 43 рублей, водоотведение ХВС - 1 905,48 рублей, ГВС - 7 432,70 рублей, водоотведение ГВС - 1 873,32 рублей.
Истица считает, что данное начисление по оплате коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение в общей сумме на 13 436, 93 рубля является незаконным, так как противоречит действующему законодательству.
Также указывает, что при заселении в указанное жилое помещение в квартире на трубах горячего и холодного водоснабжения стояли индивидуальные приборы учета. Однако поскольку дом был новый и только после сдачи строителями - исправность данных приборов никем не проверялась, в том числе и ЖЭУ, в управление которого данный дом был передан.
При начислении ООО «Сипайловский» коммунальных услуг использовались нормативы потребления воды, но поскольку в данном жилом помещении граждан, зарегистрированных на жилой площади не было - оплата также не начислялась. ООО «Сипайловский» первоначальные показания счетчиков при заселении истицы в квартиру не фиксировались, исправность приборов не проверялась, они не опломбировались. Каких-либо актов, подтверждающих обратное, не имеется.
Считает, что в соответствии с действующим законодательством ЖЭУ, либо организация, в управлении которой находится жилой дом, обязана провести опломбирование приборов индивидуального учета, установленных в жилом помещении, при этом в акте, подписываемом собственником помещения и представителем ЖЭУ либо иной полномочной организации, фиксируются данные (показания) индивидуальных приборов учета. Начиная с того момента, когда исправность приборов проверена, показания зафиксированы, приборы опломбированы, ЖЭУ или иная организация имеет право производить начисления по оплате коммунальных услуг на основании таких приборов учета.
У истицы имеющиеся приборы учета никем не проверены на исправность, не опломбированы, первоначальные показания не зафиксированы. Ранее управляющая организация производила начисления исходя из нормативов потребления. Приняв данный дом в свое управление, ТСЖ «Дом на Набережной», не имея первоначальных актов об исправности приборов учета и данных о первоначальных показаниях данных приборов должно было сделать все вышеперечисленные действия.
Полагает, что только с того момента, как ТСЖ «Дом на Набережной» приняло дом в свое управление - август 2009г. оно имело право производить начисление коммунальных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета, зафиксировав при этом исправность прибора, установив пломбу и зафиксировав показания на момент его осмотра.
Считает, что действия ТСЖ «Дом на набережной» в части начисления оплаты за коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение за февраль 2010г. являются незаконными.
Истцы Кучеров А.В. и Сакс Д.Р. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Истцы по данному адресу не зарегистрированы, являются собственниками помещения и в соответствии со ст. 153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязаны оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
До января 2010г. начисление коммунальных услуг, подлежащих оплате истцами, происходило в соответствии с действующим законодательством.
В январе 2010г. истцы исходя из новых бланков квитанций узнали, что дом находится в управлении ТСЖ, при этом истцы в решении данного вопроса участия не принимали.
До вышеназванной даты начисление и оплата коммунальных услуг происходило в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 - исходя из нормативов потребления горячей и холодной воды, утвержденных органом местного самоуправления.
За февраль 2010г. истцами получена квитанция об оплате коммунальных услуг, где было указано, что за ХВС подлежит оплате 1 727, 76 рублей, водоотведение ХВС - 1 479,36 рублей, ГВС - 5 327,30 рублей, водоотведение ГВС - 1 342,68 рублей.
Истцы считают, что данное начисление по оплате коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение в общей сумме на 9 877, 10 рублей является незаконным, так как противоречит действующему законодательству.
Также указывают, что при заселении в указанное жилое помещение в квартире на трубах горячего и холодного водоснабжения стояли индивидуальные приборы учета. Однако поскольку дом был новый и только после сдачи строителями - исправность данных приборов никем не проверялась, в том числе и ЖЭУ, в управление которого данный дом был передан.
При начислении ООО «Сипайловский» коммунальных услуг использовались нормативы потребления воды, но поскольку в данном жилом помещении граждан, зарегистрированных на жилой площади не было - оплата также не начислялась. ООО «Сипайловский» первоначальные показания счетчиков при заселении истцов в квартиру не фиксировались, исправность приборов не проверялась, они не опломбировывались. Каких-либо актов, подтверждающих обратное, не имеется.
Считают, что в соответствии с действующим законодательством ЖЭУ, либо организация, в управлении которой находится жилой дом, обязана провести опломбирование приборов индивидуального учета, установленных в жилом помещении, при этом в акте, подписываемом собственником помещения и представителем ЖЭУ либо иной полномочной организации, фиксируются данные (показания) индивидуальных приборов учета. Начиная с того момента, когда исправность приборов проверена, показания зафиксированы, приборы опломбированы, ЖЭУ или иная организация имеет право производить начисления по оплате коммунальных услуг на основании таких приборов учета.
У истцов имеющиеся приборы учета никем не проверены на исправность, не опломбированы, первоначальные показания не зафиксированы. Ранее управляющая организация производила начисления исходя из нормативов потребления. Приняв данный дом в свое управление, ТСЖ «Дом на Набережной», не имея первоначальных актов об исправности приборов учета и данных о первоначальных показаниях данных приборов должно было сделать все вышеперечисленные действия.
Полагают, что только с того момента, как ТСЖ «Дом на Набережной» приняло дом в свое управление - август 2009г., оно имело право производить начисление коммунальных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета, зафиксировав при этом исправность прибора, установив пломбу и зафиксировав показания на момент его осмотра.
Считают, что действия ТСЖ «Дом на набережной» в части начисления оплаты за коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение за февраль 2010г. являются незаконными.
Истец Фаизов М.Р. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> на основании свидетельства о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ
Истец по данному адресу не зарегистрирован, является собственником помещения и в соответствии со ст. 153 ЖК РФ с момента возникновения права собственности на жилое помещение обязан оплачивать коммунальные услуги в соответствии с действующим законодательством.
До января 2010г. начисление коммунальных услуг, подлежащих оплате истцом, происходило в соответствии с действующим законодательством.
В январе 2010г. истец исходя из новых бланков квитанций узнал, что дом находится в управлении ТСЖ, при этом истец в решении данного вопроса участия не принимал.
До вышеназванной даты начисление и оплата коммунальных услуг происходило в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 N 549), утвержденных Постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 - исходя из нормативов потребления горячей и холодной воды, утвержденных органом местного самоуправления.
За февраль 2010г. истцом получена квитанция об оплате коммунальных услуг, где было указано, что за ХВС подлежит оплате 2 375, 67 рублей, водоотведение ХВС - 2 034,12 рублей, ГВС - 7 656,00 рублей, водоотведение ГВС - 1 929,60 рублей.
Истец считает, что данное начисление по оплате коммунальных услуг за горячее и холодное водоснабжение в общей сумме на 13 995, 39 рубля является незаконным, так как противоречит действующему законодательству.
Также указывает, что при заселении в указанное жилое помещение в квартире на трубах горячего и холодного водоснабжения стояли индивидуальные приборы учета. Однако поскольку дом был новый и только после сдачи строителями - исправность данных приборов никем не проверялась, в том числе и ЖЭУ, в управление которого данный дом был передан.
При начислении ООО «Сипайловский» коммунальных услуг использовались нормативы потребления воды, но поскольку в данном жилом помещении граждан, зарегистрированных на жилой площади не было - оплата также не начислялась. ООО «Сипайловский» первоначальные показания счетчиков при заселении истца в квартиру не фиксировались, исправность приборов не проверялась, они не опломбировались. Каких-либо актов, подтверждающих обратное, не имеется.
Считает, что в соответствии с действующим законодательством ЖЭУ, либо организация, в управлении которой находится жилой дом, обязана провести опломбирование приборов индивидуального учета, установленных в жилом помещении, при этом в акте, подписываемом собственником помещения и представителем ЖЭУ либо иной полномочной организации, фиксируются данные (показания) индивидуальных приборов учета. Начиная с того момента, когда исправность приборов проверена, показания зафиксированы, приборы опломбированы, ЖЭУ или иная организация имеет право производить начисления по оплате коммунальных услуг на основании таких приборов учета.
У истца, имеющиеся приборы учета никем не проверены на исправность, не опломбированы, первоначальные показания не зафиксированы. Ранее управляющая организация производила начисления исходя из нормативов потребления. Приняв данный дом в свое управление, ТСЖ «Дом на Набережной», не имея первоначальных актов об исправности приборов учета и данных о первоначальных показаниях данных приборов должно было сделать все вышеперечисленные действия.
Полагает, что только с того момента, как ТСЖ «Дом на Набережной» приняло дом в свое управление - август 2009г. оно имело право производить начисление коммунальных услуг на основании показаний индивидуальных приборов учета, зафиксировав при этом исправность прибора, установив пломбу и зафиксировав показания на момент его осмотра.
Считает что действия ТСЖ «Дом на Набережной» в части начисления оплаты за коммунальные услуги - горячее и холодное водоснабжение за февраль 2010г. являются незаконными.
Определением Октябрьского районного суда г. Уфы от 02 декабря 2010 года гражданские дела по искам Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучерова А.В., Сакс Д.Р., Фаизова М.Р. к Товариществу собственников жилья «Дом на Набережной» о признании незаконным начислений по оплате коммунальных услуг, обязании произвести перерасчет, объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
Впоследствии истцами Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучеровым А.В., Сакс Д.Р., Фаизовым М.Р. в порядке ст. 39 ГПК РФ в суд представлены дополнительные исковые заявления, в которых они просят признать незаконным начисление коммунальных услуг ТСЖ «Дом на Набережной» за февраль 2010г. Мазиной Е.Р. на сумму 33 350, 53 рублей, Климиной Е.М. на сумму Климиной Е.М. на сумму 13 436, 93 рублей, Сакс Д.Р. на сумму 9 877, 10 рублей, Фаизову М.Р. на сумму 13 995, 39 рублей и стоимость оплаты услуг охраны в размере 180 рублей с февраля 2010г. по октябрь 2010г. в общем размере 1 620 рублей в отношении каждого из истцов и обязать ответчика ТСЖ «Дом на Набережной» произвести перерасчет указанных платежей.
В дополнительных исковых заявлениях указывают, что просят суд обязать ответчика ТСЖ «Дом на Набережной» произвести перерасчет коммунальных услуг в части начисления за горячее и холодное водоснабжение, водоотведение ГВС и ХВС, а также исключить из оплаты коммунальных услуг оплату за охрану в размере 180 рублей ежемесячно, поскольку согласно ответу на поданную в Государственную жилищную инспекцию жалобу было установлено, что на дату ДД.ММ.ГГГГ плата за охрану в данном размере общим собранием собственников не утверждена, что говорит о незаконности начисления и включения данной платы в общую стоимость коммунальных услуг. Ссылаются на то, что согласно ответу на жалобу установлено, что по соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано отсутствие финансовых претензий между ОАО «УЖХ Сипайловский Октябрьского района ГО г. Уфа РБ» и ТСЖ «Дом на Набережной», что говорит об отсутствии задолженности собственников квартир по коммунальным платежам на ДД.ММ.ГГГГ Принимая дом № в свое управление ТСЖ «Дом на Набережной» имеет право на совершение определенных законом действий по начислению платы за коммунальные услуги только с момента своего создания и фактического принятия дома в свое управление. При снятии показаний приборов учета должно в обязательном порядке фиксироваться исправность прибора и наличие пломбы. При начислении коммунальных услуг по показаниям индивидуальных приборов учета должны приниматься первоначальные показания и текущие, что по данному делу отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ истцами Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучеровым А.В., Сакс Д.Р., Фаизовым М.Р. поданы дополнительные исковые заявления, в которых они указывают, что в связи с тем, что начисление оплаты за охрану в размере 180 рублей ежемесячно производилось ответчиком с октября 2009г., и просят суд признать незаконным начисление платежей по оплате охранных услуг с октября 2009г. по октябрь 2010г. в общем размере 2 340 рублей в отношении каждого из истцов и обязать ответчика произвести перерасчет начислений коммунальных услуг за данный период.
В судебном заседании представитель истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучерова А.В., Сакс Д.Р. - Благушина М.В., представитель истца Фаизова М.Р. - Хакимзянов Р.Ф. поддержали исковые требования в полном объеме с учетом поданных уточнений и дополнений к исковым требованиям, пояснили, что Мазина Е.Р., Климина Е.М., Кучеров А.В., Сакс Д.Р., Фаизов М.Р., являясь собственниками квартир с момента регистрации права собственности Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучерова А.В., Сакс Д.Р., Фаизова М.Р. оплачивали коммунальные платежи исходя из платежных документов, представленных управляющей организацией.
Порядок и срок оплаты жилого помещения и коммунальных услуг установлены ст. 155 Жилищного кодекса РФ. Если организациями, предоставляющими жилищные, коммунальные услуги и услуги по управлению многоквартирным домом, не установлен иной срок, то платежные документы должны быть представлены не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим. Несвоевременное обеспечение ими освобождает от уплаты пеней при просрочке платежей. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10-го числа следующего месяца. Просрочка влечет за собой начисление пеней.
Таким образом, правом по начислению и указанию в платежных документах суммы коммунальных платежей собственнику квартиры обладает управляющая организация, в ведении которой в этот момент находится жилой дом.
Как разъяснено в п. 37 Правил оказания коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем.
Согласно требованиям названных Правил при оказании коммунальных услуг гражданам исполнитель при определенных обстоятельствах по указанным в Правилах формулам один раз в год может произвести корректировку размера платы за отопление и 1 раз в квартал (если предусмотрено договором - 1 раз в год) размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение и электроснабжение.
До августа 2009г. истцами все платежные документы, представленные управляющими организациями, были оплачены в полном объеме.
Оплата ХВС и ГВС производилась с нулевыми показателями, поскольку управляющей организаций, действующей в данный период времени был избран метод начисления коммунальных услуг исходя из установленных Администрацией ГО г. Уфа нормативов потребления горячей и холодной воды, который умножается на количество зарегистрированных в квартире лиц. Так как в квартирах истцов не было зарегистрированных лиц, то данный показатель был 0.
В материалах дела имеется счет ТСЖ «Дом на Набережной», согласно которому за февраль 2010г. Мазиной Е.Р. было потреблено, а Исполнителем предоставлены услуги по горячему водоснабжению в объеме 667 куб м. и холодному водоснабжению в объеме 385 куб. м, что не соответствует действительности.
Согласно п. 38 Правил в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов.
За 1 месяц, как это указано в платежном документе Мазина Е.Р. фактически данный объем воды не в состоянии потребить.
Как следует из ответа Государственной жилищной инспекции РБ граждане производят оплату в соответствии с показаниями приборов учета только в случае надлежащего оформления индивидуальных приборов учета. Указано, что ГУП «Уфаводоканал» на своем официальном сайте разместил информацию о том, что является надлежащим оформлением индивидуального прибора учета, из которой следует, что установленный индивидуальный прибор учета воды должен быть принят к коммерческому учету жилищно-эксплуатационной организацией, с которой заключен договор на оказание коммунальных услуг населению, с составлением соответствующего акта с показаниями прибора учета на момент приемки, один из которых остается у собственника. С этим актом собственнику необходимо обратиться в ЕРКЦ для регистрации прибора учета с показаниями водомера в базе данных. При этом ЕРКЦ передает на руки заявителю новую квитанцию, в которой до даты установки прибора учета объемы водопотребления и водоотведения за текущий месяц рассчитываются по установленным нормативам, а со дня принятия водомера - по показаниям прибора учета.
Далее, в соответствии с п/п г).пункта 38 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307, ежемесячно 30 числа текущего месяца собственнику необходимо снимать показания прибора учета и записывать их в квитанцию. При оплате квартплаты за текущий месяц эти показания фиксируются в базе данных ЕРКЦ. Прибор учета воды пломбируется госповерителем при выпуске на заводе-изготовителе.
Согласно ответу Государственной жилищной инспекции РБ от 27.04.2010г. в ЕРКЦ зафиксированы только показания приборов учета по квартире №, по квартирам №, № (Мазина Е.Р.), № такие данные в ЕРКЦ не зафиксированы. Полагая, что исходя из данных фактов, следует, что если новая управляющая организация - ТСЖ «Дом на Набережной», созданная как юридическое лицо только ДД.ММ.ГГГГ решила изменить порядок начисления коммунальных платежей, используя показания индивидуальных приборов учета, то ей необходимо соблюдать все надлежащие правила - предоставить акт приемки к коммерческому учету индивидуального прибора учета; - предоставить акт показаний прибора учета на момент приемки с подписью собственника и отметкой о его исправности; - зарегистрировать данный акт и показания в ЕРКЦ; - начать начисление оплаты за потребленные услуги исходя из показаний данного прибора учета с даты регистрации вышеназванных документов в ЕРКЦ.
Представитель истцов пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ согласно решению Совета ГО г. Уфа РБ № 30/6 от 03.12.2007 г. вместо услуги "подогрев воды" введена услуга "горячая вода". Ее стоимость складывается из стоимости холодной воды, используемой для подогрева, и стоимости подогрева, что отражено в стоимости 1 куб.м горячей воды. Норматив расхода горячей воды не изменился. Нормативы расхода холодной воды на 1 человека в месяц уменьшены на величину норматива холодной воды, используемой для подогрева - 4,71 куб.м, то есть - если раньше норматив по холодной воде был 11,77 куб.м, то теперь - 7,06 куб.м. Тариф за холодное и горячее водопотребление согласно нормативам:
- холодное: 7,06 куб.м (норматив по холодной воде) x 9,18 руб. (стоимость 1 куб.м холодной воды) = 64,81 руб./ чел. - горячее: 4,71 куб.м x 23,16 руб. (стоимость 1 куб.м холодной воды и ее подогрева до нормативной температуры) = 109,09 руб./чел.
Среднемесячный расход воды на одного человека устанавливается по холодной воде 7,06 куб. м., Норматив по горячей воде на 1 человека в месяц составляет 4,71 куб. м.
Считает, что предъявленный к оплате объем потребления ГВС по квартире Мазиной Е.Р. за февраль 2010г. - 667 куб. м по соотношению к среднемесячному нормативу потребления ГВС на одного человека - 4,71, куб.м. мог быть потреблен истцом только за 141,6 месяцев - что составляет 11, 8 лет.
Считает, что подобные расчеты, произведенные ответчиком свидетельствуют о том, что ТСЖ «Дом на Набережной» произвело доначисление и перерасчет оплаты коммунальных услуг гр-ке Мазиной Е.Р. и всем истцам за неопределенный период времени. Указывает, что подобные данные показаний прибора учета могут свидетельствовать и о неисправности приборов учета.
Из пояснений представителей ТСЖ «Дом на Набережной» следует, что это перерасчет с августа 2009г. месяца и основываются эти данные на карточке регистрации показаний приборов учета от 04.02.2010г.
Представитель истцов в судебном заседании пояснил, что в платежном документе, выставленном Мазиной Е.Р. отсутствуют данные о том, за какой период данная услуга по горячему и холодному водоснабжению была оказана, из данного документа следует, что только за 1 месяц - февраль 2010г.
Карточка учета была подписана не собственником жилого помещения, в ней отсутствуют данные о проверке приборов учета на исправность, нет данных о вводе в эксплуатацию данного прибора учета. Отсутствуют данные о предыдущих показаниях прибора учета - на январь 2010г. и предыдущие периоды, как того требуют правила предоставления коммунальных услуг.
Также согласно п. 50 вышеназванных правил Исполнитель имеет право в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в квартал, осуществлять проверку правильности снятия потребителем показаний индивидуального прибора учета.
Истцы считают, что ТСЖ «Дом на Набережной» при выставлении счетов с показаниями, отраженными в карточке учета по квартире № (Мазина Е.Р.) были нарушены данные правила, так как она как потребитель не была участником фиксации правильности отраженных в данном документе показаний, нет сведений о проверке прибора учета на исправность по ГВС, по ХВС - в карточке указано - не работает и при этом стоит подпись контролера. Ссылаются на письмо Государственной жилищной инспекции РБ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в котором указано, что Соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано отсутствие финансовых претензий между ОАО «УЖХ Сипайловский» и ТСЖ «Дом на Набережной», что свидетельствует о том, что задолженность по оплате коммунальных услуг гр-ки Мазиной Е.Р. на 30.12.2009г. отсутствовала, что свидетельствует о неправомерности действий ответчика по перерасчету оплаты коммунальных платежей до даты настоящего соглашения - 30.12.2009г., которые должны быть произведены, начиная с 01.01.2010г.
По исковым требованиям Климиной Е.М., являющейся собственником квартиры № дома № по <адрес> исковые требования представитель истца поддержал в судебном заседании в полном объеме, ссылаясь на аналогичные обстоятельства, изложенные в обоснование требований истицы Мазиной Е.Р., указывая, что карточка регистрации показаний приборов учета от 26.08.09г. не является законным документом, так как подписана не собственником квартиры и имеет аналогичные недостатки, указанные по квартире Мазиной Е.Р. В карточке также не указан год выпуска индивидуальных приборов учета, по истечении которого управляющая организация не имеет права начислять коммунальные услуги по данному прибору учета. Все иные доводы аналогичны.
По исковым требованиям Кучерова А.В. и Сакс Д.Р., являющимися сособственниками квартиры № дома № по ул<адрес> исковые требования представитель истцов поддержал в судебном заседании в полном объеме, ссылаясь на аналогичные обстоятельства, изложенные в обоснование требований истицы Мазиной Е.Р., указывая, что имеются карточки регистрации показаний - от 15.09.09г. и от 03.03.2010г., в каждой из данных карточек отсчет начинается с нулевых показаний. Показания от 15.09.09г. должны для ТСЖ «Дом на Набережной» быть приняты за исходные, поскольку Сакс Д.Р. и Кучеров А.В. не были первыми собственниками и не обязаны за предыдущий период нести расходы по оплате коммунальных услуг, потребленных предыдущими собственниками квартиры, так как в соответствии с Жилищным Кодексом РФ такая обязанность возникает у собственника с момента регистрации права собственности на жилое помещение, считая что ТСЖ «Дом на Набережной» в платежных документах обязано было выставить разницу между показаниями 15.09.09г. и 03.03.2010г., что составляет по ГВС: 205-167=38 куб.м, по ХВС - 219-184=35 куб.м.
По исковым требованиям Фаизова М.Р. представитель истца - Хакимзянов Р.Ф. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, пояснив, что карточка регистрации показаний приборов учета от 21.10.2009г. была подписана не собственником жилого помещения, до января 2010г. задолженности по оплате коммунальных услуг у него не имелось, все выставленные квитанции до февраля 2010г. он оплачивал в полном объеме, данные, на основании которых было произведено доначисление оплаты коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению за февраль 2010г. не могут быть достоверными и положены в основу начислений, так как приборы учета не были проверены при вводе в эксплуатацию, первоначальные показания приборов учета с момента постройки дома нигде не зафиксированы, срок эксплуатации данных приборов уже прошел. В остальной части ссылается на аналогичные доводы истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучерова А.В. и Сакс Д.Р.
Исковые требования в части незаконности начисления коммунальных услуг по охране представители истцов поддержали в полном объеме, указывая, что согласно письму Государственной жилищной инспекции от 29.03.2010г. на момент проверки у ТСЖ «Дом на Набережной» плата за охрану общим собранием собственников не утверждена.
Представители ответчика ТСЖ «Дом на Набережной» Алехин А.В., Набиуллин А.Р. с иском не согласились, указывая на то, что истцы Мазина Е.Р., Климина Е.М., Кучеров А.В., Сакс Д.Р. и Фаизов А.В. являются неплательщиками коммунальных услуг. Согласно данным ЕРКЦ они, начиная с 2006г. не оплачивали услуги по горячему и холодному водоснабжению, так как сумма их оплаты зафиксирована как ноль рублей. Указывают, что ТСЖ «Дом на Набережной» было создано на основании общего собрания собственников жилья в августе 2009г. Дом № по <адрес> был принят в управление ТСЖ «Дом на Набережной». Для начисления коммунальных услуг производился обход квартир и в карточках регистрации показаний приборов учета были зафиксированы показания по квартирам истцов. Указали, что они не обязаны проверять кем именно были подписаны данные карточки учета - собственниками или иными лицами, проживающими в квартирах, поскольку в доме более 600 квартир и во многих из них живут квартиранты. Пояснили, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. потребитель обязан оплачивать коммунальные услуги на основании показаний индивидуальных приборов учета. Поскольку данных о первоначальных показаниях приборов учета по квартирам истцов не имелось, ими были взяты за первоначальные нулевые показания данных приборов. Поясняют, что технические паспорта приборов учета, которые были установлены при вводе дома в эксплуатацию, должны находиться у истцов и там должны быть зафиксированы данные о проверке приборов учета при выпуске с завода-изготовителя. Считают, что требования истцов необоснованны, все начисления по оплате коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению со стороны ТСЖ «Дом на Набережной» произведены в соответствии с действующим законодательством. В части начисления оплаты коммунальных услуг по охране представители ответчиков в судебном заседании пояснили, что еще до создания ТСЖ «Дом на Набережной» на основании общего собрания собственников жилья было принято решение о привлечении охранной организации «Блок-Пост» для осуществления охранных услуг. После создания ТСЖ «Дом на Набережной» данная организация отказалась предоставлять охранные услуги и ТСЖ «Дом на Набережной» заключило новый договор на предоставление охранных услуг с организацией ЧОП «Альфа». Нового решения собственников жилья для смены охранной организации не требовалось, поскольку сумма за охранные услуги для жителей не изменилась. В связи с чем считают, что требования истцов о признании незаконным начислений по охране и обязании произвести перерасчет также являются необоснованными.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, а именно: Мазина Е.Р. - собственник квартиры №, общей площадью 92, 60 кв.м. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,
ФИО6 - собственник квартиры №, общей площадью 56, 30 кв.м. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,
Кучеров А.В. и Сакс Д.Р. сособственники квартиры №, общей площадью 41, 90 кв.м. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,
Фаизов М.Р. - собственник квартиры №, общей площадью 37, 70 кв.м. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
Решением общего собрания собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме № по <адрес> выбран способ управления многоквартирным домом в виде создания Товарищества собственников жилья, председателем ТСЖ «Дом на Набережной» избран Алехин А.В., ТСЖ «Дом на Набережной» зарегистрировано в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № по Республике Башкортостан 22 июня 2009г.
На основании приказа МУП Управление жилищного хозяйства ГО г. Уфа от 23.09.2009г. функции управления с 01 августа 2009г. многоквартирным домом возложены на ТСЖ «Дом на Набережной».
В соответствии со статей 153 Жилищного Кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно статье 154 Жилищного Кодекса РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом - статья 155 Жилищного Кодекса РФ.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления согласно статье 156 Жилищного Кодекса РФ.
Размер платы за жилое помещение и за коммунальные услуги устанавливается действующим законодательством.
Согласно статье 157 Жилищного Кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Из материалов дела и объяснений сторон следует, что до момента создания ТСЖ «Дом на Набережной» управление многоквартирным домом № по <адрес>, собственниками квартир в котором являются истцы, до 01 августа 2009г. осуществлялось иными организациями, в том числе ООО «Сипайловский». Обязанность по начислению коммунальных услуг до 01 августа 2009г. в отношении истцов лежала на ООО «Сипайловский».
Из материалов дела следует, что до 01 августа 2009г. истцы Мазина Е.Р., Климина Е.М., Сакс Д.Р., Фаизов М.Р. получали расчетные документы по оплате коммунальных услуг за пользование принадлежащим им жилых помещений. Представленные суду документы свидетельствуют об оплате со стороны истцов выставленных в их адрес платежных документов в полном объеме. Данных о какой-либо задолженности по оплате коммунальных услуг на дату 01 августа 2009г. в отношении истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р. в материалах дела не имеется.
Исходя из норм статей 155, 156, 157 Жилищного Кодекса РФ и материалов дела с 01 августа 2009г. обязанность по начислению платы за коммунальные услуги возникла у ответчика - ТСЖ «Дом на Набережной».
Из материалов дела следует, что с августа 2009г. по январь 2010г. истцам Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Фаизову М.Р. были направлены квитанции для оплаты коммунальных услуг с указанием размера такой платы, включая плату за холодное водоснабжение и водоотведение по холодному водоснабжению и плату за горячее водоснабжение, включая плату за водоотведение горячего водоснабжения.
Материалами дела подтверждается, что квитанции, направленные истцам за август-декабрь 2009г. и за январь 2010г. были оплачены истцами в полном объеме согласно суммам, указанным управляющей организацией в платежных документах. Доказательств наличия задолженности истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р. на дату 30 января 2010г по оплате коммунальных услуг суду не представлено, в материалах дела не имеется.
Из материалов дела следует, что Мазиной Е.Р. извещением-квитанцией за февраль 2010г. были начислены коммунальные платежи на сумму 37 079, 62 рублей, в том числе за ХВС в размере 3 615, 15 рублей с указанием текущих показаний 385,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ХВС в размере 3 095,40 рублей, с указанием текущих показаний 385,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, ГВС в размере 21 277,30 рублей, с указанием текущих показаний 667,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ГВС - в размере 5 362,68 рублей с указанием текущих показаний 677,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют. То есть всего за ХВС и водоотведение и ГВС и водоотведение на сумму 33 350, 53 рублей.
Климиной Е.М. извещением-квитанцией за февраль 2010г. были начислены коммунальные платежи на общую сумму 17 847, 74 рублей, включая ХВС в размере 2 225, 43 рублей с указанием текущих показаний 237,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ХВС в размере 1 905,48 рублей, с указанием текущих показаний 237,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, ГВС в размере 7 432,70 рублей, с указанием текущих показаний 233,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ГВС - в размере 1 873,32 рублей с указанием текущих показаний 233,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют. То есть всего за ХВС и водоотведение и ГВС и водоотведение на сумму 13 436, 93 рублей.
Сакс Д.Р. извещением-квитанцией за февраль 2010г. были начислены коммунальные платежи на общую сумму 11 661,68 рублей, включая ХВС в размере 1 727, 76 рублей с указанием текущих показаний 184,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ХВС в размере 1 479,36 рублей, с указанием текущих показаний 184,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, ГВС в размере 5 327,30 рублей, с указанием текущих показаний 167,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ГВС - в размере 1 342,68 рублей с указанием текущих показаний 167,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют. То есть всего за ХВС и водоотведение и ГВС и водоотведение на сумму 9 877, 10 рублей.
Фаизову М.Р. извещением-квитанцией за февраль 2010г. были начислены коммунальные платежи, включая ХВС в размере 2 375, 67 рублей с указанием текущих показаний 253,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ХВС в размере 2 034,12 рублей, с указанием текущих показаний 253,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, ГВС в размере 7 656,00 рублей, с указанием текущих показаний 240,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют, водоотведение ГВС - в размере 1 929,60 рублей с указанием текущих показаний 6240,0 куб м., предыдущих показаний - отсутствуют. То есть всего за ХВС и водоотведение и ГВС и водоотведение на сумму 13 995, 39 рублей.
Представленные суду в обоснование начислений платы за коммунальные услуги, включающие плату за горячее водоснабжение и водоотведение, холодное водоснабжение и водоотведение карточки регистрации показаний приборов учета по квартире собственника Мазиной Е.Р. - № содержат сведения о дате выпуска счетчика холодной воды - 2005г. с указанием «не работает» и контрольными показаниями 385, дата поверки счетчика не указана, данные счетчика горячей воды с указанием даты выпуска 2005г., дата поверки не указана и контрольные показания - 667, подпись проживающего Мазин.
Карточка регистрации показаний приборов учета по квартире собственника Климиной Е.М. - № не содержит сведения о дате выпуска счетчика холодной воды и дате поверки, контрольными показаниями 237, данные счетчика горячей воды не содержат даты выпуска и даты поверки, контрольные показания - 233, подпись проживающего - ФИО5
Карточка регистрации показаний приборов учета по квартире собственников Кучерова А.В. и ФИО4 - № не содержит сведения о дате выпуска счетчика холодной воды и дате поверки, контрольными показаниями 184, данные счетчика горячей воды не содержат даты выпуска и даты поверки, контрольные показания - 167, подпись проживающего - Сакс Д.Р.
Карточка регистрации показаний приборов учета по квартире собственника Фаизова М.Р. - № не содержит сведения о дате выпуска счетчика холодной воды и дате поверки, контрольными показаниями 253, данные счетчика горячей воды не содержат даты выпуска и даты поверки, контрольные показания - 240, подпись проживающего - ФИО3
Учитывая, что данных о задолженности истцов за январь 2010г. и предыдущие периоды не имеется, суд считает, что начисление платы за коммунальные услуги в отношении истцов за февраль 2010г. не соответствует действующему законодательству.
В силу норм Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом согласно статье 155 ЖК РФ. Изменение формы собственности на жилое помещение, оснований пользования жилым помещением, образования или ликвидации товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива не является основанием изменения размера платы за коммунальные услуги.
Судом установлено, что истцами в соответствии с действующим законодательством были оплачены все платежные документы по оплате коммунальных услуг, предъявленные как ответчиком, так и ранее действующими управляющими организациями.
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, приняты Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг.
Данный нормативный правовой акт опубликован в "Российской газете" N115, 1 июня 2006 г., "Собрании законодательства Российской Федерации" N23, 5 июня 2006 г.
Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1).
Пунктом 31 Правил предусмотрено, что в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил.
Таким образом, непосредственно федеральным законом установлено, что при отсутствии приборов учета либо при наличии обстоятельств, указанных в п. 31 Правил, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Судом было установлено, что до февраля 2010г. исчисление платы за коммунальные услуги по квартирам истцов производилось в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил - то есть по нормативам потребления, чем объясняется наличие нулевых показаний в квитанциях по оплате коммунальных услуг. Поскольку норматив потребления горячего и холодного водоснабжения складывается из произведения установленного органом местного самоуправления норматива на количество зарегистрированных в жилом помещении лиц.
По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и, следовательно, свидетельствует о законности расчетов в таких случаях исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, что подтверждается позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Решении Верховного Суда РФ от 3 августа 2010 г. NГКПИ10-755 по делу о проверке законности пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, Определении Верховного Суда РФ от 21 октября 2010 г. N КАС10-531.
Пункт 31 Правил согласуется и с положениями ФЗ от 26 июня 2008 г. N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Так, согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона средства измерения, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Из части 3 статьи 1 указанного Федерального закона следует, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются в том числе при осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров. В свою очередь, из содержания перечня средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250, усматривается, что средства измерений расхода холодной и горячей воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, относятся к сфере осуществления торговли и товарообменных операций, выполнения работ по расфасовке товаров.
Срок поверки индивидуального прибора учета устанавливается заводом-изготовителем и указывается в паспорте прибора учета. Материалами дела не подтверждено, из представленных ответчиком документов в виде карточек регистрации показаний приборов учета срок такой поверки приборов учета, установленных в квартирах истцов, определить невозможно. Паспорта приборов учета суду не представлены. При этом судом установлено, что право собственности у истцов возникло в 2006, 2007г.
Акты о проверке индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах истцов на предмет их работоспособности не представлены.
Доказательств наличия опломбирования приборов учета, установленных в квартирах истцов как заводом - изготовителем, так и управляющей организацией при принятии таких приборов к учету для дальнейшего исчисления платы за коммунальные услуги на основании показаний приборов, суду не представлены.
Таким образом, доводы истцов о том, что установленные у них индивидуальные приборы учета являются не опломбированными, не проверены на работоспособность и о том, что срок государственной поверки данных приборов уже истек, не опровергаются представленными суду доказательствами.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В силу императивного требования действующего законодательства о том, что по истечении срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты по оплате коммунальных услуг производятся в соответствии с пунктами 19, 21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг, суд полагает что ответчиком не представлены надлежащие доказательства наличия оснований для начисления платы за коммунальные услуги за февраль 2010г. в отношении истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р. на основании показаний приборов учета, зафиксированных в карточках регистрации показаний приборов учета по квартирам истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р.
Суд принимает во внимание, что ответчиком не предоставлены расчеты либо иные доказательства, свидетельствующие о правомерности начисления платы за коммунальные услуги в отношении истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р., подтверждающие фактическое потребление истцами коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и водоотведения, холодного водоснабжения и водоотведения в указанных в извещениях-квитанциях объемах в феврале 2010г.
По представленным суду документам у суда нет оснований сделать вывод о том, что указанные ответчиком в квитанциях за февраль 2010г. объемы потребленных истцами услуг были по утверждению ответчика потреблены истцами в период с августа 2009г. по февраль 2010г. Надлежащих доказательств этому факту суду не предоставлено.
В соответствии с п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг в платежном документе указывается объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов. Расчетным периодом в соответствии с Жилищным кодексом является 1 месяц, что согласуется с данными квитанций-извещений, в которых расчетный период указан февраль 2010г.
Отсутствие в сведениях ЕРКЦ платы истцами за горячее и холодное водоснабжение и водоотведение обусловлено, как это установлено судом, применением управляющей организацией порядка начисления коммунальных платежей, установленного пунктами 19, 21 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг исходя из нормативов потребления в соответствии с нормами пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.
Согласно статье 154 Жилищного Кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Платежи за предоставленные услуги по охране многоквартирного дома не входят в структуру платы за жилое помещение.
На основании глав 13 и 14 Жилищного Кодекса РФ такое решение может быть принято общим собранием собственников жилья в многоквартирном доме.
Истцами оспаривается правомерность включения в квитанции по оплате коммунальных услуг статьи по оплате услуг охраны в размере 180 рублей ежемесячно за период с октября 2009г. по октябрь 2010г. в общем размере 2 340 рублей в отношении каждого из истцов.
Ответчиком ТСЖ «Дом на Набережной» не представлено суду доказательств того, что решение о включении в коммунальные платежи услуг по охране в размере 180 рублей ежемесячно было принято на общем собрании собственников жилья.
Истцами представлено суду письмо Государственной жилищной инспекции № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому по вопросу правильности применения тарифов за жилое помещение и коммунальные услуги была проведена выборочная проверка. На момент проверки, предъявленная в платежных документах плата за охрану общим собранием собственников не утверждена.
Таким образом, суд на основании объяснений сторон, исследованных материалов дела приходит к выводу об обоснованности требований истцов и считает исковые требования истцов Мазиной Е.Р., Климиной Е.М., Кучерова А.В., Сакс Д.Р. и Фаизова М.Р. подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сакс Д.Р., Кучерова А.В., Фаизова М.Р., Климиной Е.М., Мазиной Е.Р. к Товариществу собственников жилья «Дом на Набережной» о признании незаконным начислений по оплате коммунальных услуг, оплаты услуг охраны, обязании произвести перерасчет, удовлетворить.
Признать незаконным начисление коммунальных платежей Мазиной Е.Р. за февраль 2010г. на сумму 33 350 руб. 53 коп., начисление платежей за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Обязать ТСЖ «Дом на Набережной» произвести Мазиной Е.Р. перерасчет коммунальных платежей за февраль 2010г. в размере 33 350 руб. 53 коп., за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Признать незаконным начисление начислений коммунальных платежей Климиной Е.М. за февраль 2010г. на сумму 13 436 руб. 93 коп., начисление платежей за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Обязать ТСЖ «Дом на Набережной» произвести Климиной Е.М. перерасчет коммунальных платежей за февраль 2010г. на сумму 13 436 руб. 93 коп., за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 рублей.
Признать незаконным начисление начислений коммунальных платежей Сакс Д.Р., Кучерову А.В. за февраль 2010г. на сумму 9 877 руб. 10 коп., начисление платежей за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Обязать ТСЖ «Дом на Набережной» произвести Сакс Д.Р., Кучерову А.В. перерасчет коммунальных платежей за февраль 2010г. на сумму 9 877 руб. 10 коп., за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Признать незаконным начисление начислений коммунальных платежей Фаизову М.Р. за февраль 2010г. на сумму 13 995 руб. 39 коп., начисление платежей за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Обязать ТСЖ «Дом на Набережной» произвести Фаизову М.Р. перерасчет коммунальных платежей за февраль 2010г. на сумму 13 995 руб. 39 коп., за охрану с октября 2009г. по октябрь 2010г. в размере 2 340 руб.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья : Р.Ф. Хаматьянова