об отказе в регистрации в депутаты



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Октябрьское 20 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Киприяновой О.М., с участием помощника прокурора Октябрьского района Пашкова С.В., при секретаре Румянцевой О.А., а также председателя окружной избирательной комиссии Садовенко Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гавриленко Сергея Егоровича об отмене постановления окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 13 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района,

у с т а н о в и л:

Гавриленко С.Е. обратился в суд с жалобой на постановление окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 13 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры (далее - избирательная комиссия) № 20/12 от 07 сентября 2010 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района. Заявитель считает данное постановление незаконным, нарушающим его избирательные права и подлежащим отмене по следующим основаниям.

Избирательная комиссия пришла к выводу о том, что представленные заявителем подписные листы были изготовлены не за счет средств избирательного фонда кандидата, в них неполно отражена информация о лице, осуществляющем сбор подписей, также указано, что выполнение оплачиваемых работ запрещается без документально подтвержденного согласия кандидата и без оплаты соответствующего избирательного фонда. Между тем, ни одна из упомянутых в постановлении от 07.09.2010 года норм закона заявителем не нарушена.

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 1 ст. 3.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 года № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» представленные подписные листы изготовлены за счет средств избирательного фонда кандидата, открытого с разрешения председателя окружной избирательной комиссии. Всего с избирательного счета были израсходованы 1000 рублей, о чем свидетельствуют представленные в избирательную комиссию документы, в том числе договор заказа на изготовление печатной продукции № 1 от 25.08.2010 года, заключенный с Герасимовой А.А.

Герасимова А.А. являлась также лицом, собирающим подписи избирателей в поддержку заявителя как кандидата в депутаты Думы Октябрьского района, о чем он в соответствии с п. 5 ст. 3.1 Закона ХМАО № 35-оз представил соответствующий список в избирательную комиссию. Герасимова А.А. указала в подписных листах все данные, требуемые в силу п. 8 ст. 3.1 Закона ХМАО, и эти подписные листы были заверены её подписью и подписью заявителя с указанием даты их внесения. В постановлении избирательной комиссии не указано, в чем именно состоит неполнота сведений о лице, осуществляющем сбор подписей, поэтому ссылка на п. 8 ст. 3.1 Закона ХМАО является необоснованной.

По мнению заявителя, не выдерживает критики указание в постановлении на нарушение положений п. 5 ст. 59 Закона № 67-ФЗ. Указанная норма содержит прямое установление, согласно которому допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц. В системной взаимосвязи нормы п. 5 и п.п. «а» п. 3 данной статьи Закона означают, что средства избирательного фонда на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, расходуются тогда, когда сбор подписей осуществляется лицом на возмездной основе. Между тем, Герасимова А.А. осуществляла сбор подписей на безвозмездной основе, оснований считать, что она получала какие-либо средства от кандидата, у комиссии не было.

Заявитель полагает, что решение избирательной комиссии с учетом принципов избирательного законодательства должно быть законным, мотивированным и обоснованным, и иметь своей целью не нарушение, а защиту избирательных прав. Постановление избирательной комиссии от 07.09.2010 года таким принципам не отвечает, поэтому заявитель просит его отменить и обязать избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата.

В судебное заседание заявитель не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Председатель окружной избирательной комиссии избирательного округа № 13 Садовенко Л.В. с жалобой не согласилась и пояснила суду, что кандидат Гавриленко С.Е. сдал документы на регистрацию 28 августа 2010 года, при этом он не предоставил документы, подтверждающие изготовление подписных листов за счет избирательного фонда, на что ему было указано в устной форме. Однако Гавриленко С.Е. лишь 31 августа 2010 года, то есть по окончании срока предоставления документов на регистрацию, предоставил расходный кассовый ордер о перечислении денежных средств за изготовление подписных листов. Если бы он принес данный документ 30 августа 2010 года, то комиссия приняла бы его. Поскольку закон требует, чтобы кандидат предоставил все документы единовременно, было принято решение о признании всех подписей недействительными. Кроме того, в подписных листах лицо, осуществляющее сбор подписей, указало не все данные, а именно, место работы, что также требует закон.

Выслушав доводы представителя избирательной комиссии, изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Гавриленко С.Е. удовлетворить, суд приходит к следующему.

В силу ст. 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

На основании п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный Закон № 67-ФЗ) решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Решением Думы Октябрьского района от 19 июля 2010 года № 712 на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы Октябрьского района четвертого созыва.

В силу положений п. 1 ст. 11 Федерального Закона № 67-ФЗ, законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Согласно п. 1 и п. 2 ст.32 Закона № 67-ФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу положений п. 1 ст. 3 Закона ХМАО № 35-оз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (в редакции от 10 июля 2010 года) (далее Закон ХМАО № 35-оз), выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (далее - кандидат) осуществляется в соответствии с Федеральным законом непосредственно путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

На основании п. 2 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ и п.2 ст.3 Закона ХМАО № 35-оз, соответствующая избирательная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования) считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата.

Согласно положениям п. 1ст. 34 Закона № 67-ФЗ, самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Кандидат в депутаты Думы Октябрьского района по одномандатному избирательному округу № 13 Гавриленко С.Е. выдвинут 22 августа 2010 года в порядке самовыдвижения л.д. 77).

В силу положений п. 8 ст. 3 Закона ХМАО № 35-оз и п.п. 2, 2.1 и 3 ст. 33 Закона № 67-ФЗ, при выдвижении кандидат Гавриленко С.Е. представил в избирательную комиссию пакет документов, о приеме которых в соответствие с положениями п. 10 ст. 3 Закона № 35-оз было оформлено подтверждение л.д. 78).

На основании положений ст. 4 Закона ХМАО № 35-оз кандидат Гавриленко С.Е. представил 28 августа 2010 года в избирательную комиссию пакет документов для регистрации кандидата, что также было удостоверено подтверждением л.д. 81). В частности, были представлены: сведения об отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате л.д. 80), первый финансовый отчет с приложениями на бумажном носителе л.д. 39-40), письменное заявление об открытии специального избирательного фонда л.д. 27), справку об остатке средств на счете л.д. 37), копию приходного кассового ордера л.д. 33), копию Договора о специальном избирательном счете л.д. 30-32), учет поступления и расходования средств избирательного фонда кандидата л.д. 43-45), заявление о регистрации л.д. 9), подписные листы с подписями избирателей л.д. 14-22), протокол об итогах сбора подписей в 2-х экземплярах л.д. 13), список лиц, осуществлявших сбор подписей л.д. 11), список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей л.д. 10).

В силу положений п.п.1 - 2.1 ст.6 Закона ХМАО № 35-оз, окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются нормы, установленные в пункте 24 статьи 38 Федерального закона. (п.п. 1)

Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33, статье 35 Федерального закона, статьях 3, 3.1, 4 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или в соответствии с пунктом 16 или 16.2 статьи 38 Федерального закона. (п.п. 2)

Решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и настоящим Законом сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются. (п.п. 2.1)

Постановлением избирательной комиссии № 20/12 от 07 сентября 2010 года заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района в связи с тем, что подписные листы были изготовлены не за счет средств соответствующего избирательного фонда п. 5 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» от 12.06.2002 г. № 67; предоставление подписных листов с неполной информацией о лице, осуществлявшем сбор подписей п. 8 ст. 37 и п. 5 ст. 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав» от 12.06.2002 года № 67; выполнение оплачиваемых работ запрещается без документального подтвержденного согласия кандидата, и без оплаты из соответствующего избирательного фонда кандидата. л.д. 7-8)

Нормы избирательного законодательства, на которые сделана ссылка в постановлении избирательной комиссии, содержат в себе требования, предъявляемые законом к подписным листам. Основаниями же отказа в регистрации кандидата являются нормы, установленные в пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ. В связи с чем выводы избирательной комиссии об отказе кандидату в регистрации по указанным в постановлении основаниям являются необоснованными.

Согласно п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, при выдвижении инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Из протокола рабочей группы по проверке подписных листов от 04 сентября 2010 года следует, что все 39 представленных кандидатом подписей избирателей признаны недостоверными и недействительными, в том числе по основаниям: подписи с исправлениями в датах - 2, подписи с нарушением последовательности дат - 1, подписные листы изготовлены не за счет средств избирательного фонда - 39. л.д. 49)

В силу п. 44 ст. 2 названного Федерального закона под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Обосновывая свои доводы в части незаконности решения избирательной комиссии, признавшей недействительными все подписи, выполненные на подписных листах представленных Гавриленко С.Е., в связи с тем, что они изготовлены не за счет избирательного фонда кандидата, заявитель указал, что изготовил подписные листы за счет средств своего избирательного фонда, израсходовал на это 1000 рублей. В подтверждение этого в избирательную комиссию был представлен договор заказа на изготовление печатной продукции от 25.08.2010 года, заключенный с Герасимовой А.А., а также расходный ордер на перечисление денежных средств.

Возражая против данных доводов заявителя, председатель избирательной комиссии пояснила, что при сдаче в избирательную комиссию документов на регистрацию кандидат Гавриленко С.Е. не представил документы, подтверждающие перечисление денег за изготовление подписных листов, а следовательно, данные документы в силу п. 2.1 ст. 6 Закона ХМАО № 35-оз не могли быть рассмотрены комиссией. При этом председатель избирательной комиссии не отрицает того факта, что она сама, в нарушение указанного требования закона, предложила кандидату дополнительно представить данные документы, а также утверждает, что при предоставлении данных документов до 18 часов 30 августа 2010 года она приняла бы данные документы у кандидата. Данные документы были предоставлены кандидатом, но 31 августа 2010 года, и были зарегистрированы в избирательной комиссии 31.08.2010 года. л.д. 35, 36)

Согласно п. 1.1 ст. 38 Закона № 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.

Исходя из данной нормы закона, председатель избирательной комиссии фактически уведомила кандидата о неполноте представленных их документов и предложила их дополнить. Следовательно, у кандидата имелась возможность предоставить данные документы в срок не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Данное заседание комиссии состоялось 07 сентября 2010 года. л.д. 82) Факт принятия документов комиссией подтверждается также наличием на них входящих номеров.

Ссылка председателя избирательной комиссии на п. 2.1 ст. 6 Закона ХМАО № 35-оз при указанных обстоятельствах является необоснованной, поскольку согласно данному пункту решение о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона.

Поскольку на момент рассмотрения документов рабочей группой все документы кандидатом Гавриленко С.Е. были предоставлены, оснований для признания всех подписей избирателей недействительными не имелось.

Указывая в постановлении на представление неполной информации о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, как на одно из оснований для отказа в регистрации, а именно, отсутствие сведений о месте работы сборщика подписей, избирательная комиссия слишком формально подошла к данному требованию закона. Имеющиеся в каждом подписном листе сведения о сборщике подписей дают полную информацию о данном лице и позволяют идентифицировать её личность. Избирательное законодательство не содержит никаких ограничений для лиц, осуществляющих сбор подписей, связанных с их местом работы, поэтому отказывая в регистрации лишь на этом основании, избирательная комиссия слишком буквально подошла к толкованию нормы закона.

Обосновывая указание в постановлении избирательной комиссии на то, что выполнение оплачиваемых работ запрещается без документального подтвержденного согласия кандидата, и без оплаты из соответствующего избирательного фонда кандидата, председатель комиссии сослалась на «Инструкцию о порядке и формах учета и отчетности кандидатов о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в ХМАО-Югре», утвержденную постановлением Избирательной комиссией ХМАО-Югры от 17 декабря 2009 года № 380.

Вместе с тем, регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33, статье 35 Федерального закона № 67-ФЗ, статьях 3, 3.1, 4 Закона ХМАО № 35-оз. Указаний на представление в избирательную комиссию иных, не предусмотренных данными нормами закона, документов, избирательное законодательство не содержит. Кроме того, избирательной комиссией не представлено доказательств того, что кандидат был ознакомлен с данной Инструкцией.

В связи с чем, указание в постановлении на нарушение кандидатом данной нормы Инструкции является незаконным.

Отказ в регистрации кандидата не только ограничивает право гражданина быть избранным в органы местного самоуправления, но затрагивает также избирательные права других граждан, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения данного кандидата, поэтому избирательная комиссия не должна исходить из одних лишь формальных оснований для отказа в регистрации кандидата, а должна руководствоваться при принятии решения вытекающим из ст. 55 Конституции РФ принципом соразмерности. Это вытекает из смысла п. 4.3 постановления Конституционного Суда РФ от 11 июня 2002 года № 10-П.

Не вполне объективный подход избирательной комиссии к рассмотрению документов кандидата Гавриленко С.Е. усматривается и из протокола заседания избирательной комиссии № 12 от 07 сентября 2010 года, согласно которому комиссия внесла в повестку дня и рассматривала вопрос не о «регистрации Гавриленко Сергея Егоровича кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района четвертого созыва», а «об отказе в регистрации кандидату Гавриленко С.Е. кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района». л.д. 82-83)

С учетом изложенного постановление окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 13 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 20/12 от 07 сентября 2010 года не может быть признано законным и подлежит отмене.

Руководствуясь ст. 196-198, 199, 261 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление Гавриленко Сергея Егоровича удовлетворить.

Постановление окружной избирательной комиссии по избирательному округу № 13 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 20/12 от 07 сентября 2010 года об отказе в регистрации Гавриленко Сергею Егоровичу кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района отменить.

Обязать окружную избирательную комиссию по избирательному округу № 13 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры зарегистрировать Гавриленко Сергея Егоровича кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение пяти суток со дня его вынесения.

Судья: /подпись/ Киприянова О.М.

Верно:

Судья: Киприянова О.М.