об отменепостановления окружной избер комиссии



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Октябрьское 14 сентября 2010 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Киприяновой О.М., с участием помощника прокурора Октябрьского района Тубеева М.М., при секретаре Румянцевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарского Виталия Витальевича об отмене постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры,

у с т а н о в и л:

Макарский В.В. обратился в суд с заявлением об отмене постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры (далее - избирательная комиссия) № 28/9 от 02 сентября 2010 года, которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района. В своем заявлении Макарский В.В. указал, что 24 августа 2010 года представил в избирательную комиссию свои документы для выдвижения в депутаты Думы Октябрьского района, а именно, заявление о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках доходов, копию паспорта, справку, подтверждающую указанные в заявлении сведения об образовании, автобиографию. 21 августа 2010 года им был открыт специальный избирательный счет кандидата. 24 августа 2010 года он представил в избирательную комиссию также и документы на регистрацию: сведения об изменениях данных в ранее представленных данных о кандидате с приложением, справку об остатке средств на счете, сведения о реквизитах специального избирательного счета кандидата, подписные листы с подписями избирателей, первый финансовый отчет, отчет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, договор на изготовление печатной продукции. Всего заявителем было представлено 11 сброшюрованных подписных листов в книге 1, содержащих 53 подписи избирателей. 30 августа 2010 года была проведена проверка подписных листов, в результате которой все представленные им подписи избирателей были признаны недействительными. Ему был вручен протокол проверки подписных листов, в котором указано, что основанием для признания подписей избирателей недействительными послужило несоответствие подписного листа форме, установленной законом. Получив данное постановление, заявитель выяснил, что, по мнению избирательной комиссии, данное нарушение выразилось во внесении сквозной (в хронологическом порядке) нумерации подписей в первой графе подписных листов, а также внесение указанной нумерации рукописным способом. Однако в Законе ХМАО-Югры «О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования в ХМАО-Югре» отсутствуют такие требования к форме подписного листа, как машинописный способ заполнения первой графы подписного листа, а также в Приложении № 3 к указанному Закону не указана нумерация подписного листа, что дает право считать сквозную нумерацию подписей избирателей допустимой. Более того, понятие «форма подписного листа» не раскрывается ни в каких подзаконных актах и пояснительных документах избирательных комиссий. В связи с тем, что перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными в законе исчерпывающий, все подписи, содержащиеся в представленных заявителем подписных листах, являются действительными. Избирательная комиссия не имела оснований для отказа в регистрации и обязана зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты Думы Октябрьского района.

В судебном заседании Макарский В.В. подтвердил доводы, изложенные в заявлении, настаивает на их удовлетворении. Также пояснил, что избирательная комиссия не оказывала никакой помощи в сборе документов, лишь дала примерный перечень документов, которые необходимо было предоставить. Он предоставил в избирательную комиссию все документы согласно перечню, но в последствии оказалось, что это был лишь примерный перечень и необходимо было предоставить еще целый ряд документов.

Представитель окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры Волков С.Н., действующий на основании нотариальной доверенности от 08 сентября 2010 года, жалобу не признал и пояснил суду, что постановление № 28/9 от 02 сентября 2010 года об отказе в регистрации Макарскому В.В. в качестве кандидата в депутаты Думы Октябрьского района избирательная комиссия вынесла, руководствуясь требованиями закона.

19 августа 2010 года кандидат Макарский В.В. представил в избирательную комиссию документы для своего выдвижения: заявление кандидата о согласии баллотироваться, сведения о размере и об источниках дохода, копию паспорта, копию документа об образовании, автобиографию. 21 августа 2010 года Макарский В.В. открыл специальный избирательный счет, 24 августа 2010 года представил документы для регистрации. 30.08.2010 года состоялось заседание рабочей группы по проверке подписных листов. По результатам проверки все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах №№ 2-11, были признаны недействительными на основании пп. 9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО: в нарушение п. 4 ст. 3.1 в подписном листе в графе «наименование населенного пункта» не указан субъект Российской Федерации, район; в нарушение приложения 3 к Закону ХМАО нумерация строк выполнена немашинописным способом, нумерация не соответствует требованиям Закона. Кроме того, 3 подписи признаны недействительными на основании недостаточного количества данных об избирателе, 4 подписи признаны недействительными на основании того, что кандидат сдал больше подписей, чем предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона ХМАО, 3 подписи признаны недействительными, так как содержат незаверенные исправления. Таким образом, количество достоверных подписей недостаточно для регистрации.

30.08.2010 года состоялось заседание рабочей группы по проверке представленных документов для уведомления о выдвижении кандидата и регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Октябрьского района. На данном заседании были выявлены следующие нарушения: кандидат Макарский В.В. не представил документы, подтверждающие оплату изготовления подписных листов из средств избирательного фонда; не представил собственноручное письменное уведомление о создании своего избирательного фонда, не представил список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей избирателей. 02.09.2010 года на заседании избирательной комиссии кандидату в депутаты Макарскому В.В. было отказано в регистрации на основании п.п. «в», п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67-ФЗ.

Доводы заявителя об отсутствии требования машинописного заполнения первой графы представитель избирательной комиссии считает не основанными на нормах права, так как в приложении 3 к Закону ХМАО прямо указано, что нумерация выполнена машинописным способом с указанием цифр от 1 до 5. Также не основаны на нормах права доводы заявителя, что список оснований признания подписей недействительными, является исчерпывающим. В соответствии с п. 44 ст. 2 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав …» недействительной является подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Федеральный закон (в том числе его пункт 44 ст. 2) имеет прямое действие и применяется на всей территории РФ и не исключает прямого применения положений Федерального закона о недействительности подписей. Не состоятельны доводы заявителя и в той части, что при приеме документов избирательная комиссия не имела претензий к форме подписного листа, так как при принятии документов на регистрацию комиссия не проверяет их содержание, а лишь количество, формат страниц и наличие текста на обороте, что и отражается в справке-подтверждении приема документов на регистрацию.

Поскольку избирательная комиссия действовала в рамках закона, её представитель просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения заявителя, представителя избирательной комиссии, изучив представленные материалы, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым заявление Макарского В.В. оставить без удовлетворения, суд приходит к следующему.

Из протокола рабочей группы по проверке подписных листов кандидата в депутаты Думы октябрьского района Макарского В.В. от 30 августа 2010 года следует, что заявленное количество подписей в поддержку кандидата Макарского В.В. - 53, которые сброшюрованы и представлены в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 14 на 11 листах в виде 1 книги 24 августа 2010 года. При проверке подписных листов все 53 подписи избирателей признаны недостоверными и (или) недействительными, в том числе по основаниям:

- подписной лист не соответствует форме, установленной законом (п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12.06.02 года № 67; п.п. 2 п. 8 ст. 5 Закона ХМАО-Югры «О внесении изменений … » от 10.07.2010 года № 107-оз) - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;

- недостаточное количество данных об избирателе в подписном листе (п. 8 ст. 37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12.06.02 года № 67; п. 2 ст. 3.1 Закона ХМАО-Югры «О внесении изменений … » от 10.07.2010 года № 107-оз) - л. 8 № 38, л. 8 № 39, л. 5 № 25;

- подписи, превышающие количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, более чем на 10 % (п. 2 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав…» от 12.06.02 года № 67; п. 4 ст. 3 Закона ХМАО «О выборах депутатов …» от 18.06.2003 года № 35-оз) - выявлено 4 подписи;

- подписи с незаверенными исправлениями п.п. 5,6 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО «О выборах депутатов …» от 18.06.2003 года № 35-оз) - л. 2 № 10, л. 9 № 44, л. 11 № 49.

Количество подписей, признанных достоверными, 0 (ноль). л.д. 4-6)

Постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 28/9 от 02 сентября 2010 года, Макарскому В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района. При этом комиссия установила, что все подписи избирателей в поддержку кандидата, представленные в избирательную комиссию, в количестве 53, признаны недействительными и недостоверными. Кроме того, среди представленных кандидатом документов, отсутствуют документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата: подтверждение согласия кандидата на выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах; собственноручное письменное уведомление о создании своего избирательного фонда; список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей избирателей. л.д. 8)

В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, является одним из оснований отказа в регистрации кандидата (п.п. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года).

В силу п. 44 ст. 2 названного Федерального закона под недействительной подписью понимается подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа.

Основания признания подписей недостоверными и недействительными предусмотрены ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

В силу п.п. 9 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" все подписи в подписном листе являются недействительными в случаях, если подписной лист оформлен или заполнен не в соответствии со статьей 3.1 или приложением 3 к настоящему Закону, либо если при его изготовлении или заполнении была нарушена форма, утвержденная приложением 3 к настоящему Закону, либо если в нем отсутствуют какие-либо сведения, предусмотренные статьей 3.1 настоящего Закона или приложением 3 к настоящему Закону.

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" форма подписного листа устанавливается в соответствии с приложением 3 к настоящему Закону, при этом форма подписного листа должна соответствовать требованиям к его содержанию и оформлению, предусмотренным статьей 3.1 настоящего Закона.

Поскольку законодатель, утверждая форму подписного листа, уже проставил номера строк от 1 до 5, следовательно, каждый подписной лист должен иметь аналогичную нумерацию, то есть пять подписей избирателей на каждом листе с аналогичной нумераций.

В представленных кандидатом Макарским В.В. подписных листах нарушена установленная приложением 3 к Закону ХМАО нумерация. Она имеет сквозной характер, проставлена рукописным способом, листы 9, 10 содержат только 4 подписи избирателей. Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 3.1 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. N 35-оз в подписном листе в графе «наименование населенного пункта» не указан субъект Российской Федерации - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, а также район - Октябрьский район. л.д. 72-83)

Обоснованно признаны недостоверными: 3 подписи, содержащие недостаточное количество данных об избирателе - лист 5 подпись № 25, лист 8 подписи № 38, № 39; 4 подписи, так как кандидат сдал больше подписей, чем предусмотрено п. 2 ст. 3 Закона ХМАО; 3 подписи, так как содержат незаверенные исправления - лист 2 № 10, лист 9 № 44, лист 11 № 49.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона № 67 от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав…» избиратели ставят в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.

В силу п. 2 ст. 38 данного Федерального закона количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно п.п. 6 п. 9 ст. 5 Закона ХМАО от 18 июня 2003 г. N 35-оз "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" недействительными являются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, кандидатом и лицом, осуществлявшим сбор подписей, а также подписи избирателей, даты внесения которых не проставлены избирателями собственноручно.

С учетом изложенного избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу о недостаточном количестве достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Кроме того, кандидат предоставил в избирательную комиссию не все документы, необходимые в соответствии с законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. В частности не были предоставлены: подтверждение согласия кандидата на выполнение оплачиваемых работ, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами и направленных на достижение определенного результата на выборах; собственноручное письменное уведомление о создании своего избирательного фонда; список населенных пунктов, в которых осуществлялся сбор подписей избирателей. Об этом избирательная комиссия также указала в своем постановлении № 29/9 от 02 сентября 2010 года.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 28/9 от 02 сентября 2010 года, которым заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района, суд не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 196-198, 261 ГПК РФ,

р е ш и л:

Заявление Макарского Виталия Витальевича об отмене постановления окружной избирательной комиссии избирательного округа № 14 по выборам депутатов Думы Октябрьского района ХМАО-Югры № 28/9 от 02 сентября 2010 года об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Думы Октябрьского района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 5 суток со дня вынесения через Октябрьский районный суд.

Судья: /подпись/ Киприянова О.М.

Верно:

Судья: Киприянова О.М.