по защите изберательных прав



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.Октябрьское Дата обезличена года

... суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи ФИО0, с участием

Заявителя ФИО6, представителя заявителя ФИО5 действующего на основании доверенности от Дата обезличена года, председателя избирательной комиссии ФИО4, представителя избирательной комиссии ФИО3 действующей на основании доверенности от Дата обезличена года Номер обезличен, помощника прокурора ... ФИО2, при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела Номер обезличен, возбужденного по заявлению ФИО6 по защите избирательных прав,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО9 Окружной избирательной комиссии избирательного округа Номер обезличен по выборам депутатов ... ХМАО-Югры от Дата обезличена года Номер обезличен (далее по тексту ФИО9), кандидату в депутаты ФИО6 на основании п.п.В п.24 ст.38 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ и п.1 ст.4, п.2.1 ст.6 Закона ХМАО-Югры от Дата обезличена года Номер обезличеноз отказано в регистрации кандидатом в депутаты ... по одномандатному избирательному округу Номер обезличен (Дата обезличена года в 18 часов 30 минут). В качестве оснований указано на отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ и Закона ХМАО-Югры от Дата обезличена года Номер обезличеноз, а именно сведений об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию или об их отсутствии; документа о создании (не создании) избирательного фонда.

ФИО6 обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать избирательную комиссию соблюсти его права, восстановить и зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты ..., принести публичные извинения в его адрес и взыскать судебные расходы.

Свои доводы мотивировал тем, что в силу положений п.1.1 ст.38 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ избирательна комиссия не известила его в установленные сроки о неполноте представленных им сведений и исходя из разъяснений ЦИК РФ Номер обезличен от Дата обезличена года не имела права отказывать ему в регистрации в связи с непредставлением указанных документов.

В своих письменных возражениях л.д.38-39) председатель избирательной комиссии указала, что документы о не создании избирательного фонда и об отсутствии изменений в данных о кандидате были представлены ФИО6 в избирательную комиссию Дата обезличена года, то есть позднее чем за 40 дней до дня голосования. Данные документы в силу Закона не учитывались при принятии решения. Данные документы не относятся к документам о полноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов.

В судебное заседание представитель Ханты-Мансийского регионального отделения «ЛДПР» не прибыл, в представленном заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие л.д.91).

В силу положений ч.1 ст.260.1 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дела в отсутствие представителя Ханты-Мансийского регионального отделения «ЛДПР».

В судебном заседании заявитель ФИО6 и его представитель ФИО5 уточнили свои требования, просили суд признать незаконным постановление от Дата обезличена года Номер обезличен Окружной избирательной комиссии избирательного округа Номер обезличен об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты ... незаконным и обязать Окружную избирательную комиссию избирательного округа Номер обезличен по выборам депутатов ... Ханты-Мансийского автономного округа-Югры зарегистрировать кандидатом в депутат ... ФИО6

Свои доводы мотивировали тем, что избирательная комиссия должна были уведомить ФИО6 о недостающих документах, чего не сделала, следовательно, не могла отказать ему в регистрации, чем нарушила его конституционное право на пассивное избирательное право.

Председатель избирательной комиссии ФИО4 и представитель ФИО3 с заявленными требованиями не согласились. Считали, что документы о не создании избирательного фонда и об отсутствии изменений в данных о кандидате не относятся к документам о неполноте сведений о кандидате и к несоблюдению требований закона к оформлению документов. Следовательно, комиссия не должна была извещать кандидата об их недостатке. В связи с тем, что указанные документы были представлены кандидатом только Дата обезличена года, то отказ в регистрации кандидата законен и основан на положениях избирательного законодательства.

Выслушав стороны, заключение прокурора полагавшего решение избирательной комиссии законным, а заявленные ФИО6 требования не подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.32 ФИО7, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно положениям ч.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

На основании п.7 ст.10 Федерального закона от Дата обезличена года Номер обезличенФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон Номер обезличенФЗ), решение о назначении выборов в орган местного самоуправления должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования. ФИО8 о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

ФИО8 ... от Дата обезличена года Номер обезличен на Дата обезличена года назначены выборы депутатов ... четвертого созыва. ФИО8 опубликовано Дата обезличена года в газете «Октябрьские вести».

ФИО8 ... от Дата обезличена года Номер обезличен утверждена схема избирательных округов по выборам депутатов ... четвертого созыва. При этом число избирателей по избирательному округу Номер обезличен определено в размере 1453 избирателей л.д.40-43).

ФИО9 избирательной комиссии муниципального образования ... от Дата обезличена года Номер обезличен сформирована окружная избирательная комиссия Номер обезличен, председателем которой назначена ФИО4 л.д.28).

В силу положений п.1 ст.11 Закона Номер обезличенФЗ, законодательство Российской Федерации о выборах составляют ФИО7, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.

Согласно п.1 и п.2 ст.32 Закона Номер обезличенФЗ, граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.

В силу положений п.2 ст.33 Закона Номер обезличенФЗ и п.1, п.2 ст.3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от Дата обезличена года Номер обезличеноз «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» (далее Закон Номер обезличеноз), выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования (далее - кандидат) осуществляется в соответствии с Федеральным законом непосредственно путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. ФИО8 о выдвижении кандидата принимается избирательным объединением при наличии предварительного письменного согласия лица, выдвигаемого кандидатом, и оформляется протоколом. Избирательная комиссия муниципального образования считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. Заявление оформляется и подается в соответствии с пунктами 2 и 2.1 статьи 33 Федерального закона. В случае выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно с указанным заявлением представляются документы, предусмотренные для выдвижения избирательным объединением кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в соответствии со статьей 35 Федерального закона, а также предварительное письменное согласие лица, выдвигаемого кандидатом, указанное в пункте 1 настоящей статьи.

Кандидат в депутаты ... по одномандатному избирательному округу Номер обезличен ФИО6 выдвинут Дата обезличена года избирательным объединением Ханты-Мансийского регионального отделения политической партии «ЛДПР» и на основании положений п.8 ст.3 Закона Номер обезличеноз и п.п.2, 2.1 и 3 ст.33 Закона Номер обезличенФЗ, при выдвижении представил в избирательную комиссию пакет документов л.д.49-70), о приеме которых в 17 часов 30 минут, Дата обезличена года, в соответствие с положениями п.10 ст.3 Закона Номер обезличеноз, было оформлено подтверждение л.д.48).

Заявление ФИО6 о регистрации его в качестве кандидата в депутаты ..., поданное на основании п.16 ст.38 Закона Номер обезличенФЗ л.д.72), было принято избирательной комиссией в 17 часов 51 минуту, Дата обезличена года, о чем оформлено подтверждение л.д.71).

Дата обезличена года ФИО6 представил в избирательную комиссию сведения об отсутствии изменений в данных о кандидате л.д.78) и заявление об отказе открывать специальный избирательный фонд л.д.79), которые были приняты и зарегистрированы в журнале входящих документов л.д.77).

В силу положений п.п.1-2.1 ст.6 Закона Номер обезличеноз, окружная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации по основаниям, предусмотренным в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

В случае отказа в регистрации кандидата окружная избирательная комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, копию соответствующего решения с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются нормы, установленные в пункте 24 статьи 38 Федерального закона.

Регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией муниципального образования при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33, статье 35 Федерального закона, статьях 3, 3.1, 4 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, или в соответствии с пунктом 16 или 16.2 статьи 38 Федерального закона.

ФИО8 о регистрации кандидата принимается комиссией на основании документов, представленных кандидатом при выдвижении, документов, поданных для регистрации, а также документов, представленных на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона. Документы, представленные в нарушение установленных Федеральным законом и настоящим Законом сроков или порядка их представления и (или) не отраженные в соответствующих справках (подтверждениях), при решении комиссией вопроса о регистрации кандидата не учитываются.

В ходе проведенного Дата обезличена года заседания избирательной комиссии л.д.81-84), на которое был приглашен ФИО6 л.д.80), принято решение об отказе последнему в регистрации, о чем вынесено постановление Номер обезличен л.д.85). Отказывая ФИО6 в регистрации окружная избирательная комиссия сославшись на положения подп.В п.24 ст.38 Закона Номер обезличенФЗ и п.1 ст.4, п.2.1 ст.6 Закона Номер обезличеноз, указала, что среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата отсутствуют документы, необходимые в соответствии с Законом Номер обезличенФЗ и Законом Номер обезличеноз, а именно были представлены не единовременно с документами, представленными для регистрации и не отражены в подтверждении о приеме документов на регистрацию документы о создании (не создании) избирательного фонда и сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию (или об их отсутствии).

В силу положений п.6 ст.76 Закона Номер обезличенФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Согласно положениям подп.В п.24 ст.38 Закона Номер обезличенФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

В силу положений п.1 ст.4 Закона Номер обезличеноз, для регистрации кандидат или уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени единовременно представляет в соответствующую избирательную комиссию муниципального образования сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в избирательную комиссию, или об их отсутствии, документы о создании (несоздании) избирательного фонда и документы первого финансового отчета, предусмотренные статьями 8 и 8.1 настоящего Закона.

Поступление в избирательную комиссию документов для регистрации кандидата или документов, представляемых на основании пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона, оформляется справкой (подтверждением) о приеме документов для регистрации кандидата в письменной форме в порядке, предусмотренном для справки (подтверждения) о приеме документов для выдвижения кандидата.

В судебном заседании ФИО6 указал, что Дата обезличена года около 17 часов прибыл в избирательную комиссию для сдачи документов, необходимых для его регистрации в качестве кандидата в депутаты. Необходимый пакет документов он сдал одномоментно, о чем получил подтверждение. После этого он собственноручно написал заявление о том, что не будет открывать специальный избирательный счет. Данное заявление у него было принято. Примерно около 17 часов 50 минут, Дата обезличена года он закончил сдачу принесенных документов.

Председатель избирательной комиссии ФИО4 показала, что действительно Дата обезличена года около 17 часов в избирательную комиссию прибыл ФИО6, где одномоментно сдал пакет документов для регистрации в качестве кандидата в депутаты. Все документы были приняты и включены в выданное ему подтверждение. После этого, она узнав у ФИО6, что он не будет открывать специальный избирательный счет, для чего необходимо решение избирательной комиссии, предложила ему написать соответствующее заявление, которое было написано и принято избирательной комиссией. После этого было в 17 часов 51 минуту было оформлено подтверждение о приеме у кандидата ФИО6 документов для регистрации. При этом ФИО4 пояснила, что считает написанное ФИО6 заявление об отказе открыть специальный избирательный счет не является тем документом о котором указано в п.1 ст.4 Закона Номер обезличеноз о создании (несоздании) избирательного фонда. ФИО4 не смогла пояснить суду, на каких нормах избирательного законодательства основаны её доводы.

Согласно представленному суду заявлению л.д.73), ФИО6 действительно уведомил избирательную комиссию о том, что не будет открывать специальный избирательный счет.

Исходя из Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов для формирования избирательных фондов кандидатов при проведении выборов глав муниципальных образований населением и депутатов представительных органов местного самоуправления муниципальных образований в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, утвержденного постановлением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Номер обезличен от Дата обезличена года, на который ссылалась в своих пояснениях ФИО4, на кандидата в депутаты не возлагается обязанность уведомлять избирательную комиссию о своем решении не открывать специальный избирательный счет.

Согласно положениям подп.1.1 ст.8 Закона Номер обезличеноз, создание избирательного фонда осуществляется путем открытия специального избирательного счета в предусмотренном законодательством порядке. При численности избирателей в избирательном округе менее пяти тысяч создание кандидатом своего избирательного фонда необязательно при условии, что финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат обязан письменно уведомить избирательную комиссию муниципального образования об указанных обстоятельствах, представив вместе с иными документами для регистрации кандидата собственноручное письменное заявление, которое является необходимым для регистрации такого кандидата документом.

Исходя из данной правовой нормы, которой не предусмотрена определенная форма уведомления, а создание избирательного фонда происходит путем открытия специального избирательного счета, суд приходит к выводу, что собственноручно написанное ФИО6 заявление о своем решении не отрывать специальный избирательный счет фактически является документом о несоздании избирательного фонда.

Данный документ, в силу положений п.1.1. ст.8 Закона Номер обезличеноз, является обязательным для принятия решения о регистрации кандидата в депутаты. Следовательно, у избирательной комиссии не было оснований признать не предоставленным кандидатом ФИО6 документ о несоздании избирательного фонда.

В связи с тем, что избирательное законодательство не возлагает на кандидата в депутаты обязанности отвечать за правильность и полноту составляемого избирательной комиссией подтверждения о приеме документов, стороны не оспаривали факт подачи ФИО6 до 17 часов 51 минуты, Дата обезличена года заявления об отказе открывать специальный избирательный счет, доводы ФИО4 о том, что ФИО6 подписывал подтверждения и замечаний не высказывал, суд признает не имеющими юридического значения.

Следовательно, принятие избирательной комиссией решения об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты ... в связи с не предоставленным документом о создании (несоздании) избирательного фонда, суд признает незаконным.

Суд также признает незаконным решение избирательной комиссии отказавшей кандидату в депутаты ФИО6 в регистрации по основанию не предоставления в избирательную комиссию сведений об отсутствии изменений в данных о кандидате. При этом суд руководствуется следующим.

Стороны не отрицали того факта, что предоставление ФИО6 документов для регистрации происходило одномоментно, то есть Дата обезличена года. Данные пояснения подтверждаются выданными ФИО6 подтверждениями, датированными Дата обезличена года л.д.48, 71).

Системный анализ положений п.2 и п.3 ст.33 Закона Номер обезличенФЗ, п.3, 3.1, 4 и 6 Закона Номер обезличеноз приводит суд к выводу, что необходимые для регистрации документы могут предоставляться кандидатом как одномоментно, так и в разные периоды. При этом документы, указанные в п.1 ст.4 Закона Номер обезличеноз могут быть представлены не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Кроме того, законодатель в данном положении Закона производит исчисление сроков в днях. Исходя из обязанности кандидата представить в избирательную комиссию сведений об изменении в данных о кандидате, которые им ранее представлялись в избирательную комиссию или об их отсутствии, суд приходит к выводу, что предоставление ФИО6 одномоментно Дата обезличена года всех документов для регистрации, в том числе и сведений о себе, не обязывало его предоставлять сведения о наличии или отсутствии в своих сведениях каких-либо изменений, так как ранее им в избирательную комиссию вообще сведений не предоставлялось, а прием всех документов для регистрации происходив в период с 17 часов 30 минут, до 17 часов 51 минуты..

Следовательно, суд приходит к выводу, что кандидатом ФИО6 в установленные Законом сроки был предоставлен документ о несоздании избирательного фонда, а сведения об отсутствии изменений в данных о кандидате, в данной ситуации, не подлежали обязательному представлению, что в своем совокупности является основанием признать решение окружной избирательной комиссии отказавшей в ФИО6 в регистрации кандидатом в депутаты ... незаконным, а нарушенное пассивное право ФИО6 нуждающимся в защите путем обязывания избирательной комиссии произвести регистрацию ФИО6 кандидатов в депутаты.

При этом, суд принимает во внимание разъяснения данные в п.4.3. ФИО9 ФИО10 РФ от Дата обезличена года Номер обезличенП, согласно которым при принятии решения нельзя исходить из одних лишь формальных оснований.

Данные выводы являются основанием не принимать во внимание как ошибочные доводы ФИО6 и его представителя о необходимости избирательной комиссией уведомить ФИО6 о неполноте представленных сведений, а также доводы избирательной комиссии и прокурора полагавших, что данной обязанности на комиссию Законом не возлагается, а не представленные кандидатом документы являются основанием к отказу в удовлетворении его требований.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО6 о признании незаконным решения Окружной избирательной комиссии избирательного округа Номер обезличен по выборам депутатов ... Ханты-Мансийского автономного округа-Югры об отказе в регистрации кандидатом в депутаты ... удовлетворить.

Признать постановление от Дата обезличена года Номер обезличен Окружной избирательной комиссии избирательного округа Номер обезличен об отказе в регистрации ФИО6 кандидатом в депутаты ... незаконным.

Обязать Окружную избирательную комиссию избирательного округа Номер обезличен по выборам депутатов ... Ханты-Мансийского автономного округа-Югры зарегистрировать кандидатом в депутат ... ФИО6, Дата обезличена года рождения, уроженца ... района ....

Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 5 дней со дня принятия путем подачи кассационной жалобы в ... суд.

Мотивированное решение суда фактически изготовлено 18 час 40 минут, Дата обезличена года.

ФИО10ФИО0

Копия верна

ФИО10ФИО0