РЕШЕНИЕ
п. Октябрьское 06 октября 2010 года
Октябрьский районный суд ХМАО-Югры в составе председательствующего судьи Ведрова В.А.,
с участием прокурора Октябрьского района Пашкова С.В., представителя третьего лица - БУ Конотовской Г.М., представителя ответчика - МУЗ. Сизовой Е.В., при секретаре Дорошенко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер обезличен/2010 по иску прокурора Октябрьского района в защиту неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия МУЗ. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в полном объёме.
Установил:
Прокурор Октябрьского района, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц на бездействие МУЗ выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в полном объёме.
В обоснование указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения предприятиями и организациями, расположенными на территории ... законодательства по выделению квот для трудоустройства инвалидов, в ходе, которой установлено что МУЗ ... нарушаются требования указанного законодательства, а именно не в полном объёме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, поскольку не создаёт и не выделяет специальные рабочие места для инвалидов. Считает, что МУЗ ... нарушает права неопределённого круга лиц из числа инвалидов, не выполняет установленную законодательством обязанность по созданию для них специальных рабочих мест. Просит суд, признать бездействие МУЗ ... выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также обязать МУЗ ... устранить в полном объёме допущенные нарушения путём создания специального рабочего места для трудоустройства инвалида. Бездействие ответчика, по мнению прокурора, нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку указанное влечёт за собой нарушение прав инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пашков С.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении.
Представитель ответчика МУЗ ... Сизова Е.В. действующая на основании доверенности № Номер обезличен от Дата обезличена года исковые требования прокурора Октябрьского района признала и суду пояснила, что в МУЗ ... для трудоустройства инвалидов заквотировано ... рабочее место, из них трудоустроено ... инвалидов. При этом специальные рабочие места для них как для инвалидов не организованы. В настоящее время начата работа по устранению допущенных нарушений - по созданию специальных рабочих мест для инвалидов.
Представитель третьего лица БУ. Конотовская Г.М иск прокурора поддержала в полном объеме.
Заслушав прокурора, представителя ответчика МУЗ ... Сизову Е.В., а также в качестве третьего лица Конотовскую Г.М., изучив материалы дела, суд пришёл к убеждению об удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу ч.3 ст. 25 упомянутого закона, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнении квоты для приёма на работу инвалидов.
В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём установления в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациям дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.
На основании ст. 21 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Размер квот в ХМАО-Югре определён ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организаций. Кроме того согласно ч.2 ст.6 Закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключёнными договорами.
В силу части 2 статьи 6 вышеназванного Закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключёнными договорами.
В соответствии со ст. 22 Федерального Закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» минимальное количество специальных рабочих для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов. При этом под специальными рабочими местами для трудоустройства инвалидов понимаются рабочие места, требующие дополнительного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.
Согласно ч.3 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.09.2009 года № 254-п «об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-мансийского автономного округа- Югры определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациями в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек- одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, от 1001 до 5000 человек - три специальных места, более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется самостоятельно в пределах квоты установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа- Югры « О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», а создание специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счёт собственных средств.
Согласно информации БУ. от Дата обезличена года следует, что работодатель МУЗ ... имеет среднесписочную численность работников ... человека, количество квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов-..., из них занято инвалидами в счёт квоты - ..., свободных рабочих мест-... Специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не создано. л.д.8).
Данный факт подтверждается информацией предоставленной МУЗ ... и объяснением Сизовой Е.В. о том, что в МУЗ «... в счет квот трудоустроено ... инвалидов, при этом специальных рабочих мест для них не создано ни одного.л.д.6-7, 9)
Кроме того, в судебном заседании по ходатай ству представителя ответчика приобщены запросы ... МУЗ ... к бюро ... №... ... и сообщение из бюро ... №... ... согласно которых ответчик признал допущенные нарушения и обратился за информацией по созданию специальных рабочих мест для инвалидов, ему рекомендовано создать специальные рабочие места для сотрудников, являющихся инвалидами ... группы, в количестве ... человек.
Представитель ответчика Сизова Е.В. признала иск прокурора в полном объеме и указала, что допущенные нарушения будут устранены.
Таким образом, суд достоверно установил, что МУЗ ... не создаёт и не выделяет специальные рабочие места для инвалидов, тем самым нарушает права неопределённого круга лиц из числа инвалидов.
Учитывая, что прокуроры на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245,250 ГПК РФ, суд
Решил:
Иск прокурора Октябрьского района в защиту неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия МУЗ., выразившегося в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУЗ. выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Обязать МУЗ. устранить в полном объёме допущенные нарушения путём создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Взыскать с МУЗ. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа в течение 10-ти суток с момента провозглашения.
Судья Ведров В.А.
...
Судья Ведров В.А.