о признании незаконным бездействия и возложении обязанности



РЕШЕНИЕ

п. Октябрьское 06 октября 2010 года

Октябрьский районный суд ХМАО-Югры в составе председательствующего судьи Ведрова В.А.,

при секретаре Дорошенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № Номер обезличен/2010 по иску прокурора Октябрьского района в защиту неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия А. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в полном объёме.

Установил:

Прокурор Октябрьского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределённого круга лиц на бездействие А., выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и возложению обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в полном объёме.

В обоснование указал, что прокуратурой Октябрьского района проведена проверка исполнения предприятиями и организациями, расположенными на территории ... по выделению квот для трудоустройства инвалидов, в ходе которой установлено что А. нарушает требования указанного законодательства, а именно не в полном объёме предоставляет квоты для трудоустройства инвалидов, поскольку не создаёт и не выделяет специальные рабочие места для инвалидов. Считает, что А. нарушает права неопределённого круга лиц из числа инвалидов, не выполняет установленную законодательством обязанность по созданию для них специальных рабочих мест. Просит суд признать бездействие А., выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также обязать А. устранить в полном объёме допущенные нарушения путём создания специального рабочего места для трудоустройства инвалида. Бездействие ответчика, по мнению прокурора, нарушает права неопределённого круга лиц, поскольку указанное влечёт за собой нарушение прав инвалидов.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пашков С.В. исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в заявлении. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы, фактически мест таких не выделено, квоты для инвалидов лишь временные, которые могут меняться по усмотрению работодателя, постоянных квот для инвалидов нет и фактически у инвалида нет возможности для трудоустройства при данных условиях, чем нарушаются права инвалидов.

Представители ответчика - А. Денищенко Д.С. и Кузнецова М.А., действующие на основании доверенностей № Номер обезличен от Дата обезличена года и №Номер обезличен от Дата обезличена года, исковые требования прокурора Октябрьского районе не признали и суду пояснили, что действительно специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов не созданы, поскольку такие места необходимо создавать уже при трудоустройстве инвалида с учётом его индивидуальных возможностей, так как невозможно провести мероприятия по переоснащению и дополнительному оснащению существующего рабочего места, не зная конкретных особенностей и физических ограничений человека (инвалида), который будет работать. Действительно квоты для приема инвалидов на работу у них не постоянные, а временные и могут изменяться в зависимости от складывающейся ситуации с кадрами, на них могут быть трудоустроены другие лица, поскольку постоянные квоты длительное время А. предоставлять не может. Вместе с тем, будет открыта другая квота и количество квот (...) не будет нарушено. Все квоты с квалификационными требованиями, других квот предоставить не могут. С Дата обезличена года информация о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приёма на работу инвалидов, в органы службы занятости не предоставлялась в ввиду ухода в декретный отпуск сотрудника, ответственного за данное направление работы. На сегодняшний день граждане из числа инвалидов по вопросам трудоустройства в А. не обращались. В связи с чем считают, что А. не совершала действий (бездействия), нарушающих требования действующего законодательства по созданию специальных рабочих мест, а вопросы предоставления квот не являются предметом иска.

Представитель БУ Конотовская Г.М привлечённая в качестве третьего лица, суду пояснила, что информация о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов А. района должна предоставляться в БУ. ежемесячно. За период времени с Дата обезличена года такие сведения с А. в наш адрес не поступали. Рабочие места для трудоустройства инвалидов, состоящих на регистрационном учёте в центре занятости населения, не создаются. Все квоты, что предоставлены А., с квалификационными требованиями и на них из числа имеющихся инвалидов нет кандидатов для трудоустройства ввиду несоответствия инвалидов указанным квалификационным требованиям.

Заслушав прокурора, представителей ответчика А. Денищенко Д.С. и Кузнецовой М.А., а также представителя третьего лица Конотовскую Г.М., изучив материалы дела, суд пришёл к убеждению об удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района по следующим основаниям:

Согласно ч.1 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели содействуют проведению государственной политики занятости населения на основе соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов. В силу ч.3 ст. 25 упомянутого закона, работодатели обязаны ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приёма на работу инвалидов, перечислении в фонд занятости обязательных страховых взносов и внесении обязательной платы при невыполнении или невозможности выполнения квоты для приёма на работу инвалидов.

В соответствии со ст. 20 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путём установления в организациях независимо от организационно-правовых форм собственности квоты для приёма на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациям дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов.

На основании ст. 21 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приёма на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).

Размер квот в ХМАО-Югре определён ст.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», согласно которой размер квот для организаций, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организаций. Кроме того, согласно ч.2 ст.6 Закона ХМАО-Югры при невозможности выделения (создания) рабочих мест в счёт установленной квоты работодатель вправе профинансировать выделение (создание) рабочих мест в другой организации в соответствии с заключёнными договорами.

Согласно ч.3 ст. 4 Закона ХМАО-Югры от 23.12.2004 года № 89-оз «О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов для каждой организации в пределах установленной квоты для приёма на работу инвалидов определяется Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.09.2009 года № 254-п «об утверждении Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в организациях на территории Ханты-мансийского автономного округа- Югры определено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается организациями в зависимости от среднесписочной численности, а именно в организациях от 101 до 500 человек- одно специальное рабочее место, от 501 до 1000 человек - два специальных рабочих места, более 5001 человека - четыре специальных рабочих места. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов определяется самостоятельно в пределах квоты установленной Законом Ханты-Мансийского автономного округа- Югры « О квотировании рабочих мест инвалидам в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», а создание специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателем за счёт собственных средств.

Согласно информации БУ. следует, что А. имеет списочную численность работников ... человека, доведена квота для трудоустройства инвалидов ... единицы, из них ... заполнена, ... свободных рабочих места. Специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов не создано л.д.9). Данный факт подтверждается информацией А. о выполнении квоты для приёма на работу инвалидов за Дата обезличена года л.д.10) и объяснением Кузнецовой М.А. л.д.6-8). Выделенные для инвалидов квоты являются временными, под них не созданы специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, что подтверждается приобщенными в судебном заседании сведениями о потребности А. в работниках, наличии свободных мест (вакантных должностей).

Представители ответчиков Денищенко Д.С. и Кузнецова М.А. оспаривая исковое заявление, тем не менее признали, что квоты для трудоустройства инвалидов носят временный характер, могут меняться, специальные рабочие места для инвалидов не созданы, инвалиды на указанные места трудоустроиться не могут из-за квалификационных требований имеющихся квот, что подтвердила представитель третьего лица Конотовская Г.М.

Таким образом, суд достоверно установил, что А. нарушает права неопределённого круга лиц из числа инвалидов.

Учитывая, что прокуроры на основании подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты госпошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 245,250 ГПК РФ, суд

Решил:

Иск прокурора Октябрьского района в защиту неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия А. и возложении обязанности устранить допущенные нарушения путём создания специализированных рабочих мест для трудоустройства инвалидов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие А., выразившееся в непринятии мер по созданию специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Обязать А. устранить в полном объёме допущенные нарушения путём создания специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Взыскать с А. государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме ... рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10-ти суток с момента провозглашения.

Судья (подпись) Ведров В.А.

...

Судья Ведров В.А.