о признании права на предоставление жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Октябрьское 10 декабря 2010 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием истца Зоркова А.В., представителя ответчика Коробовой Ю.В., действующей на основании доверенности от ... года № ..., представителя третьего лица Мальцевой Д.П., действующей на основании доверенности от ... года № ..., при секретаре Тингаевой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-452/2010, возбужденного по иску Зоркова А.В. к администрации Октябрьского района о признании права на получение жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Зорков А.В. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района, в котором просил признать свое право на получение жилого помещения в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В обоснование доводам указал, что с рождения до ... года проживал в п.... в муниципальном жилом помещении на основании ордера. ... года умер его отец, а ... года - мать. После их смерти жилое помещение предоставили другим лицам, а он стал проживать у сестры в п...., опеку над ним никто не устанавливал. С ... года проживает с супругой в комнате, нанимателем которой является супруга, жилое помещение было предоставлено ей до заключения брака. Ему не было известно о том, что в силу Закона он имеет право на получение жилого помещение как ребенок-сирота, с данными положениями его не знакомили. Жилого помещения по договору найма он не имеет.

В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения заявленных требований. В качестве доводов указала, что согласно положений Закона № 159-ФЗ, на который ссылается истец, его положения распространяются на лиц из числа детей-сирот, до достижения ими возраста 23 лет. Представитель также указал, что удовлетворение требований истца повлечет нецелевое использование денежных средств. Представитель ответчика не отрицал тот факт, что истец не был своевременно выявлен и поставлен на учет как лицо из числа детей-сирот.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации Октябрьского района считала требования частично обоснованными и указала, что в ходе проведенной проверки было устанеовлено, что истец действительно в несовершеннолетнем возрасте лишился обоих родителей, но не был выявлен и поставлен на учет как ребенок-сирота. При обращении в ... года ему было отказано в представлении жилого помещения в связи с обращением после достижения возраста 23 года, но рекомендовано обратиться в суд в связи со спорным вопросом.

Суд, выслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные материалы, приходит к следующим выводам.
Российская Федерация в соответствии со ст.7 Конституции РФ провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Социальное обеспечение - это система общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, с другой, по поводу предоставления гражданам за счёт специальных фондов бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность.
В силу положений ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей; законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия (ч.1 и ч.2).
Положения Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон № 159-ФЗ) призваны обеспечить дополнительные гарантии по социальной поддержке указанной малозащищенной категории граждан через комплекс социальных мер, обеспечивающих возможность улучшения жилищных условий, получения дополнительного образования, медицинского обслуживания, реализации права на труд и других мер.
В судебном заседании установлено, что истец, ... года рождения, до достижения возраста 18 лет лишился обоих родителей л.д.... Жилое помещение, в котором истец проживал вместе с родителями на основании ордера л.д...), за ним после их смерти не закреплялось л.д....). Согласно предоставленным сведениям, истец нуждается в жилом помещении. Так, на основании справки л.д....), истец с составом семьи ... человека, проживает на основании договора социального найма л.д.... в жилом помещении, представляющим собой комнату общей площадью ... кв.м. Иного жилого помещения истец ни на праве собственности, ни на праве пользования не имеет, земельный участок для индивидуального строительства не получал, на учете нуждающихся не состоит, субсидия для строительства или приобретения жилого помещения ему не выделялась ...
Согласно сведениям истец на учете в отделе опеки и попечительства не состоял, жилое помещение не получал и не состоит в реестре лиц на его получение л.д....
В силу положении абз.2 ч.1 ст.8 Закон № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у истца возникло право на получение жилого помещения в порядке положений ст.8 Закона № 159-ФЗ, которое до настоящего времени не реализовано.
При этом суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у истца данного права в связи с достижением возраста 27 лет и не постановкой на учет до достижения возраста 23 года. При этом суд руководствуется следующим.
Согласно преамбулы к Федеральному закону от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее Закон № 124-ФЗ), в редакции, действовавшей на период смерти родителей истца, в нем устанавливались основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. При этом, ч.1 ст.15 Закона № 124-ФЗ предусматривала, что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны федеральных органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни. Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Не принятие должных мер со стороны государственных органов по выявлению истца, как несовершеннолетнего оставшегося без попечения родителей и не постановка его на учет как ребенка-сироты, не может являться препятствием для самого истца в реализации возникшего у него права на предоставленную ему государством социальную гарантию, так как именно на государственные органы возложена обязанность по защите прав несовершеннолетних лишившихся помощи со стороны родителей. Доводы истца о том, что он до обращения в суд не знал о наличии у него права по получение социальной помощи, ответчиком и третьим лицом не оспаривались в связи с чем не вызывают у суда сомнений в своей достоверности.
Доводы представителя ответчика со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 19 октября 2010 года № 1282-О-О суд считает несостоятельными в силу того, что данный правовой акт не противоречит выводам суда.
Кроме того, правильность выводов суда подтверждается анализом изменений, внесенных Федеральным законом от 17 декабря 2009 года №315-ФЗ в Закон № 159-ФЗ. В частности, в тексте преамбулы соответствующие положения действовавшего ранее Закона распространялись только на тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не достигли возраста 23 лет. В настоящей редакции данное положение скорректировано и направлено на устранение возрастных барьеров при определении категорий граждан, имеющих соответствующие социальные гарантии в рамках Закона № 159-ФЗ.
Изложенное является основанием для суда считать предъявленные требования законными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зоркова А.В. к администрации Октябрьского района о признании права на получение жилого помещения - удовлетворить.

Признать за Зорковым А.В. право на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей в соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2010 года.

Судья А.Н.Ланин

Копия верна

Судья А.Н.Ланин