об устранении нарушений природохранного законодательства



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Октябрьское Дата обезличена года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Ведрова В.А, с участием помощника прокурора Пашкова С.В., при секретаре Дорошенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер обезличен по иску прокурора ... в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение Приобье об устранении нарушения природоохранного законодательства,

у с т а н о в и л:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд к муниципальному предприятию «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение ... (далее МП «ЭГК» об устранении нарушения природоохранного законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства об охране атмосферного воздуха в Октябрьском районе ХМАО - Югры установлено, что в процессе осуществления ответчиком своей хозяйственной деятельности по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению и организациям в п.г.т. ... используется котельная Номер обезличен по адресу: ... которая является организованным стационарным источником выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха. В нарушение положений природоохранного законодательства ответчик использует указанную котельную без соответствующего разрешения. Прокурор просит обязать МП «ЭГК» МО городское поселение ... в срок до Дата обезличена получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ, для эксплуатации котельной Номер обезличен, расположенной по адресу: ..., и запретить МП «ЭГК» МО городское поселение ... с Дата обезличена эксплуатацию котельной Номер обезличен в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Помощник прокурора Октябрьского района Пашков С.В. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивает на их удовлетворении.

Представитель ответчика - МП «ЭГК» МО городское поселение ... М...И.М.., действующая на основании доверенности Номер обезличен от Дата обезличена года, о дате и времени судебного заседания была извещена заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась и просила суд рассмотреть дело в её отсутствии, о чём указано в ее заявлении.

В письменном возражении, поступившем в адрес суда, представитель ответчика М...И.М. указывает, что исковые требования не признает, просит в иске прокурору отказать, пояснив тем, что МП «ЭГК» МО городское поселение ..., стало эксплуатировать котельную Номер обезличен, расположенную по адресу: ... с Дата обезличена. На данный объект разрешение было получено ... МП ЖКХ, смена владельца не изменила количество выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферу. В настоящий момент документы на получение разрешения на выброс в атмосферу загрязняющих веществ находятся в Управлении Росприроднадзора по ХМАО-Югре.

Суд на месте определил, рассмотреть гражданское дело при данной явке.

Заслушав прокурора, рассмотрев письменные возражения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришёл к убеждению об удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района, по следующим основаниям:

Согласно Постановления Правительства РФ от 12.06.2003 года № 344 «О нормативах палаты за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» (с последующими изменениями и дополнениями) диоксид серы, диоксид азота, оксид углерода включены в перечень загрязняющих веществ, выбрасываемых стационарными источниками.

Вместе с тем, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу и нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух МП ЭГК не имеет, чем грубо нарушаются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

В соответствии со ст.ст. 22, 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при хозяйственной или иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Нормативы предельно допустимых выбросов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000г. №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Исходя из требований федерального законодательства обязанность по оформлению и наличию разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ возлагается на МП «ЭГК», так как именно МП «ЭГК», является природопользователем и непосредственно эксплуатирует котельную Номер обезличен, находящуюся по адресу: ...

Согласно ч.1 ст.23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

В соответствии с требованиями п.3 ст. 12 и ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (с последующими изменениями и дополнениями) предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом). Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена (ч.5 ст. 14, ч.7 ст. 15 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

На основании ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обязательность проведения оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ст.1 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предельно допустимый выброс - это норматив предельно допустимого выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух. В то время как атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Согласно ст.3 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека, недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей природной среды, обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него.

В материалах дела имеется постановление Номер обезличен от Дата обезличена, согласно которого в соответствии с решением Совета депутатов городского поселения ... Номер обезличен от Дата обезличена «О порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью МО городское поселения ... Номер обезличен от Дата обезличена «об организации учёта и ведении Реестра муниципальной собственности МО городское поселение ...» с Дата обезличена передано имущество в том числе и котельная Номер обезличен расположенная по адресу: ... согласно приложению, на праве хозяйственного ведения МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.8, 9-16).

Из акта приёма- передачи от Дата обезличена следует, что МП «ЭГК» МО городское поселение ... Дата обезличена приняла в хозяйственное ведение имущество из ... объектов, в том числе и котельную Номер обезличен расположенную по адресу: ... л.д.17-25).

Согласно заключения Номер обезличен от Дата обезличена проект нормативов предельно- допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для МП «ЭГК» МО городское поселение ... находящегося по адресу: ..., соответствует требованиям: СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населённых мест», ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест» (с изменениями ГН 2.1.6.1765-03, ГН 2.1.6.1984-05, ГН 2.1.6..1985-06, ГН 2.1.6.2326-08). ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в атмосферном воздухе населённых мест, Сан ПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», с изменениями №1 СанПин 2.2. 1/2 1.1.2361-08 л.д.27-29).

МПП ЖКХ МО городское поселение ... расположенного по адресу ... на основании разрешения Номер обезличен от Дата обезличена Номер обезличен в период с Дата обезличена по Дата обезличена разрешается осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух л.д.30), количество вредных (загрязняющих) веществ разрешённых к выбросу в атмосферный воздух указаны в перечне от Дата обезличена л.д.31-34).

Из справки Номер обезличен от Дата обезличена, следует, что во исполнение требований прокуратуры от Дата обезличена была проведена совместная проверка прокуратурой Октябрьского района и ... было проведено обследование эксплуатируемых предприятием МП «ЭГК» МО п.г.т. ... котельных. В ходе обследования установлено, что на балансе предприятия находится ... котельных, основным топливом для котельных служит ..., все осмотренные котельные ..., все котлы на момент осмотра не работали. МП «ЭГК» были предоставлены технические паспорта на все эксплуатируемые предприятием котельные, на предмет соблюдения природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха не предоставлено. МП «ЭГК» не предоставила, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а представила лишь указанное разрешение, которое было выдано ... МП ЖКХ МО ... от Дата обезличена, что является нарушением л.д.35-36).

В материалах дела имеется постановление Номер обезличен от Дата обезличена «О создании МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.37-38), постановление Номер обезличен от Дата обезличена о внесении изменений в Устав МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.39-40), свидетельство о государственной регистрации юридического лица МП «ЭГК»МО городское поселение ... л.д.41), свидетельство о постановке на учёт Российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.42), свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.43), устав МП «ЭГК» МО городское поселение ... л.д.44-54).

Согласно технического паспорта котельная Номер обезличен расположена по адресу ..., ..., ... ... представляет собой здание (...) площадью ... кв.м., год постройки Дата обезличена л.д.55-61).

Ответчик предоставил в суд копию письма за Номер обезличен от Дата обезличена на имя руководителя Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, согласно которого МП «ЭГК» МО городское поселение ... просит рассмотреть и согласовать проект нормативов предельно допустимых выбросов «ПДВ» загрязняющих веществ в атмосферу л.д.65), а также копию письма за Номер обезличен от Дата обезличена на имя руководителя Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре, согласно которого МП «ЭГК» МО городское поселение ... просит выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду л.д.66)

В судебном заседании установлено, что МП «ЭГК» МО городское поселение ... разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу и нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, чем грубо нарушает требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха».

Согласно статье 39 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с последующими изменениями и дополнениями) юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Данные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории ... района ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Таким образом, суд достоверно установил, что в нарушении требований природоохранного законодательства МП «ЭГК» МО городское поселение ... использует котельную Номер обезличен расположенную по адресу: ... осуществляющая в ходе работы выброс в атмосферный воздух диоксида серы, диоксида азота, оксида углерода и иных загрязняющих веществ без соответствующего разрешения, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19, п. 8 ч. 1 ст. 333.20, п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса, с ответчика в доход бюджета муниципального образования ... район взимается государственная пошлина в размере ... рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к муниципальному предприятию «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение ... об устранении нарушения природоохранного законодательства - удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение ... в срок до Дата обезличена получить разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для эксплуатации котельной Номер обезличен, находящейся по адресу: ...

Запретить муниципальному предприятию «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение ... с Дата обезличена эксплуатацию котельной Номер обезличен, находящейся по адресу: ...

Взыскать с муниципального предприятия «Эксплуатационная генерирующая компания» муниципального образования городское поселение ... государственную пошлину в размере ... (...) рублей в доход бюджета муниципального образования ... район.

На решение может быть подана кассационная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня его вынесения, через Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья Ведров В.А.

=согласовано=

Председатель

Октябрьского районного суда Ведров В.А.