РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Октябрьское 06 мая 2011 года Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием представителя ответчика Коробовой Ю.В., действующей на основании доверенности от ... года № ..., представителя третьего лица Хмыловой Е.А., действующей на основании доверенности от ... года № ... при секретаре Милёшиной Н.Ф. рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела, возбужденного по иску Шилова И.И. к администрации Октябрьского района о признании права на внеочередное получение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, УСТАНОВИЛ: Шилов И.И. обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района в котором просил признать за ним право на получение во внеочередном порядке жилого помещения в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Свои доводы мотивировал тем, что имеет статус лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как его отец умер в ... году, а мать с ... года лишена родительских прав. Распоряжением ... территориального комитета от ... года № ... за ним закреплено жилое помещение - квартира ... в доме ... по ул...., общей площадью ... кв.м, жилой - ... кв.м В данном жилом помещении, кроме него, постоянное проживают К.А.В., Д.А.В., К.О.И., К.А.И. Кроме того, в квартире проживает вернувшаяся из мест лишения свободы мать, С.., которая злоупотребляет спиртным, ведет аморальный образ жизни, ведем себя агрессивно. Иного жилого помещения он не имеет. В судебное заседание истец не явился. В представленном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие в связи с невозможностью явки, на заявленных требованиях настаивал. Судом для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено управление опеки и попечительства администрации Октябрьского района л.д.2). В судебном заседании представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, указав, что истец имеет закрепленное жилое помещение, что исключает его право на получение другого жилья, так как Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» связывает обязанность по предоставлению лицу из числа детей оставшихся без попечения родителей с отсутствием у него закрепленного жилого помещения. Представитель третьего лица считала, что требования правомерны частично, так как истец должен был встать на учет по месту жительства как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий. Заслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам. Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно положениям ст.ст.1, 2 и 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон № 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. На основании положений ст.8 Закона № 159-ФЗ правом на внеочередное предоставление жилого помещения обладают только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения. Дети, имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Исходя из смысла данной статьи, на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить указанных лиц жильем сразу после достижения ими совершеннолетия. В судебном заседании установлено, что истец относится к категории лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец Ш. умер ... года, а мать - С. решением ... суда от ... года лишена родительских прав л.д.19, 20-21). Распоряжением ... территориального комитета от ... года № ... за истцом и его несовершеннолетними К.Д.В., К.М.В., К.О.И. и К.А.И. закреплено жилое помещение - квартира ... в доме ... по ул.... п.... л.д.23). Ответчик отказал истцу в постановке на учет как лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, мотивировав отказ наличием у истца закрепленного жилого помещения л.д.29). Вместе с тем, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов ответчика о том, что вне очереди дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями лишь в том случае, если они не имеют на момент окончания пребывания в образовательном или ином учреждении закрепленного за ними жилого помещения, так как они сделаны без учета правил ст.57 ЖК РФ, подлежащей применению неразрывно и в совокупности с правилами специального закона. Абзац второй ст.8 Федерального закона от 21.12 1998 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающий право на внеочередное предоставление помещения только в случае отсутствия закрепленного за детьми-сиротами жилого помещения, противоречит п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, который не предусматривает такого ограничения для предоставления вне очереди жилого помещения, как наличие закрепленного жилого помещения. Согласно ч.8 ст.5 ЖК РФ в случаях несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, положениям ЖК РФ, применяются положения ЖК РФ. Следовательно, принимая решения о наличии у лица права на получение жилого помещения необходимо в обязательном порядке проверять его в нем нуждаемость. При этом, суд также считает ошибочными доводы представителей администрации Октябрьского района и управления опеки и попечительства администрации Октябрьского района о том, что лица, относящееся к детям, оставшимся без попечения родителей, должны обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как одно из условий признания за ним права на получение жилого помещения. Так, жилищным законодательством предусмотрен заявительный порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст.52 ЖК РФ). Однако, для лиц, указанных в абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», достаточным является сам факт наличия соответствующего статуса и совершение дополнительных действий, в частности, обращение с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не требуется. Как видно из материалов дела, истец является социально незащищенным лицом, имеет право на государственную поддержку, жилой площадью по норме не обеспечен, так как закрепленная за ним квартира состоит из ... комнат, общей площадью ... кв.м., жилой ... кв.м., право на которую в соответствии с договором социального найма имеют семь человек л.д.24-27, 55). Истец иного жилого помещения не имеет, проживающая в квартире мать истца С.., которая лишена в отношении него родительских прав, ведет себя агрессивно л.д.17, 22, 28-32, 38, 40). Следовательно, суд к выводу о законности предъявленных требований, которые подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Шилова И.И. к администрации Октябрьского района о признании права на внеочередное получение жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - УДОВЛЕТВОРИТЬ. Признать за Шиловым И.И. право на получение во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 10 мая 2011 года. Судья А.Н.Ланин Согласовано: Судья Ланин А.Н