о понуждении нарушений требований противопожарной безопасности



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.Октябрьское       18 июля 2011 года

                                                 

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием

Помощника прокурора Октябрьского района Пашкова С.В., представителя ответчика Ярковой А.Р., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , при секретаре Милёшиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-340/2011, возбужденного по иску прокурора Октябрьского района к администрации городского поселения Октябрьское о признании бездействия незаконным понуждении к устранению нарушений требований противопожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Октябрьского района обратился в суд с иском к администрации городского поселения Октябрьское в котором просил признать незаконным бездействие ответчика по вопросу организации противопожарной полосы от границы застройки п.Октябрьское до лесных массивов, по не проведению проверки водоисточников предназначенных для целей наружного пожаротушения населенных пунктов муниципального образования городское поселение Октябрьское предназначенных для наружного пожаротушения, по не проведению ремонтных работ пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское и в п.Кормужиханка, по не установлению соответствующих указателей у пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское по направлению к нему. Прокурор также поставил вопрос о понуждении ответчика в месячный срок обеспечить создание противопожарной полосы от границ застройки п.Октябрьское <адрес> в соответствии с требованиями действующего законодательства, обязать ответчика в этот же срок провести проверку водоисточников предназначенных для целей наружного пожаротушения населенных пунктов городского поселения Октябрьское, провести ремонтные работы пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское, ремонтные работы пожарного водоема вп.Кормужиханка и организации подъезда для пожарных автомобилей для забора воды, установить соответствующие указатели у пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское и по направлению к нему.

В обоснование своим доводам прокурор указал, что проведенная проверка по соблюдению требований пожарной безопасности на территории городского поселения выявила грубейшие нарушения по обеспечению пожарной безопасности в населенном пункте. Согласно акту проверки Отдела надзорной деятельности Управления МЧС России от 06 апреля 2011 года № 98 в нарушение п.9 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), п.112 ППБ 01-03 ст.69 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Закон № 123-ФЗ), <данные изъяты>, не обеспечено противопожарное расстояние от границ застройки городского поселения до лесных массивов не менее 50 метров со стороны <адрес> п.Октябрьское. В нарушение п.9 ст.14 Закона № 131-ФЗ, п.89 ППБ 01-03 ст.63 Закон № 123-ФЗ не проведена весенняя проверка водоисточников предназначенных для целей наружного пожаротушения населенных пунктов городского поселения Октябрьское. В нарушение п.9 ст.14 Закона № 131-ФЗ, п.89 ППБ 01-03 пожарный водоем по <адрес> находится в неисправном состоянии - не заполнен водой. В нарушение п.9 ст.14 Закона № 131-ФЗ, п.89 ППБ 01-03 пожарный водоем в п.Кормужиханка находится в неисправном состоянии, отсутствует возможность забора воды пожарными автомобилями., а у пожарного водоема <адрес> п.Октябрьское и по направлению к нему не установлены соответствующие указатели. Данные нарушения являются бездействием администрации Октябрьского района в части неисполнения требований пожарной безопасности и создают непосредственную опасность для жизни и здоровья граждан, а также создают риск уничтожения их имущества при возникновении пожаров, в том числе лесных.

В судебном заседании прокурор уточник исковые требования и вместо понуждения ответчика организовать подъезд пожарных автомобилей для забора воды из пожарного водоема в п.Кормужиханке, просил понудить ответчика провести работы по организации надлежащего забора воды из пожарного водоема. Кроме того, прокурор, в виду добровольного исполнения, отказался от предъявленных требований в части проведения проверки водоисточников, в части проведения ремонтных работ пожарного водоема в п.Кормужиханке и проведении работ по организации надлежащего забора из данного водоема воды, а также в части установки соответствующих указателей у пожарного водоема по <адрес> в п.Октябрьское и по направлению к нему. Кроме того, прокурор отказался от требований в части понуждения ответчика обеспечить создание противопожарной полосы от границ застройки п.Октябрьское по <адрес>, так как они, исходя из представленных документов, имеют необходимые разрывы с учетом этажности застройки.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признала частично, считали, что на <адрес> имеются необходимые противопожарные разрывы, а на остальных из указанных улиц они будут созданы к ДД.ММ.ГГГГ. Срок исполнения ответчик поставил в зависимость от условий контракта на проведения данного вида работ, который предлагается заключить лицу, победителю аукциона. Представитель ответчика признала факт неисполнения ремонтных работ пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское, но указала. что они проводятся. При этом представитель ответчика представила суду доказательства того, что проведены работы по установке указателей о направлении на пожарный водоем, о проведении ранее проверки водоисточников, предназначенных для целей наружного пожаротушения, о проведении ремонтных работ водоема в п.Кормужиханка и приобретение оборудования для забора воды.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные доказательства каждое в отдельности и в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ст.39 ГПК РФ истец вправе отказаться от завяленных требований, ответчик вправе иск признать. Суд не принимает отказ истца от иска и признание иска ответчиком если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В соответствии со ст.1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Федеральный Закона № 68-ФЗ от «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указывает, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности влечет угрозу жизни и здоровью людей. В связи с тем, что на территории городских и сельских населенных пунктов может находиться неопределенное количество людей, несоблюдение норм и правил пожарной безопасности создает угрозу неопределенному количеству лиц.

Обращение прокурора в суд общей юрисдикции в защиту конституционных прав и свобод граждан представляет собой одно из средств прокурорского реагирования. Прокурор Октябрьского района ХМАО-Югры, используя предоставленные ему Законом о прокуратуре надзорные полномочия, вправе на основании п.1. ч.1 ст.45 ГПК РФ обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц для обеспечения конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Таким образом, требования заявлены правомочным органом.

Обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов возникает из требований Федерального Закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» и Федерального Закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

В соответствии со ст.14 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и вопрос обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Эти же положения действующего законодательства нашли свое отражение в подп.9 и 10 п.1 ст.4 Устава городского поселения Октябрьское, принятого решением Совета депутатов городского поселения Октябрьское от ДД.ММ.ГГГГ ().       

Во исполнение Федерального закона «О пожарной безопасности» разработаны и Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (далее - ППБ 01-03). Эти Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

С учетом приведенных норм закона обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений населенных пунктов поселения возложена на органы местного самоуправления поселения.

Согласно ст.112 ППБ 01-03, для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В положениях ст.3 ППБ 01-03 указано, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В силу п.5* приложения 1 Санитарных норм и правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских поселений» СНиП 2.07.01.89*, утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 года № 78 (далее СНиП 2.07.01-89*) расстояние от застройки городского поселения до лесных массивов должно быть не менее 50 метров. В городских поселениях для районов одно-, двухэтажной индивидуальной застройки с приусадебными участками расстояние от границ приусадебных участков до лесных массивов допускается уменьшать, но принимать не менее 15 м.

Согласно представленному суду акту проверки Отдела надзора деятельности по г.Нягани и Октябрьскому району Управления МЧС России (далее ОНД) от ДД.ММ.ГГГГ и акту проверки ОНД от ДД.ММ.ГГГГ (), следует, что не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения со стороны <адрес> п.Октябрьское так как расстояние от границ застройки поселения до лесного массива составляет менее 50 метров.

Согласно представленной схемы районирования территории <адрес> (), <адрес> проходит в районе селитебной зоны 1-2 этажной застройки, <адрес> в районе примыкания к лесному массиву проходит в районе селитебной зоны 1-2 этажной застройки за исключением одного многоэтажного строения - <адрес>

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицам () следует, что по периметру <адрес> имеется противопожарное расстояние от границ застройки до лесного массива равное 20 метрам и грунтовая дорога шириной 4 метра. По <адрес> имеется противопожарное расстояние шириной 60 метров. Вдоль частного сектора с одно и двухэтажной застройкой имеются хвойные насаждения шириной от 2 до 4 метров, за хвойными насаждениями находится трасса лыжной базы с тройными параллельными трассами (одна полоса шириной 7 метров) вдоль периметра всей <адрес>, за территорией лыжной базы линия ЛЭП шириной 60 метров. При указанных обстоятельствах суд считает, что отсутствует необходимость в создании противопожарного разрыва шириной не менее 50 метров, так как имеются основания для его уменьшения в связи с малой этажностью застройки. В этом же документе указано, что по <адрес> лесной массив вплотную прилегает к границам застройки.

Следовательно, отказ прокурора от исковых требований в части понуждения ответчика выполнить противопожарные разрывы на <адрес>, не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц, в связи с чем, принимается судом.

Вместе с тем, требования прокурора о понуждении ответчика обеспечить создание противопожарной полосы от границ застройки <адрес> п.Октябрьское законно и подлежит удовлетворению. Определяя срок исполнения указанных мероприятий, суд, принимая во внимание условия контракта, выставленного для запроса котировок, считает целесообразным определить его до ДД.ММ.ГГГГ.

Требование прокурора о понуждении ответчика провести проверку водоисточников, предназначенных для целей наружного пожаротушения основаны на положениях п.89 ППБ 01-03, в котором указано, что сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью) и на п.2 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", из которого следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

Возражая против данного требования ответчик представил суду акты о результатах проверки водоемов от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (), что указывает на выполнение данных мероприятий до предъявления прокурором иска в суд. Следовательно, отказ прокурора от иска в данной части не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем, принимается судом.

Обязанность ответчика у гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним устанавливать соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с четко нанесенными на них цифрами, указывающими расстояние до водоисточника, предусмотрена положениями . Неисполнение данной обязанности на момента подачи искового заявления подтверждается актами проверки ОНД от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (). Данный факт не отрицал в судебном заседании представитель ответчика, но указала, что на момент рассмотрения дела данный недостаток устранен. Из представленного суду акта от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицы следует, что необходимые указатели установлены (). Следовательно, отказ прокурора от иска в данной части принимается судом как не противоречащий закону и не нарушающий права и законные интересы других лиц.

Представитель ответчика в судебном заседании также не отрицал факт наличия на момент рассмотрения дела неисправности пожарного водоема по <адрес> и пожарного водоема в п.Кормужиханка, в том числе отсутствие возможности для забора воды. Данное обстоятельство, кроме признания ответчиком, подтверждается актами проверки ОНД от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (), актами о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ (). Данные нарушения противоречат положениям ст.89 ППБ 01-03. Вместе с тем, суд, на основании представленных актом и фототаблиц (), приходит к выводу об устранении ответчиком нарушений в части ремонта водоема в п.Кормужиханка, в том числе в вопросе забора из него воды. Следовательно, суд принимает отказ прокурора от иска в данной части, как не противоречащее закону и не нарушающее прав и законных интересов других лиц. При определении срока исполнения ответчиком ремонтных работ водоема по <адрес> п.Октябрьское, суд считает разумным установить его в размере месяца с момента вступления решения суда в законную силу.      

В соответствии со с ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Разрешая исковые требования в части признания действий незаконными, суд считает их не подлежащими удовлетворению в части признания бездействия ответчика по вопросу не проведения проверки водоисточников, предназначенных для целей наружного пожаротушения, так как данные проверки были проведены, как предусмотрено, в весенний период, о чем указывают представленные акты (). В остальной части требования прокурора подлежат удовлетворения несмотря на то, что некоторые из мероприятий исполнены до принятии решения, но прокурор не отказался от требований о признании бездействия незаконным.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Октябрьского района к администрации городского поселения Октябрьское о признании бездействия незаконным понуждении к устранению нарушений требований противопожарной безопасности удовлетворить частично.

Признать бездействия администрации городского поселения Октябрьское по вопросам организации противопожарной полосы от границ застройки п.Октябрьское до лесных массивов, по не проведению ремонтных работ пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское и п.Кормужиханка, по не установлению соответствующих указателей у пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское и по направлению к нему - незаконными.

Обязать администрацию п.Октябрьское в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить создание противопожарной полосы застройки п.Октябрьское <адрес> до лесных массивов в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Обязать администрацию п.Октябрьское в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести ремонтные работы пожарного водоема по <адрес> п.Октябрьское.

В остальной части заявленных требований отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи кассационной жалобы, представления в Октябрьский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 25 июля 2011 года.

Судья:                                                   А.Н. Ланин

Копия верна

Судья:                                                     А.Н. Ланин