о понуждении освободить земельный участок



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Октябрьское       12 сентября 2011 года

                                                 

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием

Помощника прокурора Октябрьского района Пашкова С.В., представителя ответчика Рахимовой О.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , представителя государственного органа Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры Коломиец Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , при секретаре Милёшиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-396/2011, возбужденного по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Октябрьского района о понуждении освободить земельный участок от отходов и химических веществ, провести рекультивацию земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийский межрайонный природоохранный прокурор в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Октябрьского района, в котором просил обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить земельный участок с кадастровым номером , находящийся в <данные изъяты> районе от находящихся на нем отходов и химических веществ, осуществить его рекультивацию и сдачу постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Свои требования межрайонный прокурор обосновал тем, что в связи с проведенной проверкой соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на земельной участке с кадастровым номером , расположенной в водоохраной зоне ручья <данные изъяты>, впадающего в реку <данные изъяты> в <данные изъяты> ХМАО-Югре на <данные изъяты> км автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты> км от <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» находится заброшенная промышленная база химических реагентов. Результат отбора проб и биотестирование показало, что имеющиеся отходы относятся к 1 классу опасности (чрезвычайно опасные), к 2 классу опасности (высокоопасные), водная вытяжка из проб указывает на оказываемое ею острое токсичное воздействие. Вся территория базы захламлена отходами металлолома, бетонными конструкциями, досками, деталями ангаров и прочими материалами. Указанный земельный участок ответчик, на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ , передавал в аренду ООО «<данные изъяты>», которое эксплуатировало его под промышленную базу химических реагентов. ДД.ММ.ГГГГ договор аренды расторгнут, ответчик принял земельный участок в состоянии пригодном для его использования по акту приема-передачи. В настоящее время база химических реагентов не эксплуатируется. Однако, бесконтрольный доступ на территорию базы, являющуюся согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасным производственным объектом, и естественные погодные условия создают угрозу причинения вреда здоровью людей, приводят к загрязнению окружающей природной среды. Несанкционированное размещение отходов на территории базы не соответствует установленным природоохранным и санитарно-эпидемиологическим требованиям, утилизация, переработка данных отходов, рекультивация земельного участка ответчиком не обеспечена, несмотря на то, что сам земельный участок был принят ответчиком более полутора лет назад. При этом, загрязнение природных объектов оказывает вредное воздействие на окружающую среду, влечет деградацию земель, резкое снижение общей численности микроорганизмов и может привести к дальнейшему распространению загрязнения и увеличению его площади, гибели объектом животного мира. Кроме того, допущенные ответчиком нарушения при приемке земельного участка после расторжения договора аренды и не принятие мер по приведению его в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района Пашков С.В. на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Рахимова О.О. в судебном заседании с иском не согласилась, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель государственного органа Коломиец Н.В. считала, что заявленные требования подлежат удовлетворению, так как оставление земельного участка в непригодном состоянии ведет к загрязнению других территорий в виду близости к водоисточнику.       

Заслушав стороны, заключение представителя государственного органа, исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что постановлением главы Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.79), земельный участок, расположенный на территории <данные изъяты> (кадастровый номер площадью <данные изъяты> м. кв. передан в аренду ООО «<данные изъяты>» (далее ООО «<данные изъяты>»), обладавшему первоочередным правом на заключение договора. При этом, ответчик имеет полномочия по распоряжению указанным земельным участком, являющимся собственностью Российской Федерации (л.д.101), что нашло отражение в данном постановлении путем ссылки на положение п.10 ст.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ. Исходя из устава ООО «<данные изъяты>» являлось самостоятельным юридическим лицом (л.д.106-127).

Из условий договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81-83) и документов кадастрового учета (л.д.101-104) следует, что земельный участок относится к категории: земли промышленности. При этом, он передавался Арендодателем (ответчик) и принимался Арендатором (ООО «<данные изъяты>») для использования под промышленную базу (базу химических реагентов).

Исходя из акта земельный участок был передан Арендатору в состоянии, пригодном для использования (л.д.84).

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85), договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут. Из передаточного акту от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению о расторжении договора аренды (л.д.86) следует, что земельный участок возвращен Арендодателю в состоянии, пригодном для использования. Из объяснения заместителя главы администрации Октябрьского района Х....В.М.. следует, что в передаточном акте допущена техническая ошибка в указании номера соглашения и указано на то обстоятельство, что сотрудниками администрации Октябрьского района при приеме земельного участка у Арендатора, не производился выезд на место и осмотр (л.д.59). При этом, ответчику было известно о том, что земельный участок захламлен, имеет химические загрязнения и что между двух юридических лиц имеет место спор по поводу виновности в загрязнении (л.д.140-141, 145-146).

Из представленной суду переписки и пояснений представителя ответчика и представителя государственного органа следует, что причиной для досрочного расторжения договора аренды послужила ликвидация ООО «<данные изъяты>» (л.д.145, 148), которое, ДД.ММ.ГГГГ реализовало принадлежащее ей имущество ООО «<данные изъяты>» (л.д.156-161). Согласно договору мены от ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» передало данное имущество ООО «<данные изъяты>» (л.д.176-181). В настоящее время ООО «<данные изъяты>» ликвидировано (л.д.224-225).

В силу положений ч.1 ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На основании письменного обращения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), проведена проверка земельного участка базы, расположенной в <данные изъяты> км. Трассы <данные изъяты> в районе <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» <данные изъяты> путем количественного химического анализа (<данные изъяты>) почвогрунта и его биотестирования, биотестирования отходов, осмотра (л.д.62-76).

Тот факт, что осмотренный земельный участок, на котором производился отбор проб для анализа, является частью земельного участка сдаваемого ранее в аренду ООО «<данные изъяты>» под базу химических реагентов, подтвердил представитель ответчика, представив схему его расположения (л.д.226).

По результатам проверки установлено, что в помещениях, расположенных на участке, мусор, на земельном участке складированы частично разорванные мешки из которых на землю просыпано порошкообразное вещество, лужи с нефтезамазученными пятнами стекают в болото по которому протекает ручей <данные изъяты>, поврежденные бочки с порошком серо-белого цвета, в ангаре частично поврежденные мешки в надписями селитра <данные изъяты>, порошкообразная смесь высыпана на пол, в бетонированном бассейне залита замазученная жидкость, которая выливается через край ручьем сбегает в овраг в болото, где протекает ручей (л.д.99-100). На территории участка заброшенные, разрушенные жилые помещения, вагончики, территория захламлена металлическими и бетонными конструкциями, досками, резиновыми изделиями, под резервуарами на песке следы замазученности, вещество ярко оранжевого цвета с резким запахом химического вещества, разбитые ампулы, в ангарах разъеденные неизвестным веществом бочки, кругом следы пожара (л.д.88-90).

Согласно заключению ФБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по <данные изъяты> федеральному округу» следует, что химические вещества из разбитых ампул попали в отходы, отобранные по актам и их исследование по результатам биотестирования показало, что часть из них относится ко II классу опасности (высокоопасные), а другие - к I классу опасности (чрезвычайно опасные). Проба почвы показала превышение содержания нефтепродуктов в <данные изъяты> раза по сравнению с незагрязненным участком (л.д.77-78).

Положениями ст.42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу земельного законодательства Российской Федерации, статья 1, отношения по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы. Эта же статья определяет принцип охраны земли как приоритетный.

Объектами земельных отношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков (ст.6), земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (ч.1 и ч.2 ст.12).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, водных объектов и других природных ресурсов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий (ст.42).

Согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды", объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ч.1 ст.4). Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч.1 и ч.2 ст.51).

На основании Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления", основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (ст.3); к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (ч.2 ст.8). Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.1 и ч.2 ст.13).

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" лом черных металлов является отходами, как и разнородные древесные отходы, песок, загрязненный мазутом, бой железобетонных изделий, отходы железобетона в кусковой форме

(<данные изъяты>).

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22).

В силу положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.14 ч.1 ст.15).

На основании положений Устава Октябрьского района, утвержденного решением Думы Октябрьского района от 19 апреля 2005 года № 255 (л.д.16-58), мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального района отнесены к вопросам местного значения муниципального образования Октябрьский район (п.9 и п.14 ч.1 ст.6). Администрация района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладающий собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ст.26). Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами (в том числе землей и водными объектами), организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования относится к компетенции администрации района (ч.3 ст.27).     

В силу положений п.6 ч.1 ст.13 ЗК РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: …рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.

Постановлением администрации Октябрьского района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> утвержден состав комиссии по вопросам рекультивации земель (л.д.222-223).

Установленные обстоятельства, указывающие на то, что работы по очистке захламленного участка органами местного самоуправления муниципального образования Октябрьский район не организованы продолжительное время, а земельный участок не приведен в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность. При том, что из пояснений представителя ответчика следует, что после расторжения договора аренды с ООО «<данные изъяты>» земельный участок никому в аренду или собственность не передавался. Следовательно, на ответчике лежит обязанность по освобождению земельного участка от находящихся на нем отходов и химических веществ, а также по рекультивации самого земельного участка. Следовательно, предъявленные прокурором в пределах его полномочий, в защиту неопределенного круга лиц требования законны и подлежат удовлетворению, поскольку ухудшение экологической обстановки может затронуть любого гражданина.

При этом, доводы представителя ответчика о том, что обязанность по утилизации отходов должна быть возложена на собственника имущества, находящегося на земельном участке, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно письма генерального директора ООО «<данные изъяты>» земельный участок захламлен, имеет загрязнение химическими веществами (л.д.140-141), что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.143), доказательств обратному суду не представлено.

В ходе осмотра захламленной территории обнаружены частично разорванные мешки, из которых просыпано порошкообразное вещество, разъеденные химическим веществом бочки, что свидетельствует о значительном временном промежутке, прошедшем с момента складирования имущества, до его обнаружения. Данные выводы подтвердила в судебном заседании представитель государственного органа, указав, что состояние упаковки указывает на длительное воздействие на нее природных факторов, так как мешки складированы на улице.

Кроме того, из договора купли-продажи и акта приема-передачи не усматривается, что имущество от ООО «<данные изъяты>» к ООО «<данные изъяты>» передано с какими-либо химическими веществами и реагентами (л.д.156-161). Из договора хранения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.218-221), на который ссылается ответчик, не усматривается, что хранение планировалось производить или производилось на спорном земельном участке.

В судебном заседании представитель ответчика и представитель государственного органа указали, что не имеют доказательств тому, что химические вещества на земельном участке кому-то принадлежат. Сам факт захламления земельного участка представитель ответчик не отрицал. Представитель государственного органа указала, что проверка земельного участка производилась в присутствии представителя администрации Октябрьского района (отвечика).       

Доводы представителя ответчика о том, что заявленные требования не могут быть исполнены ввиду того, что на земельном участке находится чужое имущество, суд не принимает во внимание в связи с тем, что прокурором заявлены требования об освобождении земельного участка от отходов, химических веществ и его рекультивация, что не может затрагивать прав третьих лиц.

Вместе с тем, данные выводы не исключают право ответчика, после приведение земельного участка в состояние отвечающее экологических и санитарно-эпидемиологическими нормам, предъявить соответствующие требования к виновному лицу.

Определяя период, в течение которого подлежит исполнение принятого судом решения, суд, принимая во внимание опасность веществ, находящихся на земельном участке со свободным доступом, возможность последующего заражения территории через протекающий в месте загрязнения ручей и считает указанный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ разумным и обоснованным. Суд также принимает во внимание, что представитель ответчика не представил доказательств наличия объективных причин невозможности исполнения судебного решения в указанные сроки. При этом, данное обстоятельство, не исключает для ответчика право на обращение в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения.

Руководствуясь ч.3 ст.173, ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Октябрьского района о понуждении освободить земельный участок от отходов и химических веществ, провести рекультивацию земельного участка удовлетворить.

Обязать администрацию Октябрьского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ освободить земельный участок, расположенный на территории <данные изъяты> лесничества с кадастровым номером , находящемся в Октябрьском районе ХМАО-Югре от находящихся на нем отходов и химических веществ, провести его рекультивацию и в срок до ДД.ММ.ГГГГ сдать его постоянной комиссии по вопросам рекультивации земель.

Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи кассационной жалобы, представления в Октябрьский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 сентября 2011 года.

Судья                                                                                                   А.Н. Ланин

=согласовано=

Судья А.Н. Ланин