РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Октябрьское 22 сентября 2011 года Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием истца Хабировой И.Р., представителя истца Халиковой Ф.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителя ответчика Морозовой С.Ю. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, представителя третьего лица Хмыловой Е.А., действующей на основании доверенености от ДД.ММ.ГГГГ №, при секретаре Милёшино Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-435/2011, возбужденного по иску Хабировой И.Р. к администрации Октябрьского района о признании права, понуждении предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди, УСТАНОВИЛ: Хабирова И.Р. обратилась в суд с иском в администрации Октябрьского района, в котором просила признать за ней право на получение жилого помещения и понудить ответчика предоставить ей жиле помещение на условиях социального найма. В обоснование своим требованиям истец указала, что является лицом из числа детей-сирот, жилое помещение за ней не закреплялось, проживает в жилом помещении у лица, которое ранее являлось опекуном. На обращение в орган опеки администрации Октябрьского района по вопросу предоставления жилого помещения получила отказ на том основании, что включена в список лиц, вселяемых на основании ордера в жилое помещение вместе с опекуном. Данный отказ считает незаконным так как в силу нахождения под опекой вынуждена была проживать по месту жительства опекуна и право пользования жилым помещением ограничено периодом опеки. Определением суда к участию в деле привлечено управление опеки и попечительства администрации Октябрьского района в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика. В судебном заседании истец уточнила требования, просила признать за ней право на внеочередное предоставление жилого помещения на условиях социального найма и обязать администрацию Октябрьского района предоставить на территории сельского поселения <данные изъяты> жилое помещение вне очереди на условиях социального найма. На заявленных требованиях, с учетом уточнений, истец настаивала. Представитель ответчика администрации Октябрьского района с иском не согласилась, считала требования не подлежащими удовлетворению в связи с тем, что истец включена в ордер с правом на жилую площадь в <адрес>, которое выделялось на семью из <данные изъяты> человек. В настоящее время в жилом помещении зарегистрированы <данные изъяты> человека, что указывает на соблюдение учетной нормы. Само жилое помещение в реестре ветхого и подлежащего сносу не состоит. Представитель третьего лица в судебном заседании указала, что истец имеет право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, но оно может быть ему предоставлено только по окончании обучения в ВУЗе. Заслушав стороны исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения предъявленных требований по следующим основаниям. В соответствии со ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Федеральный закон от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В силу положений ст.1 Закона № 159-ФЗ, применительно к спорным отношениям, дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Лица из числа детей-сирот - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель. На основании ст.2 Закона № 159-ФЗ, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии со ст. 4 указанного выше Федерального закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. В силу абз.2 ч.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ, применительно к возникшему спору, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Указанная статья является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других лиц указанной категории, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на учет, в ней нет положения о предоставлении жилой площади в порядке очередности, не установлен срок предоставления. При этом, суд считает, что указанные выше нормы должны рассматриваться во взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. Так, в силу п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В судебном заседании установлено, что истец родилась ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5). Её мать умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6). Отец, решением <данные изъяты> районного суда республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении истца и ДД.ММ.ГГГГ - умер (л.д.11-12, 16). Из представленных копии удостоверения (л.д.7, 8), постановления от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.15) следует, что над истцом с ДД.ММ.ГГГГ установлена опека её тётей <данные изъяты> Следовательно, на момент разрешения спора, истец относится к категории лиц, из числа детей-сирот. Из содержания представленной суду переписки, письменных возражений ответчика (л.д.9-10, 31-32) и доводов его представителя в судебном заседании следует, что ответчик отказал истцу в предоставлении жилого помещения вне очереди на условиях социального найма в связи с вселением в жилое помещение по <адрес> и проживанием в нем в качестве члена семьи нанимателя, то есть как лицо, не относящееся к категории «не имеющее закрепленного жилья». Данные доводы суд находит несостоятельными в силу следующих обстоятельств. Системный анализ приведенных выше положений Закона № 159-ФЗ и жилищного законодательства приводит суд к выводу, что по-мимо установления статуса истца, являющегося лицом из числа детей-сирот, подлежит обязательной проверке наличие у него нуждаемости в жилом помещении. Из ордера от ДД.ММ.ГГГГ № и договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.47-50) следует, что истец, как опекаемая, вселена в жилое помещение по <адрес>, нанимателем которого являлась её опекун <данные изъяты> Факт проживания в жилом помещении подтверждается адресной справкой (л.д.26). Из справок и пояснений сторон следует, что указанное жилое помещение в реестре ветхого и непригодного для проживания не находится и за истцом в период ее несовершеннолетия не закреплялось. Согласно ч.2 ст.20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. На основании ч.2 ст.36 ГК РФ, опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. В силу абз.5 ч.1 ст.148 СК РФ, дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:…сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. Исходя из положений действовавшего на момент представления <данные изъяты>. жилого помещения жилищного законодательства, вне очереди жилое помещение предоставлялись гражданам:…детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали (ст.37 ЖК РСФСР). Следовательно, вселение истца в жилое помещение по <адрес> в несовершеннолетнем возрасте в период нахождения под опекой не может рассматриваться как вселение в качестве члена семьи нанимателя, так как совместное проживание в опекаемой являлось для опекуна обязанностью в силу Закона, как и обязанность опекаемой проживать совместно с опекуном и невозможностью выбирать иное место жительства. При этом, в силу положений ст.47 ЖК РСФСР, ордер, на момент предоставления жилого помещения, являлся единственным основанием для вселения. Кроме того, положения абз.2 ч.1 ст.8 Закона № 159-ФЗ конкретизируются в действующем в настоящее время жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 ЖК РСФСР определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) Федеральным законом, Указом Президента РФ или Законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях предоставляются жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма жилого помещения. Таким образом, с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми, находящимися под опекой (попечительством), не имеющими закрепленного жилого помещения, должны заключаться договора социального найма жилого помещения. При этом, предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным и благоустроенным, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам и быть юридически и фактически свободным. Оно должно быть свободно от прав иных лиц и пригодно для проживания. Как правило, жилое помещение предоставляется в виде отдельной квартиры. Однако, из договора социального найма и адресных справок (л.д.24, 25, 26, 36, 37, 39-40) следует, что в квартире по <адрес>, кроме истца, проживают иные лица, которые членами семьи не являются. Истец иного жилого помещения ни на условиях социального найма, ни в собственности не имеет (л.д.21, 22, 23, 28, 29, 30 33, 43, 46, 56, 57). Установленные обстоятельства приводят суд к неопровержимому выводу о том, что гарантируемая истцу социальная поддержка, в том числе, на внеочередное обеспечение жилой площадью не реализована. На день рассмотрения иска Хабирова И.Р. не обеспечена жилым помещением по договору социального найма. В силу ст.2 ГПК Российской Федерации нарушенное право истца подлежит судебной защите. В силу положений ст.5 и абз.3 ст.8 Закона № 159-ФЗ,, ст.1, ч.1 ст.2 Закона Ханты-Мансийского АО - Югры от 20 июня 2006 года № 60-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа-Югры отдельным государственным полномочием по предоставлению социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" суд приходит к выводу, что предоставление истцу жилого помещения является обязанностью муниципального образования Октябрьский район. Давая оценку доводам представителя управления опеки и попечительства администрации Октябрьского района о том, что жилое помещение истцу должно быть предоставлено после окончания её обучения, суд приходит к выводу об их несостоятельности по следующим основаниям. В силу положений п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно пояснениям истца, которые не оспаривались ответчиком и третьим лицом, она после окончания школы в ДД.ММ.ГГГГ поступила в <данные изъяты>, то есть на момент поступления истцу исполнилось 18 лет. Следовательно, у истца, как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства, то есть ДД.ММ.ГГГГ, возникло в соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Указанные выше обстоятельства приводят суд к выводу о законности предъявленных требований и отсутствии оснований к отказу в иске. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск Хабировой И.Р. к администрации Октябрьского района о признании права, понуждении предоставить жилое помещение на условиях социального найма вне очереди - УДОВЛЕТВОРИТЬ. Признать за Хабировой И.Р. право на внеочередное предоставление жилого помещения, обязать администрацию Октябрьского района предоставить Хабировой И.Р. жилое помещение отвечающее санитарным и техническим нормам на территории сельского поселения <адрес> на условиях социального найма вне очереди в соответствии с нормой предоставления жилого помещения на состав семьи из <данные изъяты> человека. Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 27 сентября 2011 года. Судья А.Н.Ланин =согласовано= Судья А.Н.Ланин