о признании нормативных правовых актов незаконными



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Октябрьское       19 сентября 2011 года

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием

представителей заинтересованных лиц Даниленко Л.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , Карайченцева В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Милёшиной Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела, возбужденного по заявлению Хисаметдинова Р.Р. о признании незаконным решения Думы Октябрьского района,

УСТАНОВИЛ:

Хисаметдинов Р.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействительным решение Думы Октябрьского района от 03 июня 2011 года № 143 «О проведении повторного заседания конкурсной комиссии», принятым во исполнение решения Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года, в котором она обязала комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района ХМАО-Югры провести заседание от 17 июня 2011 года для исполнения решения Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года; приняла решение приостановить действие решения Думы Октябрьского района от 03 декабря 2010 года № 10 «О назначении главы администрации Октябрьского района»; назначила главу Октябрьского района Куташову А.П. исполняющей обязанности главы администрации Октябрьского района с 06 июня 2011 года до принятия решения Думы Октябрьского района по итогам работы комиссии. Свои доводы заявитель обосновал тем, что оспариваемый акт не достигает цели своего принятия. Восстановление прав заявителя возможно только путем проведения повторного конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района в установленном порядке. Пункт 1 решения Думы Октябрьского района от 03 июня 2011 года № 143 принят в нарушение Положения о порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района, утвержденного решением Думы Октябрьского района от 24 июня 2010 года № 703. При этом, по мнению заявителя, положение и федеральный закон не предусматривают возможность проведения повторных заседаний конкурсной комиссии без проведения нового конкурса, рассмотрение ранее представленных документов заявителя будет нарушать п.4.3 Положения согласно которым конкурс проводится через 20 дней с момента опубликования решения об условиях конкурса. За прошедший промежуток времени могли измениться представленные ранее кандидатами сведения, следовательно, и им и другими кандидатами должна предоставляться свежая информация. В связи с тем, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года результаты конкурса были признаны недействительными, то было необходимо отменить решение Думы Октябрьского района от 03 декабря 2010 года, а не приостанавливать его действие. Принятие решение о назначения главы Октябрьского района Куташовой А.П. исполняющей обязанности противоречии Уставу Октябрьского района в котором указано, что в период отсутствия главы его обязанности исполняет первый заместитель главы Октябрьского района. Кроме того, заявитель считает, что принятие решения о назначении главы Октябрьского района исполняющей обязанности свидетельствует об оказываемых ей незаконно привилегиях и может повлиять на объективность комиссии, члены которой также будут связаны решением Думы Октябрьского района от 03 декабря 2010 года № 10.         

Судом для участия в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава Октябрьского района Кологрив С.А. и три кандидата, избранные решением конкурсной комиссии для участия в выборах главы администрации Октябрьского района Куташова А.П., Миниахметов А.М. и Минулин К.Р.

В судебное заседание заявитель Хисаметдинов Р.Р., заинтересованные лица - глава Октябрьского района Кологрив, Куташова А.П., Миниахметов А.М. и Минулин К.Р., будучи надлежащим образом извещенные, не прибыли. Хисаметдинов Р.Р. просил рассмотреть дело в свое отсутствие, остальные участки о причинах неявки суд не уведомили, ходатайство об отложении разбирательства не представили.

В силу положений ч.2 ст.257 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

В судебном заседании представители заинтересованных лиц Даниленко Л.Ю. и Карайченцев В.В. считали требования незаконными, просили в их удовлетворении отказать.

Заслушав представителей заинтересованных лиц, исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Между тем, указанная процессуальная норма не освобождает заявителя от обязанности доказывания самого факта нарушения его прав оспариваемым решением.

Согласно п.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года признано незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района от 29 ноября 2010 года в части отказа Хисаметдинову Р.Р. в допуске к участию в конкурсе на замещение должности главы администрации Октябрьского района ХМАО-Югры; признано незаконным решение конкурсной комиссии по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района от 29 ноября 2010 года об избрании трех кандидатов на участие в конкурсе на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района ХМАО-Югры; возложена обязанность на Думу муниципального образования Октябрьский район в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объеме допущенные нарушения права Хисаметдинова Р.Р. на участие в конкуре на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района (л.д.9-13).

Решением Думы Октябрьского района от 03 июня 2011 года № 143 на комиссию по проведению конкурса на замещение вакантной должности главы администрации Октябрьского района возложена обязанность провести в 13 часов 17 июня 2011 года заседание для исполнения решения Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года. Этим же решением приостановлено действие решения Думы Октябрьского района от 03 декабря 2010 года № 10 «О назначении главы администрации Октябрьского района», а на главу Октябрьского района возложена обязанность назначить Куташову А.П. исполняющей обязанности главы администрации Октябрьского района с 06 июня 2011 года до принятия решения Думы Октябрьского района по итогам работы комиссии (л.д.14).

Проверив документы, регламентирующие деятельность Думы Октябрьского района приходит к выводу о наличии у нее полномочий для принятия оспариваемого решения.

Так, согласно положений Устава (л.д.39-81) следует, что решения Думы района принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием (п.2 ст.31). Порядок созыва, подготовки и проведения заседания Думы района, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Думы района определяются решением Думы района (п.8 ст.17). Главой администрации района является лицо, назначаемое на должность главы администрации района по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности сроком на 5 лет (п.1 ст.27.2). Условия контракта для главы администрации района утверждаются Думой района (п.2 ст.27.2). Порядок проведения конкурса на замещение должности главы администрации района устанавливается Думой района. Общее число членов конкурсной комиссии устанавливается Думой района (п.4 ст.27.2). Лицо назначается на должность главы администрации района Думой района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой администрации района заключается главой района (п.5 ст.27.2).      

Суд также приходит к выводу, что при принятии обжалуемого решения был соблюден установленный порядок.

Так, исходя из положений Устава следует, что Дума состоит из 16 депутатов, избираемых на муниципальных выборах (п.3 ст.17). Основной формой работы Думы района является заседание. Заседание Думы района правомочно при условии, если на нем присутствует не менее 9 избранных депутатов Думы района (п.6 ст.17).

Исходя из протокола заседания Думы района от 03 июня 2011 года следует, что решение принималось правомочным составом (л.д.154-160).

Суд не принимает во внимание доводы заявителя в той части, что п.1 оспариваемого решения принят в нарушение положения о порядке проведения конкурса, так как решением Октябрьского районного суда от 02 марта 2011 года вопрос о законности проведения самого конкурса на замещение должности Главы администрации Октябрьского района никем не ставился и предметом судебного разбирательства не являлся, что кроме того, следует из определения Октябрьского района суда от 01 июня 2011 года, вступившего в законную силу (л.д.161-164). Кроме того, изучив протокол № 4 заседания конкурсной комиссии от 17 июня 2011 года (л.д.119-112), проведенного в рамках оспариваемого заявителем решения Думы района от 03 июня 2011 года № 143, суд приходит к выводу, что фактически оспариваемый пункт имеет организационное свойство и принят в целях последующей реализации состоявшегося судебного решения. При этом, порядок реализации решения, который по мнению заявителя нарушает его права, принимался решением конкурсной комиссии по результатам заседаний 17 июня 2011 года, протоколы № 4 и № 5 (л.д.110-116). Суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что оспариваемый акт не достигает цели его принятия, так как не восстанавливает его нарушенных прав, считая, что данный вопрос касается порядка исполнения судебного решения. В связи с тем, что основанием обращения в суд не является действия сторон в рамках исполнительного производства, то указанные выше доводы не могут быть предметом данного судебного разбирательства.

Доводы заявителя, о том, что п.2 и п.3 оспариваемого решения противоречат действующим нормативным актам, суд не принимает во внимание, так как они не нарушают его прав и законных интересов, что является необходимым условием для проверки в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Следовательно, указанные доводы не подлежат оценке. При этом, доводы заявителя о том, что данные пункты нарушают его права, создают необоснованные привилегии, суд считает несостоятельными, так как и вопрос принятия решения по определению кандидатур для рассмотрения Думой Октябрьского района на должность главы администрации Октябрьского района и выбор Думой района среди представленных кандидатов главы администрации Октябрьского района является исключительной компетенцией соответствующих органов (конкурсной комиссии и Думы Октябрьского района), следовательно, не подлежит оценке судом.

Указанные выше доводы, в своей совокупности, приводят суд к выводу, что оснований для признания незаконным решения Думы Октябрьского района от 03 июня 2011 года № 143 не имеется.

Следовательно, в удовлетворении заявления Хисаметдинова Р.Р. необходимо отказать.

Кроме того, суд принимает во внимание, что на момент разрешения спора решением Думы Октябрьского района от 22 июня 2011 года № 153 (л.д.143) признано утратившим силу решение Думы района от 03 декабря 2010 года № 10 «О назначении главы администрации Октябрьского района», заявитель допущен к участию в кон курсе и его кандидатура среди прочих была рассмотрена конкурсной комиссией (л.д.110-116), принятые 17 июня 2011 года конкурсной комиссией решения не отменялись и не обжаловались (л.д.133).               

Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Хисаметдинова Р.Р. о признании незаконным решения Думы Октябрьского района - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 10 дней после установленной даты для ознакомления с мотивированным решением, путем подачи кассационной жалобы в Октябрьский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2011 года.

Судья                                                                                                       А.Н.Ланин

=согласовано=

Судья А.Н.Ланин