о признании незаконным бездействия по вывозу бытовых отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

               пос. Октябрьское                                                                    26 октября 2011 года

        Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Ведрова В.А, с участием помощника прокурора Октябрьского района Кирьяновой С.Ю., представителя ответчика Беляевой Н.Н., при секретаре Дорошенко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-493/2011 по иску прокурора Октябрьского района в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации городского поселения Октябрьское Октябрьского района об устранении нарушений природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства,

у с т а н о в и л:

            Прокурор Октябрьского района обратился в суд к администрации городского поселения Октябрьское Октябрьского района об устранении нарушения природоохранного санитарно - эпидемиологического законодательства. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения требований природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения Октябрьское Октябрьского района установлено, что на территории земельного участка, расположенного по <адрес> с <данные изъяты> стороны от входа в <адрес>, с <данные изъяты> стороны в <данные изъяты> метрах от проезжей части имеется несанкционированная свалка строительного мусора и бытовых отходов образовавшихся в результате жизнедеятельности. Площадь захламления около <данные изъяты> Требования по обустройству контейнерной площадки в соответствии с СанПиН 42-128- 4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на указанном участке также не соблюдаются. Размещение (площадок) мест для сбора отходов образующихся в процессе жизнедеятельности на территории городского поселения Октябрьское, осуществлено в нарушение требований санитарно- эпидемиологического законодательства Российской Федерации, п. 2.2.3. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», т.е. без надлежащего согласования с компетентными контролирующими органами (районным архитектором, ТОУ Роспотребнадзора). По результатам совместной проверки проведенной прокуратурой района по поступившему обращению на территории вышеуказанного земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства, выразившиеся в размещении несанкционированной свалки бытовых отходов. По итогам проверки прокуратурой района с целью устранения выявленных нарушений в адрес главы администрации городского поселения Октябрьское ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Однако должных мер по уборке территории и устранению нарушений природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства администрацией района не принято. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения Октябрьское выразившееся в ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства по осуществлению полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения Октябрьское и обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельный участок площадью около <данные изъяты> метров, расположенный по адресу: <адрес>, с <данные изъяты> стороны от входа в <адрес>, с <данные изъяты> стороны в соответствие с природоохранными и санитарно- эпидемиологическими требованиями, то есть, в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от отходов производства и потребления и надлежащим образом осуществлять полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", земельного и природоохранного законодательства.

Помощник прокурора Октябрьского района Кирьянова С.Ю. в судебном заседании заявление прокурора поддержала в полном объеме, настаивает на удовлетворении заявленных требований, которые обоснованны, подтверждаются собранными материалами. Установлен факт наличия несанкционированной свалки мусора и отходов, производилось обследование с участием государственного инспектора Природнадзора - Югры, установлено нарушение требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, имеется расчет ущерба окружающей среде в результате захламления данного земельного участка, данная несанкционированная свалка длительное время не убирается, в ДД.ММ.ГГГГ была зафиксирована эта свалка, однако ничего не сделано, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.

Представитель ответчика - администрация городское поселение Октябрьское Беляева Н.Н, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования прокурора Октябрьского района не признала, пояснив тем, что действительно жителями поселения Октябрьское периодически выбрасывается мусор на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> с <данные изъяты> стороны от входа в <адрес>, но при этом утверждать, что администрация городского поселения Октябрьское безразлично относится к этому и не принимает мер реагирования безосновательно. Так, в месте регулярного сброса мусора администрацией г.п. Октябрьское установлены таблички с предупреждениями о недопущении выброса мусора, с указанием на административную ответственность за подобные виды нарушений. Администрацией городского поселения Октябрьское <данные изъяты> заключаются договора с <данные изъяты> МПЖКХ на выполнение работ по внешнему благоустройству в городском поселении Октябрьское ( от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ), согласно технического задания прилагаемого к каждому из договоров - в обязанности исполнителя входит: погрузка и вывоз случайного мусора автотранспортом на полигон утилизации на всей территории городского поселения Октябрьское, уборка несанкционированных свалок аналогично на всей территории городского поселения Октябрьское по мере образования. В случае ненадлежащего исполнения договоров в адрес <данные изъяты> МПЖКХ незамедлительно направляются письма об устранении допущенных нарушений. Между тем следует заметить, что ненадлежащее исполнение организацией своих обязательств - это одно, и воспитание населения, которое не желает пользоваться предложенными условиями вывоза ТБО (<данные изъяты> раза в неделю в вечернее время по всем улицам поселения Октябрьское), а продолжает регулярный сброс мусора в непредназначенных для этого местах. Помимо указанного текущую санитарную очистку осуществляют общественные работники, направленные Центром занятости населения по Октябрьскому району. Ежедневно работает от <данные изъяты> до <данные изъяты> человек. Также администрацией городского поселения Октябрьское было составлено <данные изъяты> протоколов за выброс мусора в непредназначенных для этого местах, и направлено на рассмотрение административной комиссии администрации Октябрьского района. Следовательно утверждать о бездействии администрации городского поселения Октябрьское по осуществлению полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории поселения Октябрьское безосновательно.

          Заслушав прокурора, представителя ответчика администрации городское поселение Октябрьское, изучив материалы дела, суд пришёл к убеждению об удовлетворении заявления прокурора Октябрьского района, по следующим основаниям.

            В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР РФ от 02.12.2002г. № 786) (с изменениями и дополнениями) продукты, образующиеся в результате жизнедеятельности человека (отходы из жилищ) относятся к 4 классу опасности крупногабаритные отходы к 5 классу опасности.

            В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 06.10.2003 года организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения решаемых органами местного самоуправления.

           Согласно ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года, ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 22.05.1998 года, ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

            В соответствии с требованиями п.2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», запрещается сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, которые могут создать опасность для окружающей среды, естественных экологических систем. Захламление бытовыми отходами земель поселения является нарушением прав неопределенного круга граждан на охрану земель и является прямым нарушением ст. 12 Земельного кодекса РФ, регламентирующей, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земель быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) Предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) Обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

          В соответствии со ст.1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.

           В материалах дела имеется представление прокурора Октябрьского района об устранении нарушений Закона РФ от 29.04.2011 года за № 602/06-11 адресованное на имя <данные изъяты> администрации городского поселения Октябрьское о принятии мер к устранению нарушений закона и недопущению их в дальнейшем, а именно по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения Октябрьское, в указанном представление была отражена территория земельного участка, расположенной у жилого многоквартирного <адрес> на которой имеется несанкционированная свалка бытовых отходов, площадью захламление <данные изъяты> (л.д.13-16).

           Согласно распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ на основании представления прокурора Октябрьского района об устранении нарушений Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ за на должностное лицо ответственное по вопросам жизнеобеспечения, вопросам ГО и ЧС на территории городского поселения Октябрьское было наложено дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (л.д.17).

           Из справки обследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что комиссией в составе Прокуратурой Октябрьского района совместно со <данные изъяты>, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО - Югры в соответствии с планом проверки прокуратуры района на ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории городского поселения Октябрьское. В ходе осмотра территории <адрес> перед домом , <данные изъяты> от проезжей части с <данные изъяты> стороны, вдоль технического проезда расположен участок поросший деревьями хвойных пород (ель, кедр), длина <данные изъяты>, ширина <данные изъяты> метров. С <данные изъяты> стороны к данной территории прилегают <данные изъяты> участка, на которых ведутся строительные работы, участки разделены забором с обследуемой территорией, в указанном заборе имеются проходы, через которые производится выброс мусора. На описываемой выше территории обнаружена несанкционированная свалка отходов от хозяйственной, потребительской и строительной деятельности - (пластиковые пакеты, заполненные бытовыми отходами, картонные коробки из под продуктов питания и бытовой техники, консервные и пивные банки, пластиковые и стеклянные бутылки, корпуса холодильников, телевизоров, пластиковые канистры из под ГСМ, пластмассовые детские игрушки, деревянная и мягкая мебель, строительный отходы доски, фанера, цемент, штукатурка, фрагменты кафеля, линолеума, рубероида, отходов лесопиления, домашняя утварь, электра плиты, также в кучах мусора обнаружено несколько трупов домашних животных (кошек). Вся территория длинной <данные изъяты> метров и шириной <данные изъяты> метров, площадью <данные изъяты>, захламлена перечисленными отходами. В <данные изъяты> метрах от автодороги находится железный контейнер для складирования ТБО, который находится в перевернутом положении и не используется населением по его назначению. Географические координаты обнаруженной свалки - <данные изъяты> - северной широты и <данные изъяты> - восточной долготы (л.д.6-7). Факт обнаружения несанкционированной свалки на территории земельного участка <данные изъяты> подтверждается фотоснимками (л.д.10-12).

         Согласно расчёта ущерба окружающей среде в результате захламления земель в районе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, который был произведён с Методикой исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, утвержденной постановлением Правительства автономного округа - Югры от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Методика), размер суммы вреда причинённый окружающей среде составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки (<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки)( (л.д.8-9).

          В судебном заседании установлено, что администрацией городского поселения Октябрьское нарушаются требования природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства, в области охраны окружающей среды, а именно ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", земельного и природоохранного законодательства.

          В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

         Представитель ответчика в судебном заседании указала, что не согласна с тем, что администрация г.п. Октябрьское бездействует, вместе с тем признает вышеуказанные нарушения, которые до настоящего времени администрацией г.п. Октябрьское не устранены, несанкционированная свалка на указанном земельном участке существует.

            В приобщенных по ходатайству представителя ответчика копиях договоров указаны обязанности заказчика (<данные изъяты>) по осуществлению контроля выполнения обязательств по данным договорам, проводить плановые и внеплановые обследования и проверки, оценивать качество выполнения порученных подрядчику (<данные изъяты>) работ в соответствии с критериями качества, установленными данными договорами, требованиями ГОСТов, СНиПов и СанПиНа, при выявлении недостатков в работе подрядчика, а также в случае жалоб или заявлений получателей (потребителей) услуг требовать от подрядчика безвозмездного устранения недостатков (п.2.1 п.п.2.1.1-2.1.4 указанных договоров). Однако никаких подтверждающих документов о надлежащем исполнении данных обязанностей суду не представлено. Приобщенные по ходатайству представителя ответчика уведомления в адрес директора <данные изъяты> касаются других участков. По поводу невыполнения условий договоров по вышеуказанному земельному участку уведомлений в представленных материалах не имеется. Фотоснимок с изображением несанкционированной свалки и копия письма депутату также не опровергают доводов прокурора о бездействии администрации г.п. Октябрьское, выразившегося в ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства по осуществления полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Таким образом, суд достоверно установил, что в результате ненадлежащего исполнения администрацией городского поселения Октябрьское требований Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части осуществления полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения нарушены требования санитарного законодательства, законодательства о землепользовании, об охране окружающей природной среды, об отходах производства и потребления, что создает непосредственную угрозу причинения вреда здоровью неопределенного числа граждан п. Октябрьское и Октябрьского района, а также нарушает их права на санитарно-эпидемиологическую безопасность и на охрану земли от захламления отходами потребления. Данные нарушения природоохранного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Октябрьского района ХМАО-Югры, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц к администрации городского поселения Октябрьское Октябрьского района об устранении нарушений природоохранного и санитарно - эпидемиологического законодательства - удовлетворить.

          Признать незаконным бездействие администрации г.п. Октябрьское выразившееся в ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства по осуществления полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения Октябрьское Октябрьского района.

              Обязать администрацию городского поселение Октябрьское Октябрьского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельный участок площадью около <данные изъяты> метров, расположенный по адресу: <адрес> с <данные изъяты> стороны от входа в дом , с <данные изъяты> стороны в соответствие с природоохранными и санитарно- эпидемиологическими требованиями, то есть, в состояние, обеспечивающее экологическую безопасность, путем освобождения земельного участка от отходов производства и потребления и надлежащим образом осуществлять полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства РФ, СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", земельного и природоохранного законодательства.

          На решение может быть подана кассационная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней со дня его вынесения, через Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

                                  Судья                                                      Ведров В.А.

=согласовано=

Председатель

Октябрьского районного суда                                    В.А. Ведров