РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 января 2012 г. п.Приобье Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе судьи Зверевой М.А. При секретаре Пузановой В.В., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов, УСТАНОВИЛ: Прокурор Октябрьского района обратился в Октябрьский районный суд с исковым заявлением к администрации Октябрьского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. В обосновании требований пояснил, что прокуратурой Октябрьского района во исполнение указания прокуратуры ХМАО_Югры проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки проведенной прокуратурой Октябрьского района совместно со специалистами службы жилищного контроля и строительного надзора, отдела по вопросам архитектуры, градостроительства администрации Октябрьского района, были осмотрены объекты социальной инфраструктуры расположенные в гп Приобье. Осмотром установлено, что в нарушение требований ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, в части создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры ни один из объектов не соответствует требованиям по доступу к ним маломобильных групп населения. Кроме того, установлено, что в нарушение требований СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 31-102099 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» пандусные съезды отсутствуют, высота дверных порогов превышает нормативные значения, ширина дверных проемов не соответствует предъявляемым требованиям. Вышеуказанные нарушения подтверждаются актом осмотра от 25.10.2011 № 1372 с прилагаемой фото-таблицей. Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона при проведении реконструкции вышеперечисленных объектов социальной инфраструктуры входные группы зданий, а также подходы к зданиям не были приведены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Данное нарушение требований закона существенно ущемляет права инвалидов на беспрепятственное пользование объектами социальной инфраструктуры. Просит суд обязать администрацию Октябрьского района оборудовать пандусными съездами, а также привести в соответствие входные группы объектов социальной инфраструктуры для доступности инвалидов и маломобильных групп населения: здание спортивной школы бокса муниципального образовательного учреждения «Районная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва» расположенное по адресу <адрес>; здание скорой помощи обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес>; здание поликлиники, здание детской консультации обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес>. В судебном заседании помощник прокурора Мащенко Н. В. на удовлетворении исковых требований настаивает, уточнила исковые требования, просит суд обязать администрацию Октябрьского района внести изменения в целевую программу «Формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения», при этом срок для устранения выявленных нарушений установить в пределах действия целевой программы. Представитель ответчика администрации Октябрьского района - Рахимова О. О. действующая на основании доверенности, против иска не возражает, суду пояснила, что вопрос об изменении содержания программы с учетом принятого судом решения будет внесен буде т на следующее заседание Думы Октябрьского района. Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд считает возможным удовлетворить исковые требования в полном объеме. Так, в судебном заседании установлено, прокуратурой Октябрьского района во исполнение указания прокуратуры ХМАО-Югры проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов. В ходе проверки проведенной прокуратурой Октябрьского района совместно со специалистами службы жилищного контроля и строительного надзора, отдела по вопросам архитектуры, градостроительства администрации Октябрьского района были осмотрены следующие объекты социальной инфраструктуры расположенные в гп Приобье: - здание спортивной школы бокса муниципального образовательного учреждения «Районная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва» расположенное по адресу <адрес> - в ходе проверки установлено, что пандусные съезды отсутствуют, высота дверных порогов превышает нормативные значения, ширина дверных проемов не соответствует предъявляемым требованиям - СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 31-102099 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения»; - здание скорой помощи обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес> - в ходе проверки установлено, что пандусные съезды отсутствуют, высота дверных порогов превышает нормативные значения, ширина дверных проемов не соответствует предъявляемым требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 31-102099 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» ; - здание поликлиники, здание детской консультации обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес> - в ходе проверки установлено, что пандусные съезды отсутствуют, высота дверных порогов превышает нормативные значения, ширина дверных проемов не соответствует предъявляемым требованиям СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 31-102099 «Требований доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения». Согласно сведениям по муниципальным объектам в социальной сфере муниципального образования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект - здание скорой помощи, расположенное по адресу <адрес> подвергался перепланировке, что не является капитальным ремонтом либо реконструкцией. Следовательно, требования Федерального закона № 181 - ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов В Российской Федерации» не выполнялись и не учитывались. В соответствии со ст. ст. 9, 10 Конвенции Организации Объединенных Наций « О правах инвалидов» от 13 декабря 2006 года, которая подписана Россией, согласно распоряжения Президента РФ от 05 августа 2008 года № 450-п, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государство - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к объектам социального значения, как в городских, так и в сельских районах. Меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров для инвалидов, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места. Согласно ст.ст. 17, 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и правосудия. Частью 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Согласно Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Социальная инфраструктура представляет собой систему объектов, принадлежащих к различным отраслям сферы социального обслуживания выполняющая функции жизнеобеспечения населения. Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения. Предусмотренные вышеуказанные Федеральным законом № 181 - меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 181 органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка новых микрорайонов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Поскольку ответчик - администрация Октябрьского района - наделена полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе - по организации обеспечения условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, суд считает необходимым обязать ответчика организовать реализацию беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в указанные прокурором Октябрьского района социальные здания путем организации установки пандусов и приведение дверных проемов и дверных порогов зданий социального значения в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Октябрьского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района о понуждении к устранению нарушений законодательства о социальной защите инвалидов удовлетворить. Обязать администрацию Октябрьского района внести изменения в целевую программу «Формирования доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения Октябрьского района на 2012-2014 годы» в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СП 31-102099 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населений» по установки пандусов, пандусных съездов и поручней, реконструкции входных групп на социальных объектах: здание спортивной школы бокса муниципального образовательного учреждения «Районная спортивная детско-юношеская школа олимпийского резерва» расположенное по адресу <адрес>; здание скорой помощи обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес>; здание поликлиники, здание детской консультации обособленного подразделения Приобская городская больница МУЗ «Октябрьская центральная районная больница» расположенное по адресу <адрес>. Мотивированное решение суда предоставлено сторонам 18 января 2012 года. Решение суда может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного Округа-Югры в течении 30 дней со дня предоставления мотивированного решения. Судья М. А. Зверева =согласовано= Судья Октябрьского районного суда ______________ М.А. Зверева