РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ п. Октябрьское 30 января 2012 года Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием истца Прокопенко А.А., представителя истца Долгушиной Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представителей ответчика Климентенко Т.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № и Корякиной С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №, при секретаре Афониной Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №, возбужденного по иску Прокопенко А.А. к отделу министерства внутренних дел по Октябрьскому району о признании неправомерным порядка исчисления понуждении произвести расчет стажа и уволить с правом выхода на пенсию по выслуге лет, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд в суд с иском к ОВД по Октябрьскому району, в котором просил признать неправомерным порядок расчёта льготной выслуги лет в отношении него и обязать ответчика произвести перерасчёт выслуги лет с учётом льготного её исчисления из расчета <данные изъяты> месяц службы за <данные изъяты>, и уволить его из органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством, дающим ему право выхода на пенсию по выслуге лет в льготном исчислении. Свои требования обосновал тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на службе в органах внутренних дел. Выслуга на ДД.ММ.ГГГГ составила в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц, в льготном - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву. При этом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в составе <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>, <данные изъяты>. При этом, данный период не был зачтен ему в льготном исчислении. Считает, что спорный период подлежит зачету в льготном исчислении из расчета <данные изъяты> месяц службы за <данные изъяты> месяца на основании положений п.5 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 941 во взаимосвязи с положениями п.1 Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896, ч.2 ст.2 Закона РФ от 21 января 1993 года № 4328-1, ст.2 Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях Государства Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и Указа Президента Российской Федерации от 07 июня 2000 года № 1054 «О льготных условиях исчисления срока военной службы в воинских званиях». В судебном заседании истец, после некоторых изменений, уточнил заявленные требования и просил признать неправомерным порядок расчета льготной выслуги лет, в части прохождения воинской службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать ответчика произвести перерасчет выслуги лет, в части прохождения воинской службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне <данные изъяты> с учетом льготного её исчисления из расчёта <данные изъяты> месяц службы за <данные изъяты>, и уволить его из ОВД в соответствии с действующим законодательством, дающим право выхода на пенсию по выслуге лет в льготном исчислении. Представители ответчика в судебном заседании с иском не согласились и указали, что в силу действующего законодательства, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, срочная служба по призыву подлежит включению в выслугу лет в календарном исчислении. Заслушав стороны, исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам. На основании записей в военном билете судом установлено, что истец был призван на военную службу <данные изъяты> районным военным комиссариатом ДД.ММ.ГГГГ и уволен (демобилизован) ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11). Военную службу проходил в войсковой части <данные изъяты> в должностях <данные изъяты> (л.д.12, 14). В военном билете имеются записи о том, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал <данные изъяты> в составе войсковой части <данные изъяты> и в период с <данные изъяты> июня по ДД.ММ.ГГГГ принимал <данные изъяты> (л.д.12-15). Согласно справке начальника отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по <данные изъяты> истец в спорные периоды принимал участие <данные изъяты> (количество дней <данные изъяты>), в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ срок исчисляется <данные изъяты> день за <данные изъяты> (л.д.18). Исходя из содержания копий трудовой книжки на имя истца (л.д.8-10), выписок из приказов (л.д.19, 44-49, 56-59), послужного списка (л.д.29-31) следует, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился на службе в органах внутренних дел на различных должностях ОВД по Октябрьскому району В связи с тем, что увольнение истца произошло ДД.ММ.ГГГГ, спорные периоды касаются ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то при принятии решения суд считает необходимым руководствоваться законодательством, действовавшем в указанные периоды времени. Следовательно, суд приходит к выводу, что истец был уволен по п.12 ст.40 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (далее Закон «О полиции») за совершение проступка, порочащего честь сотрудника полиции. Приказ об увольнении истца содержит сведения о выслуге лет на ДД.ММ.ГГГГ которая составляет в календарном исчислении <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяц, в льготном - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяца <данные изъяты> дней (л.д.19). В силу п.17.11 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденной Приказом МВД РФ от 14 декабря 1999 года № 1038 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику. Из представленного расчета выслуги (л.д.43) и сведений послужного списка (л.д.31-оборотная сторона) следует, что период срочной службы исчислен истцу с коэффициентом <данные изъяты>, а период службы в ОВД - с коэффициентом <данные изъяты> как службы в районах приравненных в районам Крайнего Севера. Согласно исковому заявлению спор возник по поводу исчисления периода прохождения истцом службы по призыву на территории <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ исчисление которых с коэффициентом <данные изъяты>, образовывало бы истцу выслугу лет в льготном исчислении - <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дня (л.д.72). Конституционным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась правовая позиция (определения от 1 декабря 1999 года № 219-О, от 7 декабря 2001 года № 256-О, от 20 октября 2005 года № 378-О, от 16 апреля 2009 года № 566-О-О, от 15 июля 2010 года № 1003-О-О) о том, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан как определенные ограничения в части реализации ими гражданских прав и свобод, так и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. При этом, поступая на службу в органы внутренних дел по контракту, гражданин, реализуя свое право на свободное распоряжение своими способностями к труду, тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности (публичной функции), занятие которой предполагает наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, то есть соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус, что само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации. Следовательно, в соответствии с действующим правовым регулированием нормы Трудового кодекса Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, касающиеся трудовых и пенсионных правоотношений могут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, только в случаях, предусмотренных специальным законодательством. На момент увольнения истца действовало Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-I (с изменениями и дополнениями, далее Положение о службе), согласно которому пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Порядок исчисления выслуги лет для назначения сотрудникам органов внутренних дел пенсии определяется Правительством Российской Федерации. При этом в выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел засчитывается время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы (ст.63). Кроме того, пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентировалось специальным Законом РФ 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее Закон № 4468-1), в ч.2 ст.18 которого указано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет дляназначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона. Положения ст.1 ст.4 Закона № 4468-1 в отношении лиц, проходивших службу в качестве солдат, дополнены указанием на то, что это лица, проходившие службу по контракту. Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, в Законе №4468-1, не значатся. Во исполнение Закона № 4468-1 и постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-I было издано Постановление Совета министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей в Российской Федерации» (далее Постановление № 941), которым установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии в календарном исчислении (п.5). Приведенная правовая норма по своему характеру является специальной, определяющей порядок зачета военной службы по призыву (ранее - срочной военной службы) в выслугу лет для назначения пенсий. Она же устанавливает случаи, когда такая служба подлежит зачету на льготных условиях. Следовательно, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее срочная военная служба) засчитывается в льготном исчислении только для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных. При этом, системный анализ положений п.3 и п.5 Постановления № 941 с положениями ст.3 Закона № 4468-1 является основанием для суда понимать указание на зачет в выслугу лет в льготном исчислении срочной службы в составе действующей армии только в период Великой Отечественной войны. Данные выводы являются основанием считать несостоятельными доводы истца и его представителя, истолковавших данное положение как распространяющееся на военнослужащих срочной службы, выполнявших задачи на территории Чеченской республики в спорные периоды. Кроме того, суд отмечает, что и в Закон № 4468-1 и в Постановление № 941 вносились изменения вплоть до декабря 2011 года, что указывает на правовую позицию, выраженную законодателем, с учетом всех нормативных правовых актов издававшихся и принимавшихся в отношении военнослужащих принимавших участие в зоне вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, и не содержащую нормы, позволяющие исчислять данный период в льготном исчислении для включения в стаж военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин. Суд также признает несостоятельными доводы истца и его представителя о возможности применения к спорным правоотношениям положений Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполнявших задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (далее Закон № 4328-1) во взаимосвязи с положениями Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2001 года № 896 Кроме того, ст.2 Закона № 4328-1 состоит из двух частей в части первой указано, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Абзац второй предусматривает, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца. Однако, часть вторая не содержит указания для какой категории военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет для военнослужащих, проходивших службу по призыву или по контракту. Доводы истца и его представителя о возможности применения к спорным правоотношениям положений Указа Президента Российской Федерации от 7 июня 2000 года № 1054 "О льготных условиях исчисления срока военной службы (службы) в воинских (специальных) званиях" суд считает не состоятельными, так как данный нормативный правовой акт касался периода с 01 августа 1999 года и предусматривал участие в контртеррористических операциях. Суд также отмечает, что положениями Постановления Правительства российской Федерации от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» предусмотрено предоставление дополнительных гарантий и компенсаций только за время фактического выполнениями ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальниками штабов, оперативных и иных групп (п.2). Истец суду наличие данных приказов не предоставил, в военном билете ссылки на данные приказы отсутствуют, сведений о месте расположения войсковой части <данные изъяты> в представленных документах не имеется, ходатайств об отложении судебного рассмотрения или об оказании помощи в истребовании необходимых доказательств истец и его представитель не заявляли. При этом суд также считает, что данные нормы, без указания в специальном Законе, не могут применяться к спорным правоотношениям в силу особого статуса, придаваемого сотруднику органов внутренних дел. Данные выводы являются основанием считать несостоятельными доводы истца в его письменных объяснениях (л.д.64-67), а также доводы представителя истца в судебном заседании в той части, что доказательством возникшего права является выданное истцу удостоверения <данные изъяты> (л.д.17). Указанные выше по тексту решения доводы являются основанием для суда не принимать во внимание справку начальника отдела военного комиссариата ХМАО-Югры по <данные изъяты> об исчислении спорного периода из расчета <данные изъяты> день за <данные изъяты> (л.д.18), как не порождающую для истца возникновение такого права. Следовательно, требования истца о признании неправомерным порядка расчета льготной выслуги лет, в части прохождения им воинской службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и понуждении ответчика произвести перерасчет выслуги лет, в части прохождения воинской службы по призыву в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в зоне вооруженного конфликта на территории <данные изъяты> с учетом льготного её исчисления из расчёта <данные изъяты> месяц службы за <данные изъяты> не может подлежать удовлетворению в связи незаконностью. В связи с тем, что пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям, в соответствии с положениями Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 27 мая 2005 года № 418, назначаются соответствующими пенсионными органами МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации по месту увольнения со службы, а основанием для назначения пенсии является заявление сотрудника, с которым истец не обращался (л.д.73), то разрешение требования истца о принятии решения об его увольнении из органов внутренних дел в соответствии с действующим законодательством, дающим право выхода на пенсию по выслуге лет в льготном исчислении в настоящее время не может подлежать удовлетворению в связи с преждевременностью заявления. При указанных обстоятельствах в предъявленном иске необходимо отказать полностью. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Прокопенко А.А. к отделу министерства внутренних дел по Октябрьскому району о признании неправомерным порядка исчисления понуждении произвести расчет стажа и уволить с правом выхода на пенсию по выслуге лет - ОТКАЗАТЬ. Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд. Решение суда в окончательной форме фактически изготовлено 06 февраля 2012 года. Судья А.Н.Ланин =согласовано= Судья А.Н.Ланин
"О зонах вооруженных конфликтов". При этом, суд исходит из того, что специальными нормами положения указанных законодательных актов не закреплены.