о внеочередном предоставлении ж.п.



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Октябрьское        10 августа 2012 года

                                                 

Октябрьский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в составе председательствующего судьи Ланина А.Н., с участием

Истца Хамитовой Е.С., представителя третьего лица Мальцевой Д.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года , при секретаре Зотовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-305/2012, возбужденного по иску Хамитовой Е.С. к администрации Октябрьского района о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Хамитова Е.С. обратилась в суд с иском к администрации Октябрьского района, в котором просила признать за ней право на получение во внеочередном порядке жилого помещения в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Свои доводы мотивировал тем, что имеет статус лица из числа детей оставшихся без попечения родителей, так как её мать, с которой она до ДД.ММ.ГГГГ года проживала в <адрес>, самоустранилась от воспитания. После установления постановлением главы <данные изъяты> администрации от ДД.ММ.ГГГГ года опекунства она с опекуном переехала в <адрес>, где посещала детский сад. В ДД.ММ.ГГГГ году переехала в <адрес>, где проучилась в школе ... года, после чего вновь переехала в <адрес>, где проучилась ... классы. После этого, в ДД.ММ.ГГГГ году с опекуном возвратилась в <адрес>. Там проучилась с ... по ... класс, по окончанию которого, там же поступила в "учебное заведение" и проучившись <данные изъяты> курса самостоятельно переехала в <адрес>, где до настоящего времени проживает у <данные изъяты> по <адрес>, без регистрации. При этом, до настоящего времени жилого помещения не имеет ни в собственности ни на условиях найма.

В судебное заседание ответчик, будучи надлежащим образом уведомленным, не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.43).

В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивала. Представитель третьего лица по иску не высказалась. Однако, в представленных ранее письменных возражения (л.д.34), управление опеки и попечительства администрации Октябрьского района указала, что у истца не возникло право на получение жилого помещения вне очереди, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, так как у нее нет данного статуса и нет данных о регистрации истца и её проживании на территории Октябрьского района.      

Заслушав истца исследовав и проанализировав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно положениям ст.ст.1, 2 и 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее Закон № 159-ФЗ), лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

На основании положений ст.8 Закона № 159-ФЗ правом на внеочередное предоставление жилого помещения обладают только дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения.

В судебном заседании из постановления главы <адрес> администрации от ДД.ММ.ГГГГ года следует, что истец относится к категории лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как отец у нее отсутствует, мать самоустранилась от воспитания дочери, что явилось основанием для установления опеки над несовершеннолетней истицей (л.д.21, 22, 24).

Ответчик, в лице управления опеки и попечительства администрации Октябрьского района отказал истцу в реализации права на получение жилого помещения как лицу, оставшемуся без попечения родителей (л.д.8).

Из пояснений истца и представленных сведений следует, что она в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проживала в <адрес> и в <адрес>, периодически переезжая из одного населенного пункта в другой вместе со своим опекуном (л.д.11, 12, 25, 51, 52, 53). При этом, с ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживает в <адрес> Октябрьского района ХМАО-Югры. Данное обстоятельство, с учетом положений ч.1 ст.20 ГК РФ, суд признает доказанным исходя из представленных заявлений М., Т., К., К., Х. (л.д.46, 47, 48, 49, 50), а доводы третьего лица в данной части несостоятельными.      

На основании исследованных справок и сведений, предоставленных из мест проживания истца в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время, пояснений представителя управления опеки и попечительства администрации Октябрьского района, суд приходит к выводу, что на момент разрешения спора истец не имеет закрепленного жилого помещения, не имеет жилья в собственности или на условиях социального найма, то есть жилой площадью не обеспечен, но в ней нуждается (л.д.9, 10, 14, 15, 16, 20, 38, 54, 55-56).

При разрешении спора суд считает необходимым, по-мимо положений Закона № 159-ФЗ, руководствоваться правилами ст.57 ЖК РФ, подлежащими применению неразрывно и в совокупности с правилами специального закона.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведённой нормы Жилищного кодекса Российской Федерации основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из копии паспорта истца следует, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.26). Следовательно, попечение над ней окончилось ДД.ММ.ГГГГ года.

Следовательно, у истца, как нуждающейся в жилом помещении, после прекращения над ней попечительства, то есть в ДД.ММ.ГГГГ году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, при том, что она свое обучение в "учебном заведении" прекратила в ДД.ММ.ГГГГ году.

Следовательно, суд приходит к выводу о законности предъявленных требований, которые подлежат удовлетворению.

При этом, суд в силу положений ст.1 Закона № 159-ФЗ в части определения понятия детей, оставшихся без попечения родителей, считает несостоятельными доводы третьего лица в письменных возражениях в той части, что истец не относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, так как отсутствуют сведения о лишении её матери родительских прав. Кроме того, в силу п.3 ст.31 ГК РФ, опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Следовательно, факт установления опеки над Хамитовой Е.С. в ДД.ММ.ГГГГ году и отсутствие сведений о её прекращении ранее, чем она достигла совершеннолетия, подтверждает то обстоятельство, что истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Хамитовой Е.С. к администрации Октябрьского района о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей - УДОВЛЕТВОРИТЬ.

Признать за Хамитовой Е.С. право на получение во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 августа 2012 года.

Судья                                                А.Н.Ланин

= согласовано =

Судья                                   А.Н.Ланин