осужден за умышленное причинение смерти другому человеку



1-303-10

П Р И Г О В О Р

именем Российской Федерации

г. Октябрьский. 10 сентября 2010 г.

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Игнатьева Г.А.,

при секретаре Галламовой Г.Р.,

с участием государственных обвинителей Агапитова Д.Г., Миркидановой Т.Н.,

подсудимого Байбурина А.Ш.,

защитника Дмитриева Ю.П., представившего удостоверение № и ордер №,

рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Байбурина Айрата Шамилевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> РБ, проживающего в <адрес>, гражданина России, <данные изъяты>, <данные изъяты>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ.

Заслушав подсудимого, исследовав доказательства, представленные обвинением и защитой, огласив с согласия сторон показания не явившегося лица, выслушав судебные прения и последнее слово подсудимого, суд

У С Т А Н О В И Л:

20 марта 2010 г. около 13 часов Байбурин приехал к ФИО6 в <адрес> и распивал с ним самогон. Около 22 часов между находившимися в состоянии алкогольного опьянения Байбуриным и ФИО6 произошел конфликт, Байбурин из личной неприязни с целью убийства ударил ФИО6 ножом в жизненно-важный орган грудную клетку и умышленно причинил тяжкий вред его здоровью, опасный для жизни, в виде проникающего колото-резаного ранения передней поверхности грудной клетки справа по окологрудинной линии в четвертом подреберье с направлением раневого канала спереди назад перпендикулярно вертикальной оси человека, проникновения в плевральную полость, повреждений кожи и подкожной клетчатки, межреберной мышцы четвертого межреберья, передней поверхности средней доли правого легкого с раной 0,5 см., которое осложнилось обильной кровопотерей объемом 1500 мл с наружным кровотечением, в результате чего ФИО6 умер.

Подсудимый Байбурин в суде вину не признал и пояснил, что 20.03.2010 г. он приехал к ФИО6. Они распивали спиртное с двумя племянниками ФИО6 и его соседом. Когда те ушли, он лег спать в угловой комнате, ФИО6 в кухне. В 23 часа он проснулся, чтобы умыться вылил ведро с водой из-под раковины на улице. Вернувшись в дом, включил свет и стал будить ФИО6. Увидел у него рану на груди. Испугавшись, убежал из дома, взяв продукты, которые ему обещал дать ФИО6.

Однако вина Байбурина доказана его признаниями на предварительном следствии, показаниями потерпевшей и свидетелей.

Так, 21.03.2010 г. Байбурин совершил явку с повинной и собственноручно указал в ней, что ДД.ММ.ГГГГ он был в гостях у ФИО6 ФИО17 в <адрес> выпивали самогон. Примерно в 22.00, когда они выпивали, возникла между ними ссора. ФИО18 замахнулся на него костылем, он увернулся и, схватив с табуретки кухонный нож, ударил в область груди. ФИО28 сидел на кровати и там остался лежать. Он испугался, оделся, забрал мясо и масло, которые ФИО19 обещал ему дать, и ушел (т.1 л.д. 8).

На допросах в качестве подозреваемого и обвиняемого, проведенных с участием защитника ФИО7, Байбурин дал такие же признания об убийстве ФИО6 (т.2 л.д. 8-11, 26-29). Эти признания он подтвердил при проверке его показаний на месте, также проведенной с участием защитника ФИО7 и понятых. При этом свои действия он демонстрировал на манекене (т.2 л.д. 18-21).

Сотрудник милиции ФИО8 утверждал, что по убийству ФИО6 было установлено, что накануне убийства к ФИО6 приходил Байбурин, который собирался ночевать у него. Байбурин добровольно признался в убийстве ФИО6 и написал явку с повинной, на допросе у следователя он дал признательные показания о совершенном им убийстве, что подтвердил при проверке его показаний на месте (т.1 л.д. 210-212).

Потерпевшая ФИО9 пояснила, что ее братишке ФИО6 ФИО20 ДД.ММ.ГГГГ ампутировали ногу. ДД.ММ.ГГГГ она отправила его в <адрес> на протезирование. ДД.ММ.ГГГГ отправила за ним такси, в 17 часов он по телефону сообщил, что приехал домой, его встретил ее муж. ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов он по телефону сказал, что к нему пришел в гости Байбурин Айрат. В 20 часов он не ответил на ее звонок, племянник ФИО21 сообщил, что с ним все нормально. 21.03.2010г. около 11 часов сестренка сообщила, что он убит.

Свидетель ФИО10 утверждал, что 20.03.2010 г. около 11 час. 30 мин. он и братишка пришли к дяде ФИО6 ФИО22, через полчаса пришел Байбурин Айрат. Все пили самогон. Около 14 часов он и братишка ушли. Вновь приехали к дяде после 17 часов. Их дядя, Байбурин и сосед дяди ФИО12 пили самогон. Около 19 часов он и братишка уехали. Дядя и Байбурин были пьяными, дядя засыпал. Байбурин говорил, что останется ночевать у дяди, утром затопит баню. Поэтому 21.03.2010 г. около 11 часов он пришел к дяде. Двери в дом были открыты, он лежал на кровати с приоткрытыми глазами, был окоченевший. Он сообщил об этом родным, в скорую помощь и в милицию.

Такие же показания дал свидетель ФИО11, утверждал, что из дома дяди пропало мясо и масло.

Свидетель ФИО12 показал, что 20.03.2010 г. около 17 час. 30 мин. он зашел к ФИО6 Дверь открыл Байбурин. Они выпили с ФИО6 дважды по половине бокала самогона. Приехали племянники ФИО6. Он ушел в его тапочках, Байбурин остался с ним. Утром он пришел за своими валенками, ФИО6 вроде бы спал в кухне.

Свидетель ФИО13 объяснила, что 20.03.2010 г. пришла в дом к брату ФИО6, он спал. Затем пришел Байбурин, который сказал, что останется ночевать здесь, утром затопит баню. У него была 1,5 литровая бутылка с самогоном. Она попросила его не спаивать брата. Утром узнала, что брат убит. Считает, что его убил Байбурин, так как он оставался ночевать с ним в доме.

Свидетель ФИО14 разъяснила, что 20.03.2010 г. Байбурин Айрат сказал, что будет ночевать у ФИО27 и искупает его в бане, что она сообщила его матери. 21.03.2010 г. в 11 часов Айрат сказал, что уехал от ФИО24 вечером 20.03.2010 г. Со слов его матери Айрата из дома выгнал ФИО25 и дал ему деньги на дорогу, пакет с продуктами.

Свидетель ФИО15 пояснила, что 20.03.2010 г. сын Айрат поехал к ФИО6, вернулся домой около 24 часов. На вопрос, зачем вернулся, ведь собирался ночевать у него, сын ответил, что его оттуда выгнали. Он был «поддатый», при нем было пиво.

Признания подсудимого на предварительном следствии и показания указанных лиц подтверждены объективными доказательствами.

Судебно-медицинской экспертизой на трупе потерпевшего ФИО6 установлено прижизненное описанное выше телесное повреждение, причиненное одним ударом колюще-режущего орудия, каковым мог быть нож длиной клинка не менее 5 см и шириной около 2 см. Положение нападавшего было лицом к лицу пострадавшего, расположение раны не исключает положение нападавшего вертикальным сверху, пострадавшего лежа на спине. Его смерть наступила 20.03.2010 г. от обильной кровопотери, он мог совершать активные действия после причинения телесного повреждения в промежуток времени, исчисляемый от нескольких секунд до минуты. В его крови найдено 3,9 промилле этилового спирта, что соответствует тяжелому отравлению алкоголем, которое не является причиной смерти (т.1 л.д. 91-99).

При осмотре места происшествия на трупе ФИО6 установлено такое же телесное повреждение, а также в <адрес> обнаружен и изъят нож (т.1 л.д. 14-21).

При обыске в жилище Байбурина обнаружены и изъяты продукты питания, которые он принес к себе из дома потерпевшего ФИО26: мясо, масло и молоко (т.1 л.д. 37-43), чек на эти продукты изъят у ФИО9 (т.1 л.д. 58-62), у Байбурина также изъяты свитер, джинсы и ремень (т.1 л.д. 46-50), по делу изъяты свитер и майка потерпевшего ФИО6 (т.1 л.д. 52-56), все эти предметы осмотрены (т.1 л.д. 69-73).

Судебно-медицинской экспертизой вещественных доказательств установлено, что на изъятом с места происшествия ноже, свитере и джинсах Байбурина, майке и свитере ФИО6 имелась кровь человека, которая произошла от ФИО6 и ее происхождение от Байбурина А.Ш. исключается (т.1 л.д. 106-111, 118-127); повреждения на свитере и майке ФИО6, а также на препарате кожи из области груди его трупа, причинены клинком ножа, изъятого с места происшествия (т.1 л.д. 135-145).

Анализируя признания Байбурина на предварительном следствии с этими доказательствами, суд пришел к выводу, что они согласуются между собой и соответствуют действительности.

Исследовав описанные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу, что вина подсудимого Байбурина А.Ш. доказана.

Его действия суд квалифицирует по ст. 105 ч. 1 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Судом проверены доводы подсудимого Байбурина о том, что его явка с повинной и признательные показания даны в результате физического и психического давления со стороны сотрудников милиции.

Эти доводы являются несостоятельными и опровергаются показаниями сотрудника милиции ФИО8 о том, что признания об убийстве Байбурин дал добровольно и без давления на него. Судебно-медицинской экспертизой телесных повреждений в области головы у Байбурина, утверждавшего, что его били по голове, не установлено (т.1 л.д. 84).

Более того, из явки с повинной видно, что она составлена Байбуриным собственноручно, признательные показания им даны в присутствии адвоката ФИО7, проверка его показаний на месте проведена с участием понятых и защитника ФИО7

При таких обстоятельствах применение какого-либо давления на Байбурина исключается и поэтому следует, что эти признания им даны добровольно.

Судом установлено, что при допросах Байбурина и при проверке его показаний на месте органом предварительного расследования требования ст. 164 ч. 3 и 4 УПК РФ не нарушены.

Суд не может принять во внимание предположение защитника Дмитриева Ю.П. о том, что потерпевший ФИО6 мог быть убит лицом, похитившим у него сотовый телефон, так как оно не подтверждено конкретными доказательствами.

Поэтому суд не может согласиться с доводами защитника Дмитриева Ю.П. об оправдании подсудимого.

Стационарной судебной психолого-психиатрической экспертизой установлено, что Байбурин в период времени, относящийся к совершению инкриминируемого ему деяния и в настоящее время каким либо хроническим психическим расстройством или слабоумием не страдал и не страдает, мог и может осознавать фактический характер своих действий и руководить ими (т.1 л.д. 171-175).

При назначении подсудимому наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, влияние назначенного наказания на его исправление и условия жизни его семьи.

Байбурин характеризуется положительно, не судим.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает его явку с повинной и активное способствование раскрытию преступления при производстве предварительного расследования, а также указанное в обвинительном заключении органом предварительного расследования обстоятельство в виде противоправности поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.

При таком положении суд пришел к выводу о невозможности исправления подсудимого без изоляции от общества и назначает ему наказание в виде реального лишения свободы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 304, 307, 308 и 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Байбурина Айрата Шамилевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 105 ч. 1 УК РФ и назначить ему наказание в виде десяти лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Срок отбывания наказания исчислять с 10 сентября 2010 г.

Зачесть в срок отбывания наказания его содержание под стражей с 21 марта 2010 г. по 10 сентября 2010 г.

До вступления приговора в законную силу меру пресечения: заключение под стражей Байбурину А.Ш. - оставить без изменения.

По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства: нож, смыв, следы рук и обуви, лоскут кожи, образцы крови – уничтожить; свитер и майку – вернуть ФИО9; продукты – оставить у ФИО9; свитер, штаны, ремень, ботинки – вернуть Байбурину А.Ш.; чек – хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.

В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

Председательствующий

Справка: приговор вступил в законную силу 09.11.2010 г.