2-2125/2010 Пронина Е.А к Пронину А.В о признании договора дарения недействительным



Дело № 2-2125-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Город Октябрьский РБ 13 ноября 2010 года

Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Орлова С.А.,

при секретаре Миндияровой З.А.,

рассмотрев в предварительном судебном заседании гражданское дело по иску Прониной Е.А к Пронину А.В о признании договора дарения недействительным,

у с т а н о в и л:

Пронина Е.А. обратилась в Октябрьский городской суд с исковым заявлением о признании договора дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ недействительным по тем основаниям, что подпись на последней странице договора, в месте скрепления страниц, исполнена не ею, а иным лицом. Пронина Е.А. просит признать договор дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ недействительным как сделку не соответствующую требованиям закона и иных правовых актов.

Истица в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщены.

В судебном заседании представитель истицы Крыжановская Е.Ю. (доверенность в деле) иск поддержала, просила его удовлетворить.

Ответчик Пронин А.В. и его представитель Байрамов Д.А. (доверенность в деле) в судебном заседании иск не признали, заявив ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.

Представитель третьего лица УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представлен отзыв с просьбой о проведении подготовки и судебного заседания без его участия.

Выслушав представителей сторон, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Истица просит признать договор дарения квартиры недействительным, вернуть стороны в первоначальное положение, ссылаясь на ст. 168 ГК РФ, предусматривающую, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Согласно статье 181 ГК РФ срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован договор дарения квартиры по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенный Прониной Е.А. с Прониным А.В., и переход права собственности к одаряемому Пронину А.В., что усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствие со ст.223 ГК РФ, право собственности у приобретателя возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исполнение договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ началось с момента его регистрации ДД.ММ.ГГГГ, доказательствами исполнения договора дарения могут служить налоговые уведомления и квитанции об уплате Прониным А.В. налога на имущество, поскольку с этого момента изменился субъектный состав этих правоотношений, возникли налоговые обязательства, - согласно ст.1 закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Согласно ст.2 указанного закона, квартира признается объектом налогообложения.

Кроме того, статьи 195, 196, 199, 200 ГК РФ предусматривают, что исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст.152 ГПК РФ, предварительное судебное заседание имеет своей целью, в том числе, исследование фактов пропуска сроков обращения в суд и сроков исковой давности. В предварительном судебном заседании может рассматриваться возражение ответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока исковой давности для защиты права и установленного федеральным законом срока обращения в суд. При установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.

Установление в законе общего срока исковой давности, то есть срока для защиты права по иску лица, право которого нарушено (статьи 195-196 ГК РФ), обусловлено необходимостью обеспечить стабильные и определенные отношения, сложившиеся между участниками гражданского оборота. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, само по себе является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, в соответствии с п.2 ст.199 ГК РФ. В этом случае принудительная (судебная) защита прав гражданина, независимо от того, имело ли место в действительности нарушение его прав, невозможна.

Таким образом, суд считает, что Пронина А.Е. пропустила срок исковой давности, о применении которой было заявлено ответчиками, при этом истица и ее представитель не представили суду сведений и доказательств уважительных причин пропуска этого срока.

Руководствуясь ст.ст. 152, 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Прониной Е.А к Пронину А.В о признании договора дарения недействительным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти суток.

Судья Орлов С.А.