2-1669/2010 прокурор г.Октябрьский РБ в интересах Ахметова И.М.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гор. Октябрьский РБ 10 ноября 2010 года

Октябрьский городской суд РБ в составе: председательствующего федерального судьи Р.Х. Шарифуллиной, с участием заместителя прокурора Закирова P.M., при секретаре Соловьевой Л.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Ахметова И.М., Файзуллиной СМ. к Администрации ГО г.Октябрьский РБ, к Правительству Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения детям- сиротам

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Ахметова И.М., Файзуллиной СМ., в последующем их уточнив, обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Октябрьский РБ, к Правительству РБ,, об обязании Администрации ГО г.Октябрьский РБ, и Правительство Республики Башкортостан предоставить Ахметову И.М. и Файзуллиной СМ. жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Октябрьский РБ общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Решением Октябрьского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ. № «Об учетных нормах и нормах предоставления гражданам жилой площади по договорам социального найма « - не менее <данные изъяты>., но не более <данные изъяты>. метров общей площади, мотивируя тем, что Ахметов И.М. - ДД.ММ.ГГГГ г.р. является сиротой, с ДД.ММ.ГГГГ воспитывался в ГОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом городского округа г. Октябрьский», окончил <данные изъяты> классов в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №» городского округа г. Октябрьский. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ обучался на дневном отделении в ГОУ НПО «Профессиональный лицей №» городского округа г. Октябрьский и проживал в общежитии данного учреждения. ДД.ММ.ГГГГ. включен в список Администрации городского округа г. Октябрьский на внеочередного получения жилья, под №

Файзуллина СМ. ДД.ММ.ГГГГ относится к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ воспитывалась в ГОУ для <данные изъяты> - <данные изъяты>, оставшихся без попечения <данные изъяты> «Детский дом городского округа г. Октябрьский». С ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ обучалась на дневном отделении ГОУ СПО «Профессиональный лицей №» городского округа г. Октябрьский и проживала в общежитии данного образовательного учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ. включена в список Администрации городского округа г. Октябрьский на внеочередного получения жилья, под №. Однако до настоящего времени Ахметову И.М. и Файзуллиной СМ. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами ЖК РФ, 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», не предоставили.

Представитель истца зам.прокурора г.Октябрьский РБ Закиров P.M. и соистцы Ахметов И.М. и Файзуллина СМ. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в уточненных исковых требованиях.

Представитель ответчика Администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Пальчинский А.Е. - исковые требования не признал, пояснив, что заявки ими были направлены в Министерство образования РБ, свои обязанности по законодательству выполнили. Правительство РБ выделило денежные средства на 1-2 лица.

Представитель ответчика - Правительства Республики Башкортостан - на судебное заседание не явились повторно, доказательств уважительности причин неявки не представили, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Представитель 3 лица - МУП «Комитета по жилищной политике» Тищенко Т.М. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ими были направлена заявки в Министерство образования РБ на всех сирот, затем Министерство образования РБ запросило заявку лишь на <данные изъяты> лица по списку; из выделенного Администрации лимита приобрести истцам жилье не представляется возможным. В <данные изъяты> жильем был обеспечен всего один <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ выделили на троих, финансирование недостаточно.

Представители 3-лиц Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, Министерства экономического развития РБ - на судебное заседание не явились, направили заявления о рассмотрении дела без их участия.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав всех участников процесса, суд приходит к следующим вводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища

Согласно ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.»

В соответствии со ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ «К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:... 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Из вышеприведенных норм законодательства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.

Согласно ч.1,3 ст.49 ЖК РФ « По договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда..... Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.»

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, « липам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии с п.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». .Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства в течение трех месяцев равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъекта РФ и относится к расходным обязательствам субъектов РФ...

Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая для одиноко проживающих детей-сирот должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более <данные изъяты>

Как следует из Заявки Администрации ГО г.Октябрьский на финансирование из бюджета РБ расходов по обеспечению жилыми помещениями на истцов Ахметова И.М. и Файзуллину СМ. было заказано финансирование расходов на приобретение жилья из расчета по <данные изъяты> на каждого.

Порядок предоставления жилья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и финансирования расходов по его предоставлению определен Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно положениям данного нормативного акта финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Для этого Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан должны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

<данные изъяты>, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем <данные изъяты>, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;

документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого <данные изъяты>. После чего Министерство образования РБ формирует сводный список (банк данных) <данные изъяты>, ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов РБ представляет в Министерство экономического развития РБ заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем <данные изъяты>; и вносит предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов РБ; а также представляет в Министерство финансов РБ заявки на выделение средств из бюджета РБ на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств.

Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

Согласно п.4 Постановления Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно постановлено предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот.

Администрация ГО г.Октябрьский РБ согласно ст. 12 Конституции РФ, как местное самоуправление, признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132) Из ст.132 Конституции РФ, как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ г. № следует, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта РФ - и только в форме закона, с учетом установленного Конституцией РФ разграничения предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ ( статьи 71,72,73). Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ. №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от ДД.ММ.ГГГГ № ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст.2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ, наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)

В силу положений ст.4,6, 8 Закона Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо поле возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Таким образом, обязанность обеспечения соистцов жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на Администрацию ГО г.Октябрьский РБ лишь при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Как установлено судом, во исполнение Постановления Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией ГО г. Октябрьский РБ ДД.ММ.ГГГГ. была подана заявка на ДД.ММ.ГГГГ с включением в список соистцов Файзуллиной СМ. за №, Ахметова И.М. - за №., после письма Министерства образования РБ о предоставлении уточненного списка и на 1-2 человек из числа детей-сирот- ДД.ММ.ГГГГ.. был повторно направлен уточненный список. На ДД.ММ.ГГГГ Администрацией также была направлена заявка на финансирование из бюджета РБ расходов по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, в т.ч. Ахметова И.М. и Файзуллину СМ..

Из вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что права истцов на получение жилья были нарушены в результате невыполнения своих обязанностей Правительством РБ, в должном размере не осуществляющем финансирование упомянутых расходов, что и является причиной не обеспечения соистцов жильем до настоящего времени.

Распоряжениями Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, распределены лимиты государственных капитальных вложений на обеспечение в ДД.ММ.ГГГГ жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в сумме <данные изъяты>, из них на город Октябрьский выделено <данные изъяты>. Распоряжением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № выделено <данные изъяты> из них на г. Октябрьский <данные изъяты>. Между тем, по заявке Министерства образования Республики Башкортостан, представленной в Министерство Финансов Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями <данные изъяты>, оставшихся без. попечения родителей, а так же лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, состоящих на Регистрационном учете в администрациях муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на регистрационном учете состоят <данные изъяты>- <данные изъяты>, оставшихся без попечения родителей, из них по городу Октябрьский Республики Башкортостан - <данные изъяты>, в том числе под № в эту заявку включены соистцы.

Обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.

Иск прокурора подлежит удовлетворению в части возложения обязанности по предоставлению жилья соистцам Ахметову И.М. и Файзуллиной СМ.- на Правительство Республики Башкортостан, в иске ко второму ответчику - Администрации ГО г.Октябрьский РБ -суд отказывает.

Руководствуясь ст.ст.12,194-197,199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Файзуллиной С.М, ДД.ММ.ГГГГ, Ахметову И.М, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г.Октябрьского РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее <данные изъяты>, но не более <данные изъяты>.

В иске прокурора г.Октябрьский РБ в интересах Ахметова И.М. и Файзуллиной С.М. к Администрации ГО г.Октябрьский РБ об обязании предоставления жилья - отказать.

Срок обжалования решения в Верховный суд РБ - 10 дней.

Судья: Р.Х. Шарифуллина