РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 декабря 2010 г. г. Октябрьский
Октябрьский городской суд в составе председательствующего судьи Фаттахова А.Ф., при секретаре Салиховой Э.Р., адвокатов Тимербулатова А.А.., Самородова А.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гареева Р.М. к Гарееву М.Б., Гарееву М.М., об установлении факта принятия наследства, признании недействительным свидетельства о праве на наследство, признании наследника недостойным, признании договора дарения квартиры недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Гареев М.Б. и Хурамшина Г.А. состояли в зарегистрированном <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты> л.д. 122), от <данные изъяты> имели <данные изъяты>, в том числе ФИО21 ответчика по делу и ФИО22
ДД.ММ.ГГГГ. Гареев М.Б. и Хурамшина Г.А. согласно договора о передачи в совместную собственность, приватизировали квартиру по <адрес>. Договор зарегистрирован в БТИ ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Хурамшина Г.А. оформила у нотариуса завещание, завещав свою долю в квартире <данные изъяты> ФИО22. (л.д. 144)
ДД.ММ.ГГГГ Хурамшина Г.А. <данные изъяты> (свидетельство о смерти л.д. 15)
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> <данные изъяты> Гареев М.Б. обратился с заявлением к нотариусу о принятии наследственного имущества в виде денежного вклада в банке. (л.д. 134)
ДД.ММ.ГГГГ Гареев М.Б. получил свидетельство о праве на наследство по закону после <данные изъяты> Хурамшинаой Г.А, на денежные вклады в Сбербанке. (л.д. 133)
ДД.ММ.ГГГГ Гареев М.Б. получил свидетельство о праве на наследство по закону <данные изъяты> Хурамшинаой Г.А. на её <данные изъяты> долю в квартире по <адрес> (л.д. 139)
ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> ФИО22. (свидетельство о смерти л.д. 13)
ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> ФИО22 - Гареев Р.М. обратился с заявлением к нотариусу для принятия наследства <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ Гареев М.Б. согласно договора дарения подарил принадлежащую ему спорную квартиру, <данные изъяты> ФИО21.(л.д. 52), свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 53)
<данные изъяты> ФИО22 М. - Гареев Р.М. обратился в суд с иском согласно последних уточнений исковых требований (л.д. 164-165), просит, как изложено:
указывая, что Гареев М.Б. дважды оформлял свидетельства о праве на наследство, при этом в материалах по наследству не имеется ни одного заявления ответчика Гареева М.Б. так же не имеется книга регистрации заявлений, нотариус выдавая свидетельство о наследстве нарушил ст. 1152, 1150, 1153, 1157 - 1159 ГК РФ и инструкции нотариуса, а так же нарушила права остальных наследников.
Представитель истца по нотариальной доверенности Стрелкова В.М. исковые требования поддержала, суду показала, что её брат Гареев Марсель после смерти матери Хурамшиной Г.А. умершей ДД.ММ.ГГГГ приезжал с <адрес> на похороны <данные изъяты>, после похорон через несколько дней уехал обратно при этом, он забрал принадлежащие <данные изъяты>, <данные изъяты>, полотенца, и шерстяные носки связанные <данные изъяты> при жизни. Перед смертью <данные изъяты> дала ей деньги <данные изъяты>., эти деньги она отдала <данные изъяты> ФИО22 на дорогу. Считает, что ФИО22 фактически принял наследство после смерти <данные изъяты>. Пояснила, что все в том числе и ФИО22 знали о том, что <данные изъяты> завещала свою долю в квартире ему, но он в нотариальную контору для принятия наследства не обращался в связи с не знанием закона. Пояснила, что ФИО22 до <данные изъяты> и после постоянно проживал на севере, и вернулся в г. Октябрьский в ДД.ММ.ГГГГ постоянно стал проживать с <данные изъяты> до <данные изъяты>.
Гареев М.Б. и ФИО36. иск не признали, просят в удовлетворении заявленных требований, оказать в связи с их необоснованностью.
Нотариус Мишина А.Р. суду показала, что из материалов наследственного дела следует, что Гареев М.Б. единственный наследник первой очереди в течении <данные изъяты> после <данные изъяты> обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, ему было выдано два свидетельства о праве на наследство на денежные вклады и <данные изъяты> доли в квартире.
Суд выслушав стороны изучив материалы дела считает, что иск подлежит отклонению, по следующим основаниям:
В судебном заседании представитель истца Стрелкова В.М. в обосновании заявленных требований утверждает, что её <данные изъяты> Гареев ФИО22 после <данные изъяты> Хурамшиной Г.А. приезжал с севера в г. Октябрьский после похорон через несколько дней уехал обратно при этом, забрал принадлежащие <данные изъяты>, <данные изъяты>, полотенца, и шерстяные носки связанные матерью при жизни. Она передала ФИО22 деньги на дорогу в размере <данные изъяты>., которые ей дала <данные изъяты> перед смертью. В обоснований указанных обстоятельств по ходатайству представителя истца были допрошены свидетели: ФИО39 <данные изъяты> ФИО40., его <данные изъяты> ФИО41. и их <данные изъяты> ФИО42 показавшие, что после похорон <данные изъяты> ФИО22 несколько дней уехал на север при этом, забрал принадлежащие умершей, <данные изъяты> фотографии, полотенца, и шерстяные носки связанные матерью при жизни.
Согласно п. 1,2 ст.1152 ГК РФ, для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно п. 1,2 ст. 1153 ГК РФ, принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Следует отметить, что применительно к рассматриваемому случаю считается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник, вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Обстоятельства на которые ссылается представитель истца, о том, что после похорон <данные изъяты> ФИО22 забрал принадлежащие умершей, <данные изъяты>, полотенца, и шерстяные носки связанные матерью при жизни, а так же её деньги, доказывая, что ФИО22. фактически принял наследство после <данные изъяты>, является противоречивыми, поскольку ответчики по делу, <данные изъяты> Гареев М.Б., и её <данные изъяты> ФИО22 это не подтверждают и опровергают, и не могут служить объективным и достоверным доказательством подтверждающим, факт принятия наследства ФИО22 после <данные изъяты> Хурамшиной Г.А. ДД.ММ.ГГГГ
Кроме того ФИО22 знал о наличии завещания <данные изъяты>, а так же о <данные изъяты>, что сторонами не оспаривается, однако в установленный ст. 1154 ГК РФ шести месячный срок со дня открытия наследства с заявлением к нотариусу не обратился, при жизни не поднимал вопрос о вступлении в наследство, и не претендовал на него.
Принятие наследства является правом наследника. Поскольку при жизни ФИО22. этим правом не воспользовался, и не пытался воспользоваться, суд не может признать его фактически принявшим наследство после <данные изъяты>
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что права Гареева Р.М. к наследству Хурамшиной Г.А., производны и вытекают из наследственных прав <данные изъяты> ФИО22 его требования о признании факта принятия наследства ФИО22., открывшегося после <данные изъяты> Хурамшиной Г.А., в виде <данные изъяты> доли <адрес>, и денежного вклада в Сбербанке, подлежат отклонению, как и другие заявленные требования:
о признании перехода права на принятое наследство по завещанию Хурамшиной Г.А. на <данные изъяты> доли <адрес> принадлежащего ФИО22 причитавшееся ему наследство в связи с его смертью до оформления наследства, признав факт принятия им наследства, а так же переход права на принятие наследства на <данные изъяты> долю денежного вклада в Сберегательном банке РФ, открытого на имя Хурамшиной Г.А.
признания недействительным свидетельства о праве на наследство по закону на денежные вклады от ДД.ММ.ГГГГ. Гарееву М.Б., а так же свидетельство о праве на наследство по закону на <данные изъяты> долю Хурамшиной Г.А. в <адрес> на имя Гареева М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ
признании договора дарения <адрес>, недействительным, заключенного между Гареевым М.Б. от ДД.ММ.ГГГГ регистрацию данного договора в регистрационной палате г. Октябрьского признать недействительным и запись № от ДД.ММ.ГГГГ исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними, оформленного на имя ФИО21
как не основанными на законе.
В соответствии со ст. 1117 ГК РФ подлежат отклонения требования, о признании Гареева М.Б. недостойным наследником наследства открывшегося после <данные изъяты> Хурамшиной Г.А. лишении его права наследования про закону за неправомерные умышленные действия направленные против другого наследника ФИО22 и остальных наследников, поскольку в судебном заседании не установлены умышленные неправомерные действия Гареева М.Б., направленные против другого наследника ФИО22. и остальных наследников.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Все заявленные исковые требования Гареевым Р.М. к Гарееву М.Б., к Гарееву М.М. - отклонить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ, в течении 10 дней, через Октябрьский городской суд РБ.
Председательствующий: