2-1703-10
2-1468-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Октябрьский РБ 25 ноября 2010 года
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе судьи Орлова С.А.
с участием помощника прокурора Гареева М.З.,
при секретаре Миндияровой З.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Октябрьский РБ заявленного в интересах Сарваровой Н.В к Правительству РБ, Министерству финансов РБ, администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан о признании действий администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан незаконными с требованием предоставить жилое помещение по договору социального найма, по иску Сарваровой Н.В к администрации городского округа г. Октябрьский РБ о признании права на постановку в льготной очереди на получение жилья,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Октябрьский РБ в интересах Сарваровой Н.В. обратился в суд с учетом уточненных исковых требований к администрации ГО г. Октябрьский РБ, Правительству РБ, Министерству финансов РБ о признании действий администрации городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан незаконными с требованием предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди на территории г. Октябрьский РБ общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, Сарварова Н.В. обратилась в суд с учетом уточненных требований о признании права на постановку в льготной очереди на получение жилья, мотивируя тем, что Сарварова (до <данные изъяты> Герасимова) Н.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к числу лиц, оставшихся без <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она воспитывалась в <данные изъяты> «<адрес> Закрепленного жилого помещения Сарварова Н.В. не имеет.
В ДД.ММ.ГГГГ Сарварова Н.В. окончила обучение в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Сарварова Н.В.обратилась в администрацию городского округа г. Октябрьский РБ с заявлением о предоставлении ей вне очереди жилого помещения, на основании которого она была включена в список лиц, нуждающихся в жилом помещении. Затем в ДД.ММ.ГГГГ году была выделена в льготный список <данные изъяты>, на внеочередное получение жилого помещения.
Однако в ДД.ММ.ГГГГ Сарварова Н.В. из данного списка была переведена в общий список граждан, нуждающихся в жилье социального назначения (номер очередности <данные изъяты>), в связи с тем, что по достижению возраста <данные изъяты> она утратила право на внеочередное получение жилого помещения.
Представитель истца помощник прокурора г.Октябрьский РБ Гареев М.З. и по доверенности Нуруллин Р.И., Еникеева Г.А. (доверенности в деле), истица Сарварова Н.В. исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в уточненных исковых требованиях.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Пальчинский А.Е. (доверенность в деле) исковые требования не признал, в судебном заседании пояснил, что у администрации ГО г. Октябрьский РБ нет полномочий по предоставлению жилого помещения <данные изъяты>. Каких-либо письменных доказательств о том, что истица состояла на учете по месту работы на <данные изъяты>, Сарварова Н.В. не представила.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Октябрьский РБ по доверенности Тищенко Т.М. (доверенность в деле) исковые требования не признала, в судебном заседании пояснила, что Сарварова Н.В., как малоимущая, стоит в дополнительной очереди на получение жилого помещения.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан на судебное заседание не явился по неизвестной причине о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.
Представитель ответчика Министерства финансов РБ, на судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, представили возражение на исковое заявление, в соответствии с которым исковые требования не признают, просят рассмотреть гражданское дело без их участия.
Свидетель ФИО13 в судебном заседании пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала на <адрес> вместе с Сарваровой Н.В.. При профкоме на <данные изъяты> была жилищная комиссия. В ДД.ММ.ГГГГ истица подала заявление о постановке на учет как <данные изъяты>, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Сарварова Н.В. жила в общежитии. Списки лиц, нуждающихся в жилищных условиях, существовали на предприятии до ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетели ФИО14, ФИО15, ФИО16. в судебном заседании дали аналогичные показания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим вводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища
Согласно ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
В соответствии со ст.26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:... 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Из вышеприведенных норм законодательства предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ.
Исходя из ч.1,3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: …детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии со ст.8 ФЗ РФ № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (ред. от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Решением городского Совета г. Октябрьского от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее <данные изъяты> общей площади (не менее <данные изъяты> жилой площади для коммунальных квартир) жилого помещения на одного человека).
Постановлением Правительства РБ от 20.07.2007N 200 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, которая для одиноко проживающих детей-сирот должна быть не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более 33 кв. м.
<данные изъяты>
Исходя из п. 2 вышеназванного Постановления Правительства РБ финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Для этого Администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан должны представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:
<данные изъяты>
заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей-сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению N 1 к настоящему Постановлению;
документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам.
После чего Министерство образования РБ формирует сводный список (банк данных) <данные изъяты>, ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов РБ представляет в Министерство экономического развития РБ заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем <данные изъяты>; и вносит предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов РБ; а также представляет в Министерство финансов РБ заявки на выделение средств из бюджета РБ на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств.
Оплата жилья, приобретаемого детям-сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.
Администрация ГО г.Октябрьский РБ согласно ст. 12 Конституции РФ, как местное самоуправление, признается и гарантируется в пределах своих полномочий самостоятельно, а его органы не входят в систему органов государственной власти. Она обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также может наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Пунктом 1 ст.1 Закона РБ от 28.12.2005 г.№ 260-3 (в редакции от 1.04.2010 г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в ст.2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ, наделяются государственными полномочиями РБ по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях)
Дополнительные гарантии для <данные изъяты>, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации, т.е. Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.
Действующее законодательство, обеспечивающее дополнительные гарантии по социальной поддержке детей<данные изъяты> не предполагает ограничение прав <данные изъяты> определенными временными рамками, либо лишения права гражданина по достижению им определенного возраста.
Сарварова Н.В. на момент выпуска из <данные изъяты> приобрела право на получение жилья, это право до настоящего момента она не реализовала, в связи с этим не может быть лишена этого права по достижению возраста <данные изъяты>
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что права истицы на получение жилья были нарушены в результате невыполнения своих обязанностей Правительством РБ, в должном размере, не осуществляющем финансирование упомянутых расходов, что и является причиной не обеспечения соистцов жильем до настоящего времени.
Обеспечение вне очереди жилыми помещениями <данные изъяты>, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств, соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать Правительство Республики Башкортостан предоставить Сарваровой Н.В по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте г. Октябрьский Республики Башкортостан, отвечающее установленным социальным и техническим требованиям, площадью не менее <данные изъяты>., но не более <данные изъяты>..
В удовлетворении остальных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение десяти дней.
Судья С.А.Орлов